Прогнозирование доходов населения (на примере РФ или субъекта РФ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 08:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение доходов населения с помощью разработки статистических показателей, позволяющих получить всестороннюю характеристику состояния социальных условий жизни населения, выявить тенденции и закономерности, создать полную картину общественного уклада в настоящее и будущее время.
Задачи курсовой работы:
- исследование теоретических основ прогнозирования доходов населения;
- комплексный анализ динамики и структуры изменений доходов населения РФ;
- определение стратегического направления совершенствования политики по повышению уровня доходов населения РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3 - 4
1. Теоретические основы прогнозирования доходов населения………….5 - 15
1.1. Роль доходов в повышении уровня жизни населения. Виды доходов и факторы роста доходов населения…………………………………………..5-10
1.2. Государственная политика в сфере регулирования доходов
населения……………………………………………………………………11 - 15
2. Комплексный анализ динамики и структуры изменений доходов населения РФ……………………………………………………………………………16 - 33
2.1. Методы расчета доходов населения РФ……………………………...16 - 26
2.2. Основные тенденции развития динамики и структуры доходов населения РФ……………………………………………………………………………27 - 28
2.3. Влияние изменения доходов населения на экономический
рост страны………………………………………………………………….29 - 33
3. Стратегическое направление совершенствования политики по повышению уровня доходов населения РФ…………………………………………..…34 - 42
3.1. Основные проблемы и направления совершенствования политики доходов населения РФ на макро- и микроуровне………………………...34 - 38
3.2. Прогнозирование показателей уровня доходов населения РФ……39 - 42
Заключение……………………………………………………………….…43 - 44
Список используемой литературы………………………………………...45 – 46
Введение.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

 

Иначе выглядит характеристика совокупного дохода, когда речь идет о фактическом распределении доходов по отдельным группам населения, которое уже не зависит от источников поступления доходов, объединяя, например, прибыль предпринимателя и пособие по безработице. Поскольку фактический размер дохода устанавливает объективную имущественную иерархию социальных групп, то в этом случае принято говорить о вертикальном (личном) распределении доходов.

Личное распределение  – это распределение совокупного  дохода общества между домохозяйствами. Между «функциональной» и «личной» характеристиками совокупного дохода имеется существенное различие. Функциональное распределение сводит совокупный доход к доходам только собственников факторов производства. Личное распределение есть результат перераспределительного вмешательства государства в сферу доходов, благодаря чему доходами располагают даже такие группы (например нетрудоспособные и безработные), которые не могли бы их иметь, если бы общество удовлетворялось только функциональным распределением. Современная система распределительных отношений основана на теории предельной производительности. Она включает в себя два аспекта:

    1. распределение производственного дохода (продукта) между факторами производства и соответственно их собственниками, т.е. функциональное распределение совокупного дохода;
    2. персональное распределение дохода;

Персональное распределение  доходов представляет собой распределение  доходов между различными индивидами и домашними хозяйствами безотносительно  к источнику получения этих доходов. Поскольку каждый отдельный индивид или домашнее хозяйство могут одновременно являться собственниками и капитала в той или иной его форме, и труда, персональное распределение является вторичным и находится под влиянием многих институциональных факторов, и в первую очередь, института наследования. Оно характеризуется значительным неравенством. [4, с. 160 - 169]

Весь предыдущий анализ позволил установить, что совершенная конкуренция  на рынках всех благ и ресурсов допускает  возможность эффективного распределения  экономических ресурсов и произведенных благ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Государственная  политика в сфере регулирования  доходов населения.

Мировой опыт показывает, что эффективная  социально – ориентированная  рыночная экономика немыслима без  государственной политики распределения доходов граждан. Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. В целом общепринятом смысле является мнение, что целесообразно проведение политики доходов из сочетания экономической эффективности и социальной справедливости. Таким образом, реализация государственной политики в области доходов населения должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан. Основной задачей государственного регулирования доходов является перераспределение доходов через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов.

При этом значительная доля национального дохода переходит  от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими  доходами. Повышение доходов у  малоимущих, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности, регулирует занятость. Активность государства в данной сфере измеряется объемом социальных расходов из федерального и местного бюджета. Здесь же были проанализированы современные тенденции развития государственной политики в области доходов населения в РФ. Были даны основные рекомендации для обеспечения эффективной государственной политики в области доходов населения на будущее.

Региональный аспект регулирования доходов населения становится одним из самых сложных направлений совершенствования регулирования доходов населения на современном этапе. От его успешного решения во многом зависит дальнейший ход экономических преобразований в регионах.

Ситуация с доходами населения в регионах характеризуется рядом сложных и противоречивых тенденций, свойственных большинству регионов и имеющих свои особенности в каждом отдельно взятом субъекте РФ.

В динамике важнейших  показателей в регионах, таких  как доходы населения и их дифференциация, масштабы бедности, уровень потребления и некоторых других, в ходе реформирования экономики, возник ряд негативных тенденций, дальнейшее обострение которых может привести к росту социальной напряженности и поставить под угрозу сами реформы.

Государственное регулирование  доходов и заработной платы заключается  в их перераспределении через  бюджет путем дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей доходов и социальных выплат населению. Государство, организуя  через бюджет перераспределение доходов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов, как свидетельствует мировой опыт, можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные нужды за счет бюджетов всех уровней.

(Таблица  2) Методы государственного регулирования  доходов и потребления населения.

Прямые – административные меры

Косвенные – экономические  меры

Трансфертные платежи

Социальные гарантии (прожиточный минимум, МРОТ, минимальный  размер помощи в сферах здравоохранения  и образования)

Административное регулирование  цен

Индексация и компенсация  расходов

Социальные программы

Налоги с продаж, НДС, акцизы, таможенные пошлины,

Налоговые льготы малоимущим,

Государственный контроль цен,

Социальные налоги, отчисления во внебюджетные фонды,

Благотворительные фонды


 

Одним из наиболее действенных  методов государственного регулирования  доходов является законодательное  установление размера минимальной оплаты труда, ориентированного на стоимость минимального набора товаров и услуг, позволяющего работнику обеспечивать воспроизводство рабочей силы. Минимум заработной платы может быть как общефедеральным, так и дифферинцированным по регионам и природно– климатическим зонам страны применительно к стоимости минимального набора товаров и услуг, рассчитанной по единой методике. Возможен и подход, который устанавливает размер минимальной заработной платы на общегосударственном (федеральном) уровне в процентах к сложившемуся уровню средней заработной платы.

Другим действенным рычагом регулирования абсолютных размеров доходов является их индексация в связи с ростом цен на товары и тарифов на услуги. Индексация доходов населения – одна из основных форм социальной защиты населения в условиях инфляции, направленная на поддержание и восстановление покупательной способности полученных трудов и иных доходов. Особенно важна индексация доходов социально уязвимых групп населения (малообеспеченных трудящихся, пенсионеров, инвалидов, лиц с фиксированной заработной платой).

Экономически оправданной представляется индексация доходов и заработной платы на основе дифференцированного  подхода. Полная индексация (процент  повышения заработной платы других выплат на процент роста цен и тарифов) невозможна, и в ней нет необходимости, поскольку сверх предельного уровня доходов индексация будет «раскручивать» инфляционную спираль. Кроме того, частичное повышение доходов работающих граждан возможно за счет повышения их трудового вклада, вознаграждаемых поощрительными выплатами заработной платы.

К денежным доходам граждан, подлежащим индексации, относятся прежде всего те из них, которые не носят  единовременного характера. Это  оплата труда по ставкам и окладам, государственные пенсии и пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья при выполнении трудовых обязанностей. Не подлежат индексации денежные доходы населения от собственности, которые формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите. Это доходы от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, от предпринимательской и другой разрешенной законом деятельности.

Весьма существенна  роль государственной системы налогообложения как механизма регулирования заработной платы и других видов трудовых доходов граждан. Отсюда важность осуществления налоговой политики в направлении воздействия на дифференциацию и размеры доходов и прямых выплат за труд и последовательное осуществление прогрессивного налогообложения высоких доходов.

Снизив обложение налогами фонда  оплаты труда и переложив часть  налогов на получателей доходов, можно обеспечить дополнительные поступления  в бюджет за счет того, что работодатели прекратят выдачу своим работникам значительно большей заработной платы, чем указано в платежных документах, представляемых налоговым органам, а также зачисление ее в депозиты, в страховые фонды и т.п.

Государственное регулирование  доходов должно быть направлено на преодоление чрезмерной дифференциации с помощью прогрессивного налогообложения.

Возросло значение коллективно  – договорного регулирования  доходов и в первую очередь  заработной платы. Коллективно –  договорное регулирование должно развивать  и обеспечивать социальное партнерство, повысить гарантии в оплате труда каждого работника в зависимости от уровня его квалификации и выполняемых работ, а также результативности труда. Социальное партнерство государства, представительных органов  работодателей и представителей органов наемных работников позволяет упорядочить соотношения заработной платы между отраслями, регионами и отдельными категориями персонала.

Коллективно – договорная система регулирования социально  – трудовых отношений в существенной степени дополняет меры по прямому и косвенному воздействию государства на уровень и дифференциацию заработной платы. Четкое распределение функций и определение круга проблем, решаемых на федеральном, региональном, отраслевом уровнях и непосредственно на предприятиях, должны обеспечивать согласованные действия звеньев единой системы договорного регулирования трудовых отношений без дублирования и противоречий на основе согласования интересов всех участников переговорных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Комплексный  анализ динамики и структуры изменений доходов населения РФ.

2.1. Методы расчета  доходов населения РФ.

Методы моделирования распределения  доходов населения разрабатывались  и использовались в многочисленных работах отечественных и зарубежных ученых – экономистов. Масштабные процессы социального расслоения обусловили поддержания и развитие исследований дифференциации доходов и потребления, феномена бедности, структуры и численности среднего класса, и т.п., проводившихся прежде всего Институтом социально – экономических проблем народонаселения (ИСЭПН) РАН, Центральным экономико– математическим институтом (ЦЭМИ) РАН, Институтом народохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, Институтом экономики (ИЭ) РАН, Всероссийским центром уровня жизни (ВЦУЖ),  Институтом макроэкономических исследований (ИМЭИ) при Минэкономразвития России, Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Независимым институтом социальной политики (НИСП) и другими организациями. Инструментом исследования этих организаций являлись различного рода социологические исследования и опросы. Микроэкономический характер подобных исследований изначально не позволял обобщить их результаты на уровень национальной экономики.

Рассмотрим более подробно методы расчета доходов населения  В Российской Федерации. Все доходы , получаемые населением страны могут быть охарактеризованы следующими тремя важными категориями:

а) номинальные доходы;

б) реальные доходы;

в) реально используемые (конечные) доходы.

Под номинальными доходами понимают ту часть ВВП, ВНП или НД, на которую население имеет право в результате осуществления каких – либо видов деятельности, приносящих доход, а также причитающиеся ему доходы в форме государственных трансфертов (пенсии, стипендии, проценты по государственному долгу), социальных трансфертов (выплаты из фондов социального страхования), трансфертов между организациями (одни фирмы получают дивиденды от других фирм), некоммерческих трансфертов (спонсорские отчисления). Они включают в себя совокупность денежных, натуральных и косвенных доходов населения. Таким образом, в состав номинальных доходов  включаются:

а) денежные доходы, получаемые населением от государственных, общественных, кооперативных, частных предприятий, учреждений, организаций и фермерских хозяйств (доходы, облагаемые налогами показываются в суммах до вычета налогов). Общая сумма номинальных денежных доходов населения за отчетный год определяется на основе данных бюджетных обследований, проводимых Госкомстатом России, отчетных балансов денежных доходов и расходов населения, а на перспективу – на основе укрупненных расчетов прогнозного баланса денежных доходов и расходов населения и оценок экспертов;

б) натуральные доходы, получаемые от семейного хозяйства, фермерского хозяйства, от предприятий  и организаций различных форм собственности. Они определяются по данным СНС (системы национальных счетов) отчетных и прогнозных расчетов показателей межотрослевого баланса производства и распределения продукции и услуг (отчетного и прогнозного);

в) косвенные доходы населения, получаемые в процессе использования услуг, предоставляемых бесплатно учреждениями социальной инфраструктуры, обслуживающих население. Их уровень рассчитывается на основе данных отчетного и прогнозного федерального бюджетов.

При расчетах номинальных  доходов населения необходимо иметь ввиду то обстоятельство, что номинальные доходы одних групп населения частично формируются за счет других групп населения, поскольку оно выплачивает налоги и обязательные платежи и оплачивает стоимость платных услуг, предоставляемых физическими лицами и организациями, предприятиями, учреждениями социальной сферы.

Реальные доходы населения  определяются путем вычета из номинальных  доходов сумм, уплаченных населением в виде налогов, других обязательных платежей и оплаты услуг. При этом учитывается индекс цен в отчетном либо прогнозируемом периодах ( уровень инфляции).

Информация о работе Прогнозирование доходов населения (на примере РФ или субъекта РФ)