Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 17:55, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить современные проблемы и оценить перспективы развития розничных банковских услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть специфику розничных банковских услуг и их виды;
- проанализировать рынок розничных банковских услуг в РФ;
- выявить проблемы продвижения банковских услуг в РФ и наметить пути их решения;
- оценить перспективы и предложить направления дальнейшего качественного развития рынка розничных банковских услуг.
ВВЕДЕНИЕ
1 Факторы и тенденция развития рынка розничных банковских услуг на современном этапе
1.1 Специфика розничных банковских услуг и их виды
1.2 Риски розничных операций банков в России
1.3 Проблемы продвижения банковских услуг в России
2 Анализ розничных банковских услуг в РФ
2.1 Уровень спроса на наличные деньги при совершении розничных платежей
2.2 Анализ платежей с использованием платежных карт
2.3 Анализ платежей с использованием сети Интернет и мобильных телефонов
3 Пути продвижения розничных банковских услуг в РФ
3.1 Основные направления развития банковского розничного рынка
3.2 Пути продвижения банковских розничных услуг на рынок
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
3 Пути
продвижения розничных
Розничный филиал банка - наиболее привычная для клиентов в плане пользования услугами и наиболее универсальная структура, так как она осуществляет зачастую весь спектр услуг банка. Разграничение полномочий между головным офисом и филиалом позволяет снизить риск и повысить эффективность использования банковских ресурсов.
Таблица 2 - Разграничение полномочий, связанных с продвижением банковских розничных услуг, между головным офисом и филиалом банка
Наименование полномочий |
Головной офис |
Филиал |
Разработка кредитной, депозитной и процентной политики |
+ |
|
Разработка единых стандартов
и внутренних |
+ |
|
Прием и обучение персонала |
+ |
+ |
Определение соответствия между
уровнем |
+ |
+ |
Разработка системы оценки деятельности филиала |
+ |
|
Регулирование текущей ликвидности филиала |
+ |
+ |
Анализ движения денежных средств по счетам клиентов |
+ | |
Прогноз притока и оттока средств клиентов |
+ | |
Планирование достаточности средств |
+ |
+ |
Привлечение (размещение) срочных ресурсов |
+ |
+ |
Управление временно свободными
денежными |
+ |
+ |
Установление лимитов по банковским операциям |
+ |
|
Продолжение таблицы 2 | ||
Контроль за соблюдением лимитов по банковским |
+ |
+ |
Авторизация сделок свыше лимитов филиала |
+ |
|
Планирование оптимальной структуры активов и пассивов |
+ |
|
Распределение показателей
структуры активов |
+ |
|
Контроль за соблюдением
плановых значений активов |
+ |
+ |
Управление процентными ставками |
+ |
|
Установление
предельных (максимальных и минимальных) |
+ |
|
Возможность изменения предельных
значений |
+ |
+ |
Мониторинг конкурентной
среды, предложения |
+ |
Основная задача заключается в создании предпосылок, способствующих изменению условий работы внутри банковского филиала, то есть в приведении их в соответствие с требованиями рынка. Стратегия деятельности должна показывать, что и как необходимо делать на уровне филиала для достижения целей, поставленных высшим руководством банках[23]. Главным субъектом, осуществляющим планирование продвижения услуг на уровне филиала, является его управляющий. Рассмотрим важнейшие составляющие системы продвижения банковских розничных услуг на рисунке 3. Рынок розничных банковских услуг способен эффективно содействовать государству в реализации базовых социальных функций посредством:
- повышения ответственности граждан за свое благосостояние через формирование личных накоплений;
- обеспечения доступности жилья для граждан через механизм ипотеки;
- создания возможностей для повышения качества жизни с использованием потребительского кредитования;
- создания возможностей для повышения гражданами своей профессиональной ценности через использование образовательных кредитов.
Рисунок 3 - Система продвижения банковских розничных услуг
Ко всему прочему, одной из основных проблем развития розничных услуг является недостаточная сбалансированность ресурсной базы по критериям сроков и ликвидности. Для решения указанной проблемы необходимо трансформировать сбережения населения в инвестиции. Привлечение долгосрочных ресурсов кардинально повысит мощность национального финансового сектора и позволит ему подключиться к реализации масштабных проектов развития социальной сферы. В качестве конкретных инструментов привлечения сбережений населения предлагается использовать, в частности:
- сберегательные сертификаты;
- жилищные накопительные вклады;
- вмененные сбережения.
В качестве поддерживающих мер предлагается увеличить нормы возмещения по банковским вкладам, снизить налоговое давление на вкладчиков, внедрить дистанционное банковское обслуживание, использовать информационные ресурсы в целях повышения финансовой грамотности населения. Необходимо увеличивать в составе банковских пассивов долю средств страховщиков жизни, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, которые аккумулируют долгосрочные сбережения домохозяйств[23]. Повышение доступности долгосрочных ресурсов существенно снизит риск ликвидности и позволит продолжить развитие программ ипотечного кредитования. Особое внимание следует уделить образовательному кредитованию, потребность в котором, по нашему прогнозу, будет возрастать. Это связано с сокращением финансирования образовательной сферы за счет бюджетных средств.
Одной из основных движущих сил российского автомобильного рынка в последние годы стало автокредитование. Для снижения рисков предлагается использование бонусных схем, предусматривающих льготный режим кредитования постоянных клиентов банка.
Необходимо ограничивать беззалоговое кредитование, которое может привести к негативным социальным последствиям, включая рост инфляции и массовое банкротство заемщиков. Целесообразно введение надзорных требований со стороны Банка России к процедурам оценки розничных кредитных рисков.
3.2 Пути продвижение банковских розничных услуг на рынок
Разработка банковского
продукта является сложным многоступенчатым
процессом для банковского
Инновационная структура
коммерческого банка для
- поддерживать постоянное появление, генерацию новых идей;
- анализировать текущую ситуацию на рынке банковских услуг и делать прогнозные оценки;
- отслеживать последние банковские разработки и прилагать соответствующие усилия для усиления позиций банка на рынке;
-способствовать проникновению нововведений в действующие организационные правила и процедуры;
- внедрять новые идеи и превращать их в часть каждодневной оперативной работы;
- расширять спектр банковских услуг, предоставлять новые банковские продукты;
- расширять клиентскую базу коммерческого банка.
Среди непременных свойств, присущих инновации, можно выделить следующие характеристики:
- новизна;
- удовлетворение рыночного спроса;
- коммерческая реализуемость.
Все вышеперечисленные признаки
в полной мере отвечают понятию банковского
продукта, однако в виду неоднозначности
самого понятия инновационной
- любой продукт, самостоятельно разработанный банком для удовлетворения потребностей клиентов и не имевший ранее аналогов на рынке, является новым;
- любой продукт, уже имеющийся в спектре услуг банка и используемый на одном из рынков, но выведенный на другой, также является новым;
- любой продукт, внедряемый банком на основе анализа рынка и оценки коммерческой реализуемости создания копии уже имеющегося на рынке продукта, является новым.
Вышеизложенное позволяет
однозначно сделать вывод, что понятие
«инновации» применимо ко всем нововведениям
во всех сферах функционирования банка,
обладающим определенным положительным
экономическим или
За последние два года ведущими российскими банками были заявлены пять основных стратегий развития продаж:
- персональный менеджмент, или key account management;
- перекрестные продажи, или cross-sales;
- финансовый бутик (работа с состоятельными клиентами), или private-banking;
- финансовый супермаркет, или розничные продажи типовых услуг;
- отраслевая специализация.
Реализация любой из стратегий продаж предполагает не только создание нового подразделения в составе клиентской службы, но и перестройку большинства внутренних процессов банка и частичную смену персонала, не имеющего опыта работы в условиях новой модели бизнеса. Реорганизация бизнеса для претворения в жизнь новой стратегии занимает один-два года. В более сложное положение себя ставят банки, выбирающие сразу несколько стратегий или в течение короткого периода меняющие несколько стратегий[27].
Для понимания процесса выбора
стратегии банком проследим этапы
эволюции банка. На начальном этапе
топ-менеджеры объединяются и создают
банк, обслуживающий узкий круг привлеченных
ими самими крупных клиентов. На
этой стадии банк еще неосознанно
развивает стратегию
Стратегия перекрестных продаж
подразумевает ситуацию, когда каждое
подразделение банка является монопродуктовым
банком, на агентских началах продающим
услуги других подразделений. Небольшие
клиенты стремятся упростить
отношения с банковским сообществом
и воспользоваться услугами только
одного банка. На фоне этого разнокалиберная
клиентская политика при перекрестных
продажах способствует потере клиентов.
Банк стремится ограничить самостоятельность
менеджеров услуг, централизовав клиентскую
политику, реализует стратегию
Рисунок 4 - Сценарий развития банка в отношении постепенного наращивания клиентской базы
Не связанные между собой типовые банковские услуги могут обеспечить существование лишь нескольким десяткам крупнейших банков. Остальные банки не могут выдержать конкурентных цен и вынуждены идти дальше, решать финансовые проблемы клиентов. На этом этапе возникает стратегия финансового бутика, если банк ориентируется на работу с состоятельными частными клиентами, или стратегия отраслевой специализации, если для банка приоритетной является корпоративная клиентура. Стратегии отраслевой специализации придерживаются те банки, первичная группа которых изначально имела отраслевую общность[27].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в банковской практике выделяются следующие розничные банковские услуги, основанные на предложении стандартизированных продуктов через множество сбытовых каналов: прием вкладов до востребования и депозитов, потребительский кредит, ипотечное кредитование, расчетные операции, пенсионные счета, кредитные карточки. Банковские информационные технологии на сегодняшний день являются самостоятельным направлением в сфере информационного бизнеса и включают в себя наряду с программным обеспечением, комплекс вопросов, касающихся информационного, аппратно-технического обеспечения банковских операций и телекоммуникаций.
Рынок розничных услуг
коммерческих банков в целом по России
в настоящее время является одним
из наиболее динамично растущих и
перспективных бизнес-
Информация о работе Проблемы и перспективы развития рынка розничных банковских услуг