Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 22:38, реферат
Цель курсовой работы: определение теоретико-методологических основ организации системы прогнозирования и программирования регионального социально-экономического развития.
К основным задачам исследования можно отнести:
· определение теоретических основ организации системы прогнозирования и программирования социально-экономического развития региона;
· рассмотрение технологии прогнозирования регионального развития;
· анализ среднесрочного прогноза социально-экономического развития Пензенской области;
· характеристика показателей индикативного управления экономикой Пензенской области.
Введение
Глава 1 Теоретико-методологические основы организации системы прогнозирования и программирования социально- экономического развития субъекта РФ.
1.1 Понятие, виды и организация системы прогнозирования социально-экономического развития региона.
1.2 Технология прогнозирования регионального развития: опыт разработки и использования
1.3 Понятие, задачи и структура региональных программ социально-экономического развития
Глава 2 Анализ социально-экономического развития и индикативного планирования экономики Пензенской области.
2.1 Среднесрочное прогнозирование социально-экономического развития Пензенской области (до 2010 года)
2.2 Система индикативного управления экономикой Пензенской области
Заключение
Список использованных источников информации
Модель совокупного
спроса и совокупного предложения AD-
Равенство между совокупным спросом и предложением, обычно называют состоянием общего макроэкономического равновесия экономики. Это важнейшая составляющая народнохозяйственной сбалансированности. Рыночное равновесие в модели совокупного спроса и предложения существует тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров. Если рынок находится в равновесии, цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести, точно совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят предложить.
Точка пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства в экономике.
Дж. Кейнс доказал,
что достижение равновесного состояния
связано с инфляцией и
Рис. 7. AD – AS анализ общего экономического равновесия
На рис.7 в
точке Е устанавливается
Так, в экономике, близкой к полной занятости (точке Е на рис.7), рост совокупного спроса, вызванный, например, увеличением предложения денег (сдвиг ad до AD2), не только увеличит на некоторое время объем выпуска до Y2, но при определенных обстоятельствах может привести к инфляции спроса, уровень цен поднимется до P2. На этом фоне в условиях почти полного использования имеющихся ресурсов цены на них начнут расти, что увеличит издержки и вызовет снижение совокупного предложения (сдвиг кривой as до AS1). Движение вдоль кривой AD2 отражает инфляцию издержек, уровень цен растет до P3, а уровень выпуска возвращается к исходному состоянию (движение вдоль AD2 означает также падение величины совокупного спроса на фоне роста цен). Прежний объем производства будет сочетаться уже с инфляционным уровнем цен. Повторение воздействия на совокупный спрос приведет к аналогичному результату и еще больше поднимет уровень цен. Этот процесс называют «бегом на месте» или инфляционной спиралью.5
Стабильность долгосрочного устойчивого равновесия должно обеспечить государство, путем превращения текущей инфляции в полностью ожидаемую (например, за счет соответствия темпов роста денежной массы темпам роста национального дохода). Подобная сбалансированная денежная политика, ориентированная на долгосрочные тенденции, способна поддерживать оптимальные темпы экономического роста.
Кроме долгосрочного равновесия существуют еще два варианта распределения равновесного уровня цен и равновесного объема производства. Задача государства состоит в том, чтобы совместить уровень равновесия с уровнем максимальной занятости.
Если текущее производство реального ВНП ниже обозначенного потенциала (в точке Е1), то есть возможность заметно снизить уровень безработицы, стимулируя увеличение совокупного спроса (сдвиг ad1 до AD). Этого можно добиться, используя три основных рычага государственной экономической политики:
● снижение налогов,
● увеличение денежной (в первую очередь кредитной) массы,
● рост государственных расходов.
Если правительство и Центральный банк не предпринимают никаких шагов, то экономика будет приспосабливаться к новой ситуации. Однако такой процесс приспособления может оказаться очень длительным, а затяжной спад в экономике чреват социальными конфликтами.
Политика государства, направленная на увеличение совокупного спроса называется политикой экспансии. Центральный банк может нейтрализовать спад в экономике, увеличив предложение денег, но последствием этого станет фиксация цен на более высоком уровне. А рост уровня цен влечет за собой инфляцию спроса. Аналогичный результат достигается увеличением расходов государства. Однако, политика экспансии обладает удивительным свойством, которое получило название «эффект мультипликатора»: общий рост национального дохода в итоге превышает государственные расходы. В свою очередь, опережающий рост национального дохода означает ускоренное расширение производства и рост занятости.
Если фактическое производство реального ВНП в достаточной степени превышает обозначенный потенциал (находится в точке Е2), говорят, что экономика находится в «перегретом» состоянии. Для него характерны «сверхзанятость» (своего рода «безработица на работе»), усиленное развитие инфляционных процессов, переходящих в гиперинфляцию, обострение товарного и бюджетного дефицитов.
Все это диктует необходимость проведения энергичной государственной политики, направленной на сокращение совокупного спроса (сдвиг ad2 до AD) и перевод экономики в положение, близкое к состоянию Е. Теоретически и практически последнее достигается за счет монетарной политики:
● ужесточения налогового пресса,
● сокращения денежной (в первую очередь кредитной) массы,
● существенного снижения (экономии) государственных расходов.
Такая политика препятствует инфляционному росту цен и направлена на ограничение роста доходов населения. «Эффект мультипликатора» состоит в том, что сокращение реального национального дохода больше сокращения государственных расходов.
Однако эффективно использовать все эти три основных рычага государственным органам удается не всегда. Чем сильнее отклонения от параметров состояния общего экономического равновесия, тем меньше соответствующие возможности.
Приведенный AD - AS анализ общего экономического равновесия отличается известным схематизмом, т.к. равновесие следует воспринимать как динамичное состояние экономической системы, при котором она сохраняет свое строение и сложившиеся режимы функционирования в меняющейся действительности. Вместе с тем, AD - AS анализ может быть полезен при оценке логики происходящих изменений и последовательности предпринимаемых шагов в рамках государственной политики достижения экономического равновесия.
Особенности равновесия экономики России
Таблица 1. Макроэкономические показатели6
Показатель |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Валовой Внутренний Продукт (ВВП) | |||||
Номинальный ВВП, млрд. руб. |
13243,2 |
17048,1 |
21620,1 |
26781,1 |
32988,6 |
Реальный ВВП, % к пред. Периоду |
107,3 |
107,2 |
106,4 |
106,7 |
108,1 |
Объем производства | |||||
V пром. продукции, % к пред. Периоду |
107 |
107,3 |
104 |
103,9 |
106,3 |
V плат. услуг насел., % к пред. Периоду |
105,1 |
107 |
107,5 |
н.д. |
н.д. |
Инвестиции | |||||
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. |
2186,2 |
2729,8 |
3534 |
4580,5 |
6418,7 |
Чистый приток (+) / отток (-) капитала в частный сектор |
-1,7 |
-9 |
1,9 |
41 |
82,1 |
Иностранные инвестиции в нефинансовый сектор, $ млрд |
22,1 |
31,7 |
52,4 |
53 |
н.д. |
Социальные показатели | |||||
Реальные доходы населения, % к пред. Периоду |
114,9 |
109,9 |
109,3 |
110 |
н.д. |
Среднедушевой денежный доход, % к пред. периоду |
128,8 |
122 |
123 |
123,5 |
н.д. |
Общий уровень безработицы**, млн. чел. в среднем за период |
6 |
6 |
5,6 |
5,3 |
н. д. |
Инфляция | |||||
Инфляция: индекс потребительских цен, % к пред. периоду |
112 |
111,7 |
110,9 |
109 |
111,9 |
Инфляция: индекс цен производителей, % к пред. периоду |
113,1 |
128,3 |
113,4 |
110,4 |
125,1 |
Валютный курс | |||||
Средний официальный курс, руб. за $ |
30,7 |
28,81 |
28,29 |
27,18 |
25,57 |
Внешняя торговля | |||||
Средняя цена нефти Urals, $ за баррел |
27,3 |
34,2 |
50 |
61,1 |
68,9 |
Экспорт товаров, $ млрд |
135,9 |
183,2 |
243,8 |
303,9 |
354 |
Импорт товаров, $ млрд |
76,1 |
97,4 |
125,4 |
164,7 |
225,3 |
Банковская система | |||||
Активы банковского сектора, млрд руб |
5600,7 |
7136,9 |
9750,3 |
14045,6 |
н.д. |
Привлеченные депозиты и вклады, млрд руб. |
1924,10 |
2653,40 |
3792,00 |
5607,90 |
н.д. |
из них со сроком привлечения более 1 г., % |
9,50 |
49,80 |
50,30 |
49,40 |
н.д. |
Кредиты небанковскому сектору, млрд руб |
2599,6 |
3808,2 |
5367,1 |
7867,9 |
н.д. |
из них со сроком погашения более 1 г., % |
33,6 |
33,2 |
34,1 |
33,9 |
н.д. |
Ставки по кредитам предприятиям и организациям, % |
13,2 |
11,5 |
10,7 |
10,5 |
н.д. |
Поскольку равновесный объем производства состоит из четырех основных составляющих – потребление, государственные закупки, инвестиции и чистый экспорт, необходимо подробно рассмотреть важные экономические пропорции между потреблением и накоплением, сбережением и инвестициями.
С точки зрения официальных макроэкономических с 2000 по 2006 год были одним из лучших периодов развития России за все время ее существования.
Заметный рост доходов в экспортно-сырьевом секторе, связанный с резким увеличением мировых цен на его продукцию, позволил направить на эти цели крупные финансовые ресурсы, что дало возможность многим предприятиям, производящим продукцию инвестиционного спроса, выйти на порог рентабельности, а в ряде случаев – и самим получить значительные ресурсы для целей производственного инвестирования. В результате возник пусть и ограниченный по своим масштабам, но реально работающий фактор долгосрочного роста и расширения производства.
Заметный рост доходов в экспортно-сырьевом секторе, связанный с резким увеличением мировых цен на его продукцию, позволил направить на эти цели крупные финансовые ресурсы, что дало возможность многим предприятиям, производящим продукцию инвестиционного спроса, выйти на порог рентабельности, а в ряде случаев – и самим получить значительные ресурсы для целей производственного инвестирования. В результате возник пусть и ограниченный по своим масштабам, но реально работающий фактор долгосрочного роста и расширения производства.
В последние года можно
было также наблюдать скромный, но
очевидный прогресс в формировании
ряда необходимых элементов деловой
инфраструктуры, в том числе кредитно-
Рост остается крайне неравномерным и в территориальном разрезе, будучи сосредоточен главным образом вокруг небольшого числа крупных мегаполисов и транспортных центров, при этом экономическое состояние депрессивных.
Показатели, характеризующие общественное благосостояние, после почти четырех лет экономического роста остались в целом на очень низком уровне. Российский ВВП на душу населения соответствует среднему уровню для развивающихся стран и, грубо говоря, на порядок ниже среднего уровня для группы развитых стран. По официальной статистике, соотношение средних размеров зарплат и пенсий с прожиточным минимумом в последние годы практически не меняется, при этом средняя пенсия по прежнему приблизительно на четверть ниже соответствующего прожиточного минимума.
При этом доходы распределяются крайне неравномерно. Разрыв между верхней и нижней границами населения по уровню дохода является четырнадцатикратным и последние десять лет практически не снижается. регионов продолжает ухудшаться.
Таким образом, на период 2005-2008 г. мы имеем экономический рост, но рост в лучшем случае умеренный по своим темпам и не удовлетворяющий нас по качественным показателям. Рост такого порядка и такого качества, безусловно, внушает экономистам и части населения ощущение нормализации, поскольку он позволяет сохранять и постепенно увеличивать находящийся в хозяйственном обороте и у населения объем материальных и финансовых ресурсов, но одновременно он не решает, да и не в состоянии решить стоящие перед нашим обществом задачи качественных преобразований. Эти качественные преобразования, то есть глубокая модернизация нашей экономики и нашего общества (а одно невозможно без другого – нельзя иметь развитую экономику при отсталых общественных отношениях, и наоборот – невозможно создать в стране развитое гражданское общество без подкрепляющей его современной эффективной экономической базы) предполагают совсем иные масштабы ресурсов, направляемых на цели развития, а значит – и иные темпы роста.
Если брать нынешнею обстановку в России, то сейчас мы находимся в условиях международного кризиса.
Мировой экономический кризис начался еще осенью 2007 года. Предполагалось, что для России он должен открыться не позднее, чем через 1.5-2 года из-за не исчерпанных до конца ресурсов внутреннего рынка. Для глобальной экономики его начало относилось нами на более ранний период.
Биржевой кризис – только первый серьезный сигнал, что большой кризис экономики уже на пороге. Его причина не только товарное перепроизводство, но и колоссальное перенакопление капиталов. После событий 21-22 января фондовые рынки стали чаще подвергаться резким колебаниям с «корректировками» курса бумаг в сторону понижения. Биржевая нестабильность час за часом будет поднимать занавес, обнажая состояние экономики. Вскоре обнаружится – будет объявлено – о массовых проблемах в сбыте товаров. Вслед за этим по цепочке кризис перебросится в сферу производства. Тогда не признавать его сделается невозможным, настолько очевидно он ударит по карману основной массе населения.
В глобальном хозяйстве сложилась ситуация, когда возможности рынков исчерпаны. Производство еще можно наращивать, средств на это у корпораций вполне достаточно, но получать прибыль становится все сложней.
Мировой кризис отразился на всех отраслях экономики России. Так каковы будут последствия мирового финансового кризиса?
Информация о работе Прогнозирование и программирование социально-экономического развития региона