Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 23:23, курсовая работа
Производственные возможности характеризуют производственный потенциал общества. Имеющиеся производственные ресурсы должны распределяться и комбинироваться так, чтобы их использование обеспечивало наибольший вклад в производство необходимых благ и услуг. Эффективность использования имеющихся ресурсов зависит также и от применения наиболее прогрессивных технологий производства.
Введение 2
1. Теоретические основы производственные возможностей 4
1.1 Сущность производств и их основные формы 4
1.2 Факторы производства 5
1.3 Проблема ограниченности ресурсов 6
2. Аналитическая основа производственных возможностей 20
2.1 Понятие границы производственных возможностей 20
2.2 Эффективность производства, ее показатели и факторы роста 26
2.3 Методы, формы и инструменты государственного регулирования экономики 28
Заключение 33
Список используемой литературы 34
Государственная экономическая политика представляет собой целенаправленное воздействие на хозяйственные процессы на макро- и микро- уровне, создание и совершенствование рамочных условий экономического развития в соответствии с определенным общественным строем. На первый взгляд понятие ГЭП шире понятия ГРЭ, так как первая может основываться на принципе неучастия государства в хозяйственной жизни. Однако это не так. Государство не может существовать, не собирая налогов, не оплачивая армию и аппарат управления, не осуществляя закупки и подряды на строительство, не регулируя денежное обращение и внешнеэкономические связи.
В современных условиях
немыслимо неучастие
В России, отстававшей в своем экономическом развитии от ведущих держав, всегда был особый интерес к государственной экономической политике, призванной компенсировать это отставание. Так, в историческом прошлом трижды были проведены успешные перестройки, менявшие цели, критерии хозяйствования и социальную базу государства (при Иване IV, Петре I и Александре II). Эти перестройки проводились сверху; с народно-хозяйственной точки зрения они были недостаточно подготовлены, но проводились в жизнь последовательно в соответствии с четкой концепцией в значительной мере административными средствами с опорой на четко определенную социальную базу и в целом были довольно успешными. В теорию и практику государственной экономической политики дореволюционной России большой вклад внесли П.А. Столыпин, СЮ. Витте. В годы Второй мировой войны большая заслуга в перестройке управления экономикой страны принадлежала Н.А. Вознесенскому. В 60 – 70 гг. Н.С. Хрущев и А.Н. Косыгин так же сверху и административными средствами пытались либерализировать бюрократическую экономическую систему социализма. Однако их попытки не удались.
В России перемены в генеральных линиях развития обычно происходили сверху. Менялась генеральная концепция социально-экономического развития верховой власти, а иногда вместе с ней и сама верховная власть; государство начинало подводить под новую политическую систему соответствующую социально-экономическую базу производственные отношения. В короткий срок возникала крыша на слабых опорах, а затем под нее подводили фундамент, столбы и стены. Нагляднее всего это прослеживается на истории социалистических преобразований после Октябрьской революции. Не миновал отечественных традиций административного создания нового экономического строя и переходный период в нашей стране. Чтобы избежать повторения многих ошибок в развитии экономики России целесообразно изучение и применение практику государственного регулирования развитых стран.
Исторически сложились два ведущих методологических подхода к регулированию рыночной экономики развитых стран: кейнсианская школа (теория государственного регулирования хозяйственного механизма) и синтез неокейнсианских, подчас консервативных доктрин невмешательства государства в хозяйственную жизнь общества. Оба этих теоретических течения имеют общие основы. Они рассматриваются государством как субъект экономической системы, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями для проведения экономической политики, направленной на достижение стратегических целей общества.
Различия между концепциями сводятся к используемым методам государственного воздействия вплоть до полного его отрицания. Так, австрийский экономист Хайек отмечал, что государство должно выполнять лишь «ночного сторожа», не вмешиваясь в экономические процессы.
Дж. М. Кейнс и посткейнсианские представители считают, что слежение за состоянием параметров рынка является одной из функций государства (правительства).
Следует отметить, что в вопросах государственного регулирования экономики кейнсианство неоднородно. Оно распадается на три основных течения: левое (либеральное), консервативное и неоклассическое.
Левое кейнсианство ищет выход из противоречий современной экономики путем увеличения расходов государства на общественные цели: жилищное строительство, здравоохранение, социальное страхование, дорожное строительство и т.д., а также увеличение доходов фермеров, мелких предпринимателей и заработной платы работающих.
Консервативное направление кейнсианство делает ставку на государственное регулирование экономики главным образом путем максимизации прибылей и сохранения консервативной структуры экономики.
Неоклассическая школа
и ее представители полагают, что
путем эффективной кредитно-
Какими объективными обстоятельствами обусловлена необходимость государственного регулирования экономического роста?
Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Как известно, рынок имеет негативные стороны: не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и защиты окружающей среды; не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана. В условиях рынка порой игнорируются потенциально негативные последствия принимаемых решений и не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования, не гарантируется право на труд и доход, не обеспечивается целенаправленное развитие фундаментальных исследований в науке. Рынок в основном ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запретов тех, кто имеет деньги. Он подвержен нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными процессами. Государство берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, для ограничения монополизированного производства. Государство должно направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах о детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Не стоит забывать и о внешней политике, регулировании платежного баланса и валютных курсов.
В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макро - и микроэкономических процессов.
Таким образом, в условиях
рынка государственное регулиро
Государственное регулирование экономики в современных условиях является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, которые выдвигаются на передний план в зависимости от остроты проблем, возникающих в хозяйстве и социальной сфере: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержание внешнеэкономического равновесия.
Вокруг ГРЭ постоянно
ведутся теоретические
Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала.
Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ.
Именно острота экономических,
социальных, мирохозяйственных, экологических
проблем, осознанная и интерпретированная
государственными и общественными
субъектами, вызывает конкретные акции
со стороны государственных
1.2.2 Объекты и цели государственного регулирования экономики
Многие экономисты признают, что государственное регулирование экономики - это целенаправленный координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутренних и внешнего рынков посредством микро- и макро экономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы.
Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по значению, масштабам воздействия и последствиям. По отношению друг к другу цели макроэкономической политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы и нейтральны.
Взаимозаменяемость целей означает, что невозможно достижение рассматриваемых целей одновременно. Типичный пример – контроль над темпами инфляции и безработицы. Кривая Филлипса иллюстрирует наглядно данную ситуацию.
Взаимодополняемые цели макроэкономической политики сочетаются друг с другом. Такими целями являются, например, рост национального дохода и рост занятости.
Нейтральные цели, то есть не влияющие на достижение друг друга, встречаются весьма редко. Например, снижение безработицы до определенного уровня может и не влиять на темпы инфляции.
В дереве целей ГРЭ можно выделить цели генеральные и конкретные. Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям.
Примером конкретных целей ГРЭ может служить Программа социально-экономического развития РФ (2003-2005 гг.). Данная программа российского правительства перечисляет много задач, группируя их по следующим направлениям:
Итак, конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходят из необходимости увязки общественных и частных интересов. Объекты ГРЭ — это сферы, отрасли, регионы, а также условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, мешающие нормальному функционированию экономики и не разрешаемые без вмешательства государства. Основные объекты ГРЭ:
Субъектами ГРЭ выступают центральные (федеральные), региональные, муниципальные или коммунальные органы управления.
Объекты охватывают макроэкономические процессы: хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами; условия конкуренции; отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.
Суть государственной антицикли
ГРЭ в области отраслевой и территориальной структур осуществляется при помощи финансовых стимулов, обеспечивающих привилегированные условия отдельным отраслям и регионам, находящимся в состоянии затяжного кризиса, или поощрения развития новых отраслей и видов производств.
Важнейшим объектом ГРЭ является накопление капитала. ГРЭ в этой области в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектов хозяйства.
Регулирование занятости — это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Это соотношение должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных работниках, но не приводить к чрезмерному росту заработной платы и резкому снижению занятости.
Информация о работе Проблемы расширения структурной границы производственных возможностей