Прогнозирование и программирование социально-экономического развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 22:38, реферат

Краткое описание

Цель курсовой работы: определение теоретико-методологических основ организации системы прогнозирования и программирования регионального социально-экономического развития.
К основным задачам исследования можно отнести:
· определение теоретических основ организации системы прогнозирования и программирования социально-экономического развития региона;
· рассмотрение технологии прогнозирования регионального развития;
· анализ среднесрочного прогноза социально-экономического развития Пензенской области;
· характеристика показателей индикативного управления экономикой Пензенской области.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретико-методологические основы организации системы прогнозирования и программирования социально- экономического развития субъекта РФ.
1.1 Понятие, виды и организация системы прогнозирования социально-экономического развития региона.
1.2 Технология прогнозирования регионального развития: опыт разработки и использования
1.3 Понятие, задачи и структура региональных программ социально-экономического развития
Глава 2 Анализ социально-экономического развития и индикативного планирования экономики Пензенской области.
2.1 Среднесрочное прогнозирование социально-экономического развития Пензенской области (до 2010 года)
2.2 Система индикативного управления экономикой Пензенской области
Заключение
Список использованных источников информации

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория».doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 2 - Показатели прогноза социально-экономического развития Пензенской области на период 2006- 2010 года (Средний вариант)

Наименование  показателя

Единица измерения

2006

(отчетный)

2007

(отчетный)

2008

(прогнозный)

2009

(прогнозный)

2010

(прогнозный)

Численность постоянного  населения Пензенской области (среднегодовая)

тыс. чел.

1442,6

1440,3

1435,4

1430,9

1426,7

Численность трудовых ресурсов (среднегодовая)

тыс. чел.

875,5

866,2

859,5

850,8

845,7

Численность экономическиактивного  населения

тыс. чел.

738,8

729,3

726,8

720,6

719,6

Темпы роста  ВРП

%

105,6

106,3

106,2

106,8

107,1

Реальные располагаемые денежные доходы населения в % к пред. году

%

109,3

111,2

111,9

112,1

112,9

Среднедушевые денежные доходы населения (в текущих  ценах), руб./мес.

Руб.

4084

5011

6000

6450

6780

Среднемесячная  начисленная заработная плата в  расчете на одного работающего, руб./мес.

Руб.

5790

6500

7000

7489

7780


3. Оптимистический  (благоприятный) вариант.

Предусматривает наличие  комбинации благоприятных внешних  и внутренних условий развития Пензенской области. В сфере внешних международных  условий, оказывающих влияние на развитие Пензенской области, в целом сохранится преимущественно благоприятная среда, а по ряду факторов произойдет существенное улучшение качественных и количественных показателей. Темпы роста мировой экономики превысят 4% в среднегодовом исчислении.

Процессы интеграции России в мировую экономическую  систему, включая вступление в ВТО, будут сопровождаться преобладанием  позитивных результатов. Интеграция будет  происходить на выгодных для России условиях. В течение переходного  периода будут сохранены государственная поддержка сельского хозяйства, защитные меры по отношению к авиа-, авто-, а также ряду иных отечественных производителей промышленной продукции с высокой степенью добавленной стоимости, защита рынка банковских услуг от конкуренции иностранных кредитных организаций, сохранение относительно низких внутренних цен на газ и электроэнергию. Кроме этого, будут решены проблемы снятия международных ограничений и доступа российских товаров на международные рынки, открыты новые перспективные транспортно-транзитные коридоры, проходящие через территорию России, в том числе через Пензенскую область.

В части внутренних (российских) условий также будет  складываться благоприятная ситуация. В России будут успешно осуществлены реформы социального сектора, жилищно-коммунального хозяйства и муниципальная реформа. Продолжится осуществление взвешенной финансовой и кредитно-денежной политики, а также принятие законов, способствующих притоку инвестиций, в том числе за счет стабилизационного фонда.

Таблица 3 - Показатели прогноза социально-экономического развития Пензенской области на период 2006- 2010 года (Оптимистический вариант)

Наименование  показателя

Единица измерения

2006

(отчетный)

2007

(отчетный)

2008

(прогнозный)

2009

(прогнозный)

2010

(прогнозный)

Численность постоянного населения Пензенской области (среднегодовая)

тыс. чел.

1442,6

1440,3

1438,9

1435,5

1433,7

Численность трудовых ресурсов (среднегодовая)

тыс. чел.

875,5

866,2

862,9

860,2

858,6

Численность экономически активного населения

тыс. чел.

738,8

729,3

726,8

724,3

721,8

Темпы роста  ВРП

%

105,6

106,3

106,9

107

107,7

Реальные располагаемые  денежные доходы населения в % к пред. году

%

109,3

111,2

112,3

113

113,6

Среднедушевые денежные доходы населения (в текущих  ценах), руб./мес.

Руб.

4084

5011

6300

6900

7550

Среднемесячная  начисленная заработная плата в  расчете на одного работающего, руб./мес.

Руб.

5790

6500

7000

7600

8000


Таким образом, детально разработанный прогноз  позволяет сформировать концепцию  СЭР области, выделить приоритетные цели в ее развитии. Это повысит привлекательность Пензенской области для потенциальных инвесторов.

 

2.2 Система  индикативного управления экономикой  Пензенской области

Наиболее распространенной формой планирования развития территории является индикативное планирование. В научной литературе существует два различных подхода к толкованию данного понятия.

С точки зрения первого, индикативное планирование –  это план развития территории, в  котором отражаются направления  деятельности всех экономических агентов  определенной территории. Второй подход трактует индикативное планирование как процесс разработки и формирования комплекса важнейших показателей индикаторов, характеризующих СЭР территории.

Основные признаки индикативного планирования были сформулированы К. Ландауэром еще в 1944 г. К основным из которых относятся [3, 43]:

·     индикативный план формируется в результате сознательной, координирующей деятельности государства совместно со всеми заинтересованными сторонами (агентами);

·     если даже план принимается в результате всеобщего и свободного обсуждения, в нем должен быть соблюден принцип приоритета решений, принятых в интересах всего общества, а не отдельных агентов в ущерб общегосударственным интересам;

·     цели плана и мероприятия по их достижению должны быть выбраны таким образом, чтобы обеспечивалась максимальная эффективность использования ресурсов;

·     план должен быть сбалансирован по всем ресурсам.

Система индикативного  управления экономикой региона (далее  СИУЭР) – это механизм ГРЭР, в  основе которого лежит совокупность целей управления, критериев оценки эффективности управления, механизмов взаимодействия субъектов и объектов управления [7, 88].

В качестве субъектов  этой системы выступают исполнительные органы государственной власти Пензенской области, органы местного самоуправления в части переданных им государственных  полномочий и использования местными бюджетами субсидий из регионального  фонда софинансирования социальных расходов. Объектами же СИУЭР являются экономика Пензенской области в целом, виды деятельности, муниципальные образования в части осуществления переданных им государственных полномочий и предприятия.

Система индикативного  управления базируется на следующих положениях [7, 89].

1.                                  Государственное управление осуществляется в объеме функций государственного управления.

2. Ответственность  за реализацию каждой функции  возлагается на исполнительные  органы государственной власти, из которых один является центром ответственности (координация действий, методологическое руководство, ответственность за реализацию функции в целом), другие – участниками реализации функции (ответственность за выполнение части функции).

3. В качестве  критериев оценки результата  реализации функции государственного  управления используются специально  разработанные индикаторы.

4. СИУЭР осуществляется  с применением методов (инструментов, механизмов) управления – способов  воздействия управляющего субъекта на управляемый объект с целью достижения установленных пороговых значений индикаторов в результате воздействия на процесс.

Объем функций  органов исполнительной власти по реализации этой системы утверждаться и регламентироваться постановлением Правительства Пензенской области с участием различных региональных социально-экономических институтов.

Оценка реализации функции осуществляется с использованием индикаторов. Индикаторы формируются  на основе реального и прогнозируемого  состояния объекта управления. Индикатор, установленный «в точках» рассогласования реального и прогнозируемого состояния объекта управления, служит критерием, определяющим результат применяемых управленческих воздействий.

Эти индикаторы используются для [1]:

·          оценки реального социально-экономического положения Пензенской области;

·          оценки эффективности осуществления муниципальными образованьями переданных им государственных полномочий и использования финансовых средств, предназначенных для выполнения данных полномочий;

·          задания уровня социального благополучия (пороговых значений) в составе государственного заказа на управление;

·          контроля за достижением запланированных результатов;

·          принятия регулирующих воздействий;

·          оценки деятельности исполнительных органов государственной власти;

·          оценки социально-экономического положения хозяйствующих субъектов в составе контрактов с руководителями хозяйствующих субъектов, доля государственной собственности Пензенской области в уставном капитале которых составляет более 25 процентов.

В составе СИУЭР  ежегодно формируется [1]:

1.         доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования на три и один планируемые годы;

2.         региональные целевые программы и федеральные целевые программы, в реализации которых участвует Пензенская область, ведомственные целевые программы (далее – целевые программы);

3.         государственный заказ на управление;

4.         соглашения между исполнительными органами государственной власти Пензенской области и органами местного самоуправления муниципальных образований об индикаторах оценки эффективности использования местными бюджетами субсидий из регионального фонда софинансирования социальных расходов;

5.         государственный заказ на поставку продукции (работ, услуг) для государственных нужд на планируемый год;

6.         региональная инвестиционная программа на три и один планируемые годы;

7.         нормативная бюджетная потребность на объем услуг населению в рамках государственных социальных гарантий на планируемый год;

8.         проект бюджета Пензенской области на планируемый год.

Управление  финансированием затрат на реализацию СИУЭР, предоставление услуг населению  в рамках государственных социальных гарантий, государственного заказа на поставку продукции (работ, услуг) для государственных нужд осуществляет Министерство финансов Пензенской области.

Нормативной правовой и методической основой реализации СИУЭР Пензенской области являются законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, законы Пензенской области, постановления Правительства Пензенской области, методики и положения, утверждаемые управлением экономикой Пензенской области.

 

Заключение

Анализ социально-экономического положения субъекта РФ, разработка региональных прогнозов и программ СЭР территории являются важными составляющими общей стратегии и концепции развития региона. На их основе органы региональной власти и управления принимают наиболее оптимальные управленческие решения, при реализации которых будут затрагиваться интересы всего населения субъекта Федерации.

Разрабатываемые и утверждаемые комплексные прогнозы и программы СЭР региона являются исходной предпосылкой формирования долгосрочного  стратегического плана. Для эффективной реализации прогнозов и программ в современных условиях необходимо налаживание системы государственного регулирования на основе усиления экономических функций государства. Это функции должны быть связаны не только с прогнозированием и программированием, но и с индикативным планированием. Однако здесь необходимо четко разграничить функции всех уровней управления.

Несмотря на положительные моменты, связанные  с применением на региональном уровне различных методов прогнозирования  и программирования СЭР, на наш взгляд, отсутствует четко проработанная на практике теоретическая база исследуемых процессов. В настоящее время не разработаны конкретные критерии эффективности того или иного прогноза или программы, что сказывается на качестве их разработки и реализации условий.

 

Список  использованных источников информации

1.   Постановление Правительства Пензенской области от 11 января 2005 г. № 308-пП «О системе индикативного управления Пензенской области» // СПС «Гарант», 22.03.08.

2.   Распоряжение Правительства Пензенской области от 1 февраля 2006 г. № 550-рП «Об основных направлениях стратегического развития Пензенской области на 2006 – 2015 годы» // СПС «Гарант», 22.03.08.

3.   Белкина Т.Д. Диагностика городского развития через систему индикаторов. // Проблемы прогнозирования. - 2007.- № 2. - С. 40-45.

4.   Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М., 2005.

5.   Гранберг А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. – М.: Экономика, 2000.

6.   Жилкин С.Ф., Житкова Е.Л. Концепция как базовый документ системы стратегического планирования комплексного развития города. // Социально-гуманитарное знание.- 2006. - № 4. – С. 37-42.

7.   Житкова Е.Л. Планирование развития территории. // Проблемы прогнозирования. - 2007. - № 3. - С. 87-91.

Информация о работе Прогнозирование и программирование социально-экономического развития региона