Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 14:38, курсовая работа
Экономическая история свидетельствует, что рост
экономики никогда не бывает гладким и равномерным. За несколькими годами
оживления деловой активности и процветания следует спад или даже паника,
или крах.
Введение.
1. История возникновения проблемы цикличного развития экономики.
2. Четыре фазы цикла.
2.1 Кризис.
2.2 Депрессия
2.3 Оживление
2.4 Подъём (бум)
3. Причины цикличного развития экономики.
4. Типы экономических циклов.
5. Нециклические колебания.
6. Государственное антициклическое регулирование.
1. Бюджетно-налоговые инструменты воздействия на экономический цикл.
2. Денежно-кредитные инструменты.
3. Инвестиционная политика государства.
Вывод.
(манипуляции с
налоговыми ставками в
Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют
большое внимание проблеме денег и кредита. Главным образом это вопрос
объема денежной массы и его регулирования.
По-разному решается проблема участия государства в
происходящих процессах - в политике регулирования экономики в целом и в
области сглаживания циклических колебаний.
Несмотря на такие, казалось бы, существенные
различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во-
первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-
вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и
поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того,
какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на
преодоление циклических колебаний.
В фазе спада все мероприятия государства должны
быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой
политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на
новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом
сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных
расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые
мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к
стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете - и производства.
Что же происходит в обратном случае, то усть в
период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях
предотвращения
перегрева экономики и
хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую
противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-
денежной политики.
Налогово-бюджетная политика такого периода
характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных
расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики.
Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики кейнсианских
методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к сглаживанию
покупательской способности, а значит, и спроса, что ведет в конечном счете
к некоторому спаду экономической активности
В общем, и целом о политике, которую должно
проводить государство в целях сглаживания циклических колебаний, можно
сказать, что в период спада государство проводит политику активизации всех
хозяйственных процессов, а в период «перегрева» экономики стремится
сдерживать деловую активность.
6.1 Бюджетно-налоговые инструменты
Бюджетно-налоговая политика – инструмент текущей конъюнктурной политики
государства, ориентированной главным образом на поддержание
макроэкономической стабильности. Как и денежно-кредитная и валютная
политика, она определяет состояние платежного баланса страны, уровень
задолженности, темпы инфляции и экономического роста. Политика в области
налогообложения, государственных расходов и заимствований влияет на
поведение производителей и потребителей, а также на распределение доходов и
богатства в экономике страны. Основные решения бюджетно-налоговой политики
на очередной финансовый год (уровень и динамика налоговой нагрузки,
бюджетного дефицита и государственного долга) помогают снизить и
предотвратить развитие
возникших дисбалансов в
они в ходе составления и исполнения государственного бюджета, который
соединяет в себе бюджеты всех уровней и должен быть полным финансовым
отражением участия государства в экономике, его взаимодействия с обществом.
При оценке состояния государственных финансов, определении основных решений
в области бюджетно-налоговой политики и расчётах государственного бюджета
используется весь комплекс методов статистического и макроэкономического
анализа, экспертных оценок, нормативный и балансовые методы.
Соответствующий раздел годового Прогноза социально-экономического развития
Республики Беларусь должен включать и предложения по реализации в
предстоящем году намеченных в долго- и среднесрочных прогнозах структурных
реформ в бюджетно-налоговой сфере.
Рекомендации по проведению структурных реформ во всех типах прогнозов
разрабатываются отдельно по налоговой и бюджетной системам с учётом
достигнутых к моменту составления прогноза результатов реформирования и
конкретных проблем, возникающих в ходе практического применения бюджетного
и налогового законодательства.
Реформирование налоговой
Основы действующей в настоящее время налоговой системы Республики Беларусь
были заложены в начале 90-х годов и ориентированы на переход к рыночной
экономике. Однако принятые в 1991-1992 гг. налоговые законы во многом
отражали прежние подходы к налогообложению и не отличались глубиной
проработки. Сама специфика переходного периода, неопределённость будущих
структурных преобразований в экономике, отсутствие опыта и знаний о
международной практике построения эффективных налоговых систем,
приспособленных к условиям рыночной экономики, явились главными причинами
того, что налоговая система Республики Беларусь, как и других стран СНГ,
изначально имела существенные недостатки. К ним, в частности, относятся:
- Искажённая налоговая структура за счёт неоправданно высокой доли
косвенных
налогов и низкой доли
налогов на собственность и имущество;
- Наличие
различного рода мелких
и внебюджетные фонды;
- Не проработанность вопросов введения и взимания местных налогов и
сборов;
- Неупорядоченность
введения различного рода
лицензионных и других целевых сборов.
- Учитывая
необходимость радикальных
одобрена
Правительством Республики
налоговой системы республики, в соответствии с которой изменены сами
подходы к преобразованиям в налоговой сфере.
- В этих рамках в течение 1997-2000 гг. были проведены существенные
преобразования
практически всех основных
зачётная система налога на добавленную стоимость, принята новая
редакция
законов об акцизах и
существенные
изменения внесены в
и
доходы), предприняты меры по
мелких сборов и отчислений, а также их консолидации в бюджете путём
преобразования в целевые бюджетные фонды.
- Цель дальнейшей налоговой реформы заключается не в том, чтобы
собирать больше налогов и на этой основе постоянно увеличивать
государственные расходы и решать проблемы бюджетного дефицита, а в
том, чтобы:
- а) по мере рыночных преобразований в экономике снизить общий уровень
налоговых изъятий;
- б) сделать
налоговую систему более
налогоплательщикам,
находящимся в различных
улучшить налоговую структуру;
- в) повысить
уровень нейтральности
экономическим
решениям производителей и
- При этом
система администрирования
снижение
издержек исполнения
государства, так и для налогоплательщиков.
Реформирование бюджетной
За прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении
бюджетной системы, отвечающей современным требованиям. Фактически, она
прошла трансформацию
от административно-командных
перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на
рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих
главным образом функционирование государственной системы социальной защиты,
бюджетных организаций и государственного сектора экономики. Прямые субсидии
негосударственному сектору играют незначительную роль. Развивается система
государственных закупок на конкурсной основе. Введена общепринятая
классификация расходов и доходов бюджета (включая экономическую), а также
источников внутреннего и внешнего финансирования бюджетного дефицита и
видов государственного долга.
Внесены существенные
правки в термины и
законодательства, конкретизированы принципы построения бюджетной системы и
организации бюджетного процесса. Ещё не завершённое формирование
казначейской системы исполнения бюджета уже привело к значительному
повышению эффективности управления государственными финансами.
Несмотря на эти достижения, существующие проблемы в организации бюджетного
процесса ещё столь велики, что пока невозможно говорить о завершении
формирования основы бюджетной системы. Требуется серьёзная реформа
бюджетного законодательства. Основными целями этой реформы являются:
- обеспечение
стабильности и
создания
условий для полного и
обязательств
государства и концентрации
ключевых
задач при одновременном
расходов;
- прозрачность
бюджетов всех уровней и
решений,
максимальная консолидация
фондов;
- создание
эффективной системы
всех стадиях бюджетного процесса;
- снижение
долговой нагрузки на
управления
государственным долгом и
- реформа
меж бюджетных отношений на
основе более чёткого
расходных и налоговых полномочий между республиканским и местными
бюджетами и формирование новых систем финансовой поддержки регионов.
Реформирование бюджетной и налоговых систем является обязательным условием
и основой для
проведения эффективной бюджетно-
тем не менее, имеет свою логику, принципы и методы разработки.
Общая схема
расчётов и показатели
Бюджетно-налоговая политика разрабатывается, как правило, на очередной
финансовый год. Её цели и направления непосредственно зависят от выбранного
курса общей экономической стратегии и определяются прогнозируемым на
предстоящий год состоянием экономической конъюнктуры. При высокой
хозяйственной конъюнктуре (превышение совокупного спроса над совокупным
предложением и превалирование инфляционных тенденций) целесообразно
проведение жёсткой бюджетно-налоговой политики, предусматривающей
повышение налогового давления, сокращение государственных расходов и
бездефицитность бюджета. Такие меры в совокупности с жёсткой денежно-
кредитной политикой и ограничительной политикой доходов позволяют связать
избыточный спрос и подавить инфляцию. Напротив, если предполагается, что
для экономики страны в прогнозируемом периоде будет характерна низкая
хозяйственная конъюнктура (превышение предложения над совокупным спросом и
избыточная безработица), целесообразна реализация мер мягкой,
экспансионистской бюджетно-налоговой политики, направленных на снижение
общего уровня налоговой нагрузки на экономику, увеличение государственных
расходов и приемлемый уровень дефицита бюджета, что в конечном итоге
стимулирует спрос и сбалансированный уровень производства.
Однако в реальной экономике тенденции не бывают столь однозначны и
однонаправлены. Всегда требуется детальная проработка конкретных
количественных
параметров и характеристик бюджетно-
рамках выбранного исходя из состояния экономической конъюнктуры её
основного направления. При этом следует иметь ввиду, что правильно
сформулированная, построенная на общепринятых принципах налоговая система