Проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости рыночной экономики, в том числе в Республике Беларусь
Задачами данной работы являются:
- рассмотрение понятий рыночная экономика и социальная справедливость;
- установление принципов распределения доходов в обществе.
- рассмотрение методов измерения неравенства в обзетсве.
- рассмотрение социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………….……………………………………………..3
1 Теоретические основы распределения доходов и проблемы справедливости в рыночной экономике……………………………………………………………5
1.1 Распределение доходов в рыночной экономике……………………...5
1.2 Принципы распределения доходов в обществе………………………6
2 Справедливость распределения доходов в рыночной экономике. Концепции справедливости……………..……………………………………………………..8
2.1 Справедливость распределения доходов в рыночной экономике…..8
2.2 Измерение неравенства распределения доходов. Причины и факторы неравенства…………………………………………………...………..13
2.3 Понятие социальной справедливости……………………...………..18
3 Распределение доходов и проблема справедливости в экономике Республики Беларусь………………………………………………………….....20
3.1 Неравеснтво доходов в экономике Республики Белаурсь………….20
3.2 Возможные пути решения проблемы неравенства доходов и бедности в Республике Беларусь……………………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………...…..37
Список литературы………………………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

Работа.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

- опережающее  развитие сферы услуг, и прежде  всего образования, здравоохранения,  культуры – основы совершенствования  человеческого капитала;

- внедрение  повышенной системы социальных  стандартов во всех сферах  жизни общества;

- осуществление  мер по улучшению демографической ситуации в стране;

- расширение  взаимовыгодных экономических связей  со странами ближнего и дальнего  зарубежья, прежде всего с Россией,  другими странами СНГ, а также  ЕС;

- национальную  безопасность страны.

Таким образом, разрешение такой острой социальной проблемы как бедность есть одним из направлений деятельности государства и связано с поддержкой на  уровне  хотя бы прожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе  лучшую  жизнь,  а также сокращением числа лиц, живущих за  чертой бедности. В противном случае рост численности  бедняков  чреват  социальными взрывами  и  нестабильностью  в  жизни  общества.   Сокращение   численности бедняков — одна из основных задач социальной политики государства в  странах рыночной экономики. Изменение экономической политики в состоянии существенно повлиять на ситуацию с бедностью.

Исследование  уровня жизни, бедности, имущественной  и социальной дифференциации населения  актуализирует вопросы социальной защиты населения.

Уровень жизни  зависит, во-первых, от фактического потребления материальных, духовных благ, во-вторых, от развития потребностей. Его определяют множество факторов. К ним относятся обеспеченность работой, доход в расчете на семью и на одного человека, доступность услуг образования, здравоохранения, культуры, гарантия нормальной жизнедеятельности в перспективе и др.

 Для оценки уровня жизни применяют ряд показателей:

- потребление  основных продуктов на душу населения (семью);

- потребительская  корзина; 

- потребительский бюджет;

- прожиточный  минимум.

Частными  показателями уровня жизни являются: уровень и динамика заработной платы и трудовых доходов; динамика доходов от различных финансовых активов, включая дивиденды, проценты по вкладам и т. д.; уровень налогов; индекс розничных цен на потребительские товары и услуги; индекс стоимости жизни (бюджетный индекс); удельный вес фонда потребления в национальном доходе; уровень, динамика и структура потребительских расходов населения; уровень занятости; продолжительность рабочей недели; доля механизированного и автоматизированного труда в общих трудовых затратах; расходы государства на образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и социальное страхование.

Система показателей уровня жизни, рекомендованная  ООН, включает широкий круг характеристик условий жизни. Выделяют 12 групп показателей:

  1. рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения;
  2. санитарно-гигиенические условия жизни;
  3. потребление продовольственных товаров;
  4. жилищные условия;
  5. образование и культура;
  6. условия труда и занятость;
  7. доходы и расходы населения;
  8. стоимость жизни и потребительские цены;
  9. транспортные средства;
  10. организация отдыха;
  11. социальное обеспечение;
  12. свобода человека.

Программы поддержания  уровня доходов и уровня жизни дифференцированы. Они нацелены на обеспечение роста доходов тех, кто способен зарабатывать и защиту нетрудоспособных и социально незащищенных. Уровень благосостояния населения определяется соотношением номинального, реального доходов и степенью неравенства доходов.

Необходимо  отметить, что методика измерения  бедности в Республике Беларусь нуждается  в дальнейшем ее совершенствовании. С этой целью была разработана и в настоящее время выполняется программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.

 

Заключение

 

В данной курсовой работе были рассмотрены понятия  «уровень бедности» «неравенство доходов», пути сглаживания неравенства, была проанализирована проблема неравенства доходов в Республике Беларусь, дана  характеристика минимального потребительского бюджета и бюджета прожиточного минимума в Республике Беларусь, данные о величине минимального потребительского бюджета для различных социально-демографических групп.

На основании  материала данной работы можно сделать  вывод о  невозможности найти универсального решения такой проблемы как справедливое распределение доходов, которое можно было бы применить на глобальном уровне. Для ее решения решающее значение скорее имеют программы для конкретных стран, направленные на борьбу с нищетой, и международные усилия в поддержку мер, принимаемых на национальном уровне, а также параллельное осуществление процесса создания международных условий, способствующих ее решению.

В  результате  необходимо предпринять несколько  конкретных   шагов   в экономической  и социальной сфере:

- принятие   и   неукоснительное    соблюдение    реальных    бюджетов,    как государственных так и областных, что обеспечит  соответствие  реальных  и номинальных заработных плат;

- сокращение  льготных категорий населения;

- усиление методов  по  контролю за  рациональным  использованием  средств  из  социальных фондов;

- способствование   образованию  «среднего  класса»   путём  поддержки   мелкого  предпринимательства, а также  бюджетных категорий населения;

- грамотное  налоговое законодательство, использование  прогрессивных  налоговых ставок  в комплексе с чётким контролем за уплатой налогов;

- борьба с   «теневой  экономикой»,  путём   искоренения  коррупции  во  властных структурах.

Для  Беларуси  реальная   возможность   остановить   экономическую   и социальную деградацию -  сделать  свою  экономику  более  эффективной.  С этой целью была разработана Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы. Главными результатами её реализации должны стать активизация инновационного развития национальной экономики, создание необходимых условий для обеспечения устойчивого и эффективного ее развития, а также реализации социально-экономических приоритетов страны. Это позволит в прогнозируемый период повысить уровень и качество жизни народа:

- улучшить демографическую ситуацию в стране (повысить уровень рождаемости, снизить смертность детей и лиц трудоспособного возраста, особенно мужчин, увеличить продолжительность жизни);

- в области политики доходов населения и условий их обеспечения  –  увеличить реальные денежные доходы на 49 – 56 процентов, реальную заработную плату  –  на 52 – 58 процентов;

- повысить поэтапно уровень минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета, а размеры социальных пособий  –  до бюджета прожиточного минимума;

- сократить в два раза уровень малообеспеченности населения;

 

Список литературы

 

  1. Баранова Л.Н. Экономический словарь-справочник, 1988.
  2. Белова Т.Н. О выборе формы средней оценки для уровня жизни населения // Вопросы Статистики. – 2006. – №2. с. 39–43.
  3. Булатов А.С. Экономика: учебник. – М.: Экономистъ, 2003. – 896 с.
  4. Видяпин В.И. Экономическая теория: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 672 с.
  5. Куликов Л.М. Основы экономической теории: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 400 с.
  6. Луговой О.Ю. Микроэкономика: учеб. пособие. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2000. 184 с.
  7. Новикова В.О. Возможно ли справедливое распределение доходов? // Экономист. – 2003. – №4. с. 61–67
  8. Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2006 г. № 55 «О нормативе индексации денежных доходов населения с учетом инфляции»
  9. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь 
    на 2006 – 2010 годы.
  10. Харченко Л.П. «Статистика» М: ИНФРА – М 1997
  11. Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник. – Киров: «АСА», 2004. – 832 с.



Информация о работе Проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости в экономике