Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 23:23, курсовая работа
Производственные возможности характеризуют производственный потенциал общества. Имеющиеся производственные ресурсы должны распределяться и комбинироваться так, чтобы их использование обеспечивало наибольший вклад в производство необходимых благ и услуг. Эффективность использования имеющихся ресурсов зависит также и от применения наиболее прогрессивных технологий производства.
Введение 2
1. Теоретические основы производственные возможностей 4
1.1 Сущность производств и их основные формы 4
1.2 Факторы производства 5
1.3 Проблема ограниченности ресурсов 6
2. Аналитическая основа производственных возможностей 20
2.1 Понятие границы производственных возможностей 20
2.2 Эффективность производства, ее показатели и факторы роста 26
2.3 Методы, формы и инструменты государственного регулирования экономики 28
Заключение 33
Список используемой литературы 34
Стремление к достижению
максимального эффекта в
К экономическим инструментам относят те действия государства, которые имеют не столько предписывающий, сколько воздействующий характер. Речь идет о методах влияния, например, на аспекты рыночного процесса (совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные, структурные и региональные элементы экономики).
Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны, в первую очередь, с обеспечением правового поля. Задача принимаемых мер при этом — создание наиболее разумных частного сектора правовых рамочных условий.
Административное
Существует и другая классификация регулирующих мер. Их можно разделять на прямые и косвенные меды воздействия на экономику.
Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором поведение субъектов экономики основано не столько на самостоятельном экономическом выборе, сколько — на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать влияние налогового законодательства. В каждой стране за ном предписана обязанность юридических и физических лиц на безвозмездную передачу части получаемых доходов в распоряжение государства. Частному бизнесу определен также порядок расчета амортизационных отчислений (в зависимости от методики расчета издержек может меняться размер налогооблагаемой величины прибыли). Прямой метод воздействия оказывают и таможенные процедуры правительства.
Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики. Примерами данных действий можно назвать регулирование центральным банком величины учетной ставки, а также – модуляцию налоговых ставок.
Оба метода воздействия на экономику не разделены, безусловно, жесткой линией. В каждом из используемых инструментов имеются элементы обоих методов, однако во многом дело зависит от их соотношения. Например, в рамках проведения финансовой политики в большем объеме наблюдается проявление прямых методов регулирования, в то время как при использовании денежно-кредитной политики на первый план выходят косвенные элементы. Одним из внешних проявлений этого является то обстоятельство, что министерство финансов (ответственное за реализацию финансовой политики) всегда выступает структурным элементом правительственного аппарата. В отличие от этого, Центральный банк имеет, согласно конституции многих стран, относительно самостоятельный статус.
С точки зрения более конкретного, прагматического подхода разумно обозначить два ведущих инструмента, используемых правительством для регулирования:
Указанные варианты классификации, безусловно, связаны между собой. Взаимосвязь подходов и характерные особенности обоих конкретных методов можно обозначить следующим образом (табл. 2)
Таблица 2. Способы реализации экономической политики
Финансовая (фискальная) политика |
Монетарная (денежно-кредитная) политика | |
Тип воздействия на экономические процессы |
Метод преимущественно прямого воздействия на экономику |
Метод преимущественно косвенного воздействия на экономику |
Объект воздействия |
В первую очередь – совокупный спрос (кейнсианский вариант регулирования) |
В первую очередь — совокупное предложение (неоклассический, |
Сильные стороны данного инструмента |
Высокая степень получаемого эффекта |
Адаптационность по отношению к рыночным условиям |
Слабые стороны данного инструмента |
•Достаточно высокая степень «помех» рыночным процессам. •Бюрократизм процесса «запуска» данных методов (парламентские слушания, лоббизм) |
Относительная замедленность в достижении результата |
В историческом развитии рыночного общества прослеживается эволюция постепенного перемещения регулирования, с прямых методов — на косвенные. Финансово-бюджетные процессы (то есть преимущественно прямые методы) активно нарастали уже с середины XIX столетия, достигнув пика своего развития к 60-м годам XX в. Отметим, что финансовая политика стояла в эпицентре кейнсианской системы регулирования. Роль же денежно-кредитных мер стала заметно увеличиваться лишь с первой трети XX в. Установка, которой придерживаются сегодня правительства разных стран, — наиболее активно использовать тот инструментарий, который больше соответствует природе рыночного механизма (то есть монетарную политику).
Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос состоит лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.
Нельзя забывать и о том, что экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночных стимулов. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не думая, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинает давать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием.
Надо иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительные эффекты в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать. Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта мера эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредита. А если процентные ставки растут, становится все труднее финансировать инвестиции, начинается торможение экономического развития.
Государственное программирование в рыночной экономике носит целевой, рекомендательно-стимулирующий характер. Оно индикативно, так как окончательные экономические решения всегда принимают собственники хозяйственных ресурсов исходя из своих интересов и индивидуальной оценки условий.
«Рыхлость» государственного управления народным хозяйством в сегодняшней России дает основание полагать, что среднесрочное общегосударственное программирование в формах, оказавшихся эффективными в экономике рыночного типа и особенно необходимых в экономике переходного периода, должны быть представлены государственном регулировании экономики России гораздо полнее, чем сейчас.
В экономике России в настоящее время отсутствуют специальные органы организации как центрального, так и индикативно-прогнозного планирования. Частично эту работу осуществляет Министерство экономики, которое определяет важнейшие направления-индикаторы приватизационных мероприятий, изменения структуры промышленного и аграрного производства, стабилизации экономики, повышения уровня жизни различных слоев населения.
1 Мэнкью Н. Принципы экономикс: Учебник для вузов. - 2-е международное изд. – М., 2005.
2 Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2-х т.: Пер. с англ. - М.: Республика, 2002. - Т. 2.
3 Экономика и бизнес (теория и практика предпринимательства). / Под ред. В.Д.Камаева. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2003.
Информация о работе Проблемы расширения структурной границы производственных возможностей