Прогнозирование доходов населения (на примере РФ или субъекта РФ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 08:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение доходов населения с помощью разработки статистических показателей, позволяющих получить всестороннюю характеристику состояния социальных условий жизни населения, выявить тенденции и закономерности, создать полную картину общественного уклада в настоящее и будущее время.
Задачи курсовой работы:
- исследование теоретических основ прогнозирования доходов населения;
- комплексный анализ динамики и структуры изменений доходов населения РФ;
- определение стратегического направления совершенствования политики по повышению уровня доходов населения РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3 - 4
1. Теоретические основы прогнозирования доходов населения………….5 - 15
1.1. Роль доходов в повышении уровня жизни населения. Виды доходов и факторы роста доходов населения…………………………………………..5-10
1.2. Государственная политика в сфере регулирования доходов
населения……………………………………………………………………11 - 15
2. Комплексный анализ динамики и структуры изменений доходов населения РФ……………………………………………………………………………16 - 33
2.1. Методы расчета доходов населения РФ……………………………...16 - 26
2.2. Основные тенденции развития динамики и структуры доходов населения РФ……………………………………………………………………………27 - 28
2.3. Влияние изменения доходов населения на экономический
рост страны………………………………………………………………….29 - 33
3. Стратегическое направление совершенствования политики по повышению уровня доходов населения РФ…………………………………………..…34 - 42
3.1. Основные проблемы и направления совершенствования политики доходов населения РФ на макро- и микроуровне………………………...34 - 38
3.2. Прогнозирование показателей уровня доходов населения РФ……39 - 42
Заключение……………………………………………………………….…43 - 44
Список используемой литературы………………………………………...45 – 46
Введение.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

В целом за исследуемый  период наблюдается усиление социально-экономической  дифференциации населения России. Это подтверждается:

- ростом коэффициента  Джинни к 2009 г.;

- ростом доли доходов  в 10-ти %-ой группе наиболее  обеспеченного населения и уменьшением  доли доходов в группе наименее  обеспеченного;

Тем не менее следует  отметить уменьшение численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, как в абсолютном, так и в относительном выражении за 1995-2008 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Влияние  изменения доходов населения  на экономический рост 

страны.

 

Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию производственного продукта для удовлетворения определенных потребностей. Различают промежуточное и конечное потребление. Промежуточное потребление (отражено в счетепроизводстве Системы национальных счетов – СНС) представляет собой стоимость продуктов и рыночных услуг, потребленных и представленных в течение данного периода с целью производства других продуктов и услуг. Это потребление есть процесс производства продукта, не выходящий за его рамки. В состав промежуточного потребления включаются материальные продукты и материальные услуги, расходы предприятий и организаций, осуществляемые в интересах производства (хотя они могут соответствовать также интересам работников), нематериальные услуги. Конечное потребление, или собственно потребление населения (отражено в счете использования доходов СНМ), - расходы хозяйственных единиц на продукты и услуги, используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей. Они группируются в зависимости от того, кто фактически финансирует расходы: потребительские расходы домашних хозяйств (основного сектора внутренней экономики) финансируются за счет личного бюджета населения; государственных учреждений (другого сектора экономики) – за счет государственного бюджета; hi коммерческих общественных организаций ( еще одного из секторов) – за счет добровольных взносов членов этих организаций пожертвований, а также доходов от своей собственности.

В структуре потребления населения выделяются потребительские товары (продукты питания, непродовольственные товары) и услуги (материальные и нематериальные, платные и бесплатные). Соответственно различают платное потребление и бесплатное.

Платное потребление  осуществляется за счет личных доходов населения, т.е. средств семейного бюджета, и потому его можно классифицировать как личное, к нему дополнительно следует отнести стоимость продуктов, произведенными домашними хозяйствами для собственных нужд. Бесплатное потребление населения включает потребление товаров и услуг населением, находящимся на полном государственном обеспечении (военнослужащими срочной службы, воспитанниками детских домов, живущими в домах инвалидов, ветеранов труда и войны).

Производство и потребление активно влияют друг на друга. Назначение производства -  служить потреблению. Уровень потребления, его динамика и структура составляют важнейшие элементы  в жизни человека. Именно потребление населения выражает суть социально ориентированной рыночной экономики. Таковой является экономика развитых стран.

В СНС на макроуровне  обобщающим стоимостным показателем  потребления являются расходы домашних хозяйств на конечное потребление, отражающиеся на счете использования располагаемого дохода и включающие:

1) конечное потребление  домашних хозяйств (резидентов и нерезидентов) на экономической территории страны, охватывающее:

- расходы на покупку  потребительских товаров (кроме  домов. Квартир, покупки стройматериалов  собственниками жилищ, ценностей);

- расходы на оплату потребительских услуг (бытовых, пассажирского транспорта, связи, жилищно – коммунального хозяйства, туристско – экскурсионных, образования, культуры, здравоохранения, санаторно – курортных, физической культуры и спорта, правового характера) и финансовых услуг (банков, страховых компаний, организаций по проведению лотерей);

- конечное потребление  товаров и услуг за счет  доходов, полученных в натуральной  форме в счет оплаты труда,

- потребление товаров  и услуг, произведенных для  собственного конечного потребления домашними хозяйствами в некорпоративных предприятиях (сельскохозяйственной продукции, произведенной в крестьянских, фермерских хозяйствах и личном подсобном хозяйстве населения, и жилищных услуг, произведенных для собственного потребления владельцами жилищ);

2) покупку потребительских  товаров и услуг домашними  хозяйствами – резидентами за  границей;

3) покупку потребительских  товаров и услуг домашними  хозяйствами – нерезидентами  на экономической территории  страны.

Однако  рассмотренный  обобщающий показатель не учитывает стоимости потребленных населением бесплатных услуг.

Часть денежных затрат на покупку потребительских товаров и личных услуг текущего потребления есть потребительские расходы населения. Почти половину всех расходов в бюджете домашних хозяйств составляют затраты на питание. Чем выше абсолютная величина затрат на питание в среднем на одного члена домохозяйства, тем ниже уровень жизни данного домохозяйства, и наоборот. В 2007 году население израсходовало на покупку товаров и оплату услуг 14707,8 миллиарда рублей, что на 23,5 % больше, чем в 2006 году. Сбережения за этот период составили 2981,4 миллиарда рублей, что на 0,5 больше, чем за предыдущий год.

Еще в 2002 году, по мере преодоления  кризисных явлений конца 90 – х  годов, наметилась тенденция сокращения доли расходов, используемых населением на покупку товаров и оплату услуг (73% против 78 – 79 % в 1998 – 2001 годах), и роста доли доходов, направляемых на сбережения во вкладах и ценных бумагах изменение задолженности по кредитам, приобретение недвижимости и оплату обязательных платежей и взносов. В последующие годы эта тенденция усилилась – на покупку товаров и услуг тратилось порядка 70% денежных доходов населения. В то же время возрастала часть доходов, направляемых на обязательные платежи и взносы, а на все виды сбережений в целом население, напротив, стало тратить меньшую часть совокупного дохода объема денежных средств. Особенно резко сократилась доля доходов, расходуемых на покупку валюты. В то же время устойчиво возрастала часть доходов, направляемых на приобретение недвижимости, которая увеличилась с десятых долей процента от совокупных денежных доходов населения в 1980 – х – первой половине 1990 – х годов до 3,3 % в 2006 году (572,3 миллиарда рублей).

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в начале 2008 года провел исследование, целью которого было выяснить, приходилось ли гражданам РФ за 2007 – й год отказываться от платных услуг и приобретения предметов из – за  нехватки денег. По результатам исследования специалистами были получены следующие данные:

- из – за нехватки  денег 52% россиян отказывали себе  в полноценном отдыхе за последний  гол;

- 35% граждан экономили на покупке предметов домашнего обихода;

- 33% экономили на поездках  к друзьям и родным;

- еще 33 % на лечении  и поддержании здоровья;

- 30% на кино, театрах  и прочих развлекательных учреждениях;

- 20% отказывались от  необходимых продуктов питания;

- 16% от приема и похода  в гости;

- 15% от оплаты образовательных  услуг детям;

- 11% от оплаты этих же услуг взрослым.

Однако, по сравнению  с 2006 годом, на 9% уменьшилась доля респондентов, которым приходилось отказываться от покупки одежды и обуви и на 5 % - предметов домашнего обихода, 50% граждан не может позволить себе платное образование, 40% - платные медицинские услуги. В случае крайней нужды воспользоваться платной медициной могут 42 %, образовательными услугами – 27%. Оплачивать образование и помощь медиков на постоянной основе могут только 16 – 17 % граждан России.

Затраты на питание:

- 41% опрошенных тратит на продукты от 25% до 49% общего семейного дохода;

- 38% - тратит от 50% до 74% доходов;

- 7% тратят менее 25% доходов;

- 10% тратит более 75% доходов.

По этим данным аналитики  сделали вывод, что за последние  два года на 7% снизилось количества граждан, чьи траты на продукты превышают половину бюджета семьи.

Коммунальные услуги:

- 36% опрошенных платят  за коммунальные услуги менее  25% доходов семьи;

- 44% - от 25% до 49% доходов;

- 15% - более 50% доходов  (за 2005– й год доля респондентов в этой категории составляла 21%);

- москвичи и жители  северной столицы в 58% случаев тратят менее 25% доходов на оплату услуг.

Собственные сбережения:

- 28% респондентов отмечает, что у них имеются сбережения;

- 72% - не имеют сбережений;

- среди москвичей и питерцев 36 % имеют сбережения;

- среди остального  населения – 26 – 28% имеет сбережения;

- увеличили за год  свои накопления 58% граждан;

- уменьшили – 9%;

- без изменений –  30%.

Итак, уровень жизни  является очень важной социальной категорией, так как он отражает условия жизни населения, его доходы и расходы. А полученные населением доходы непосредственно влияют на конечное потребление, т.е. на рост и развитие производства товаров и услуг и в целом на экономический рост страны.

 

  1. Стратегическое направление совершенствования политики по повышению уровня доходов населения РФ.

 

3.1. Основные  проблемы и направления совершенствования  политики доходов населения РФ  на макро и мезоуровне.

В начале радикальных  экономических реформ в России основной задачей считалось финансовое оздоровление экономики и макроэкономическая стабилизация. Поэтому социальная сфера с ее непосредственными проблемами отошла несколько на второй план. А между тем резко падал жизненный уровень населения на фоне усиления социальной дифференциации общества. Рост цен опережал рост доходов подавляющей части населения. Сократились расходы на потребительские товары и услуги. Ухудшилась структура потребления. Быстро росла безработица. Ухудшились условия труда и быта. Хуже стала демографическая ситуация[3, с. 105 - 113]

Динамика доходов и  система их распределения является важным фактором, влияющим на положение  в социальной сфере, на социальную ориентацию экономического развития страны. Переход  от государственной системы социального  обеспечения всего населения к рыночным принципам вызвал серьезные изменения во всей системе доходов, породил ряд неблагоприятных тенденций в ней:

  1. в источниках доходов сократилась доля доходов и роль заработной платы, выросла доля доходов от собственности, но более всего – скрытых доходов;
  2. увеличилось неравенство населения по доходам на душу населения. Так с 1991 по 1999 г. Доля совокупного дохода 20 % беднейших граждан упала с 11,9 до 6,2% в общем объеме денежных доходов населения страны, а доля самых богатых возросла с 30,7 до 47,3 % [13]
  3. усилилась дифференциация населения по расходам. Так к 1999 г. Потребительские расходы 10% наиболее обеспеченного населения были в 10 раз выше, чем у 10% наименее обеспеченных граждан. Еще более значителен разрыв в потреблении услуг. Разумеется состоятельные люди имели возможность пользоваться такими услугами в сфере образования, медицинского обслуживания, медико – оздоровительных мероприятий.

Таким образом, в России в результате преобразований сформировались резко различающиеся, фактически полярные группы населения по уровню доходов, уровню и характеру потребления благ. Это противоречит общемировым прогрессивным тенденциям к сглаживанию чрезмерного социального неравенства. Социальная сторона жизни людей является вторичной по отношению к экономике, поскольку уровень жизни напрямую зависит от уровня развития экономики. Значит, повышение благосостояния населения есть главная цель экономического развития страны, а значит и преобразований в экономике, основным критерием их эффективности. О результативности социальной политики правительства можно судить по таким показателям, как уровень и качество жизни населения. Уровень жизни характеризуется уровнем материального благополучия, размером и структурой душевого потребления. Качество жизни обусловливается наличием совокупности условий, в которых живет человек. Это: условия и безопасность труда; состояние среды обитания; культурный уровень населения; физическое развитие; физическая и имущественная безопасность человека; наличие и возможности использования свободного времени [3].

Некоторые данные о благосостоянии населения в России в 2009 г. По результатам  опроса: 80% населения их денег им не хватает, 77% населения не хватает на жизнь, у 42% семей за последний год положение ухудшилось, у 20% семей за последний год положение улучшилось, каждый третий довольствовался бы суммой до 10 тысяч рублей в месяц, 36% считает, что нужно не менее 16 тысяч рублей в месяц (на одного человека). На что же прежде всего копит прилично зарабатывающий россиянин: на покупку жилья – 36%, на автомобиль – 34%, на детей – 25%, на образование – 23%, на отдых – 21%. В основном деньги идут на питание и одежду, а также на воспитание детей – 13%, на лечение - 8%, на ремонт – 6%, на отдых – 2%.

Особенностью России на нынешнем этапе является то, что у нас одновременно идет восстановление рыночных отношений с (созданием) формированием адекватной (соответствующей) социальной политики. Для эффективного функционирования экономики важно, чтобы каждый человек, прежде всего непосредственный работник чувствовал себя уверенно, как в период его общественно полезной деятельности, так и после прекращения ее по возрасту или состоянию здоровья. Между стабильностью в экономике и в социальной сфере есть органическая взаимообусловленность: чем выше результаты экономического развития, тем полнее могут быть удовлетворены социальные потребности людей, что со своей стороны является важным фактором роста экономики. Одним из благоприятных условий для социальной стабильности является социально – экономическое равновесие членов общества. Поэтому государство должно обеспечить производство тех благ, потребление которых уменьшит дифференциацию граждан страны по уровню потребления, степени неравенства по доходам в расчете на душу населения. Речь идет о так называемых общественных благах, которые все члены общества получают в равной мере независимо от величины их личных доходов (образование, здравоохранение, культурное обслуживание, защита правовых интересов, осуществляемые на бесплатной основе). Понятно, что рынок, как регулятор экономики, безразличен к социальной стороне жизни людей. О ней должно заботиться государство, разрабатывая и реализуя социальную политику в условиях рыночной экономики [3, с. 105 - 113].

Содержание социальной политики:

  1. Обеспечение максимально возможной занятости – одного из коренных прав человека: на труд и достойную его оплату.
  2. Через развитие часто – коллективных форм организации производства – вовлечение непосредственных работников в управление деятельностью предприятий и учреждений.
  3. Надежная правовая защита всех форм собственности, в т.ч. частной.
  4. Организация рациональной системы социальной защиты и помощи нуждающемуся в этом населению.

Информация о работе Прогнозирование доходов населения (на примере РФ или субъекта РФ)