Прогнозирование уровня жизни населения: способы и цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 11:21, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить прогнозирование качества жизни как самостоятельный вид прогнозов.

Задачи:
Изучить сущность социального прогнозирования: понятие, виды прогнозов.
Исследовать качество жизни как объект социального прогнозирования.
Проанализировать прогнозирование отдельных показателей качества жизни населения на примере Мурманской области на период 2012 – 2014 гг.

Вложенные файлы: 1 файл

региональные экономические исследования.docx

— 64.73 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

«ЮЖНЫЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт  по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук

 

Отделение «Регионоведение»

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по курсу:

«Региональные экономические исследования»

на  тему:

  «Прогнозирование уровня жизни населения: способы и цели»

 

 

 

 

                                                      Выполнил: студентка  5 курса ОЗО

Ли Р.В.

                                                                                                

                                                                                                  Проверил:

Доцент (профессор) : Голева Г.А.

 

                                                                                    Результат проверки:

____________________________________________________________

                                                             (зачёт-незачёт, дата; подпись преподавателя)

 

 

                                                Работа сдана и зарегистрирована  в деканате:

_______________________________________________________________

                                                                             (дата; подпись методиста ОЗО)

 

 

 

 

 

Ростов –  на – Дону

2013

Введение

 

Существенно возросший интерес науки и  практики к проблематике качества жизни, свидетельствует о том, что наше общество озабочено уже не столько  проблемами самосохранения, сколько  вопросами устойчивого социального  развития, необходимостью создания достойных  условий жизни как для будущих, так и ныне живущих поколений.

Начавшийся  новый этап социально-экономического развития страны характеризуется политической и институциональной стабильностью, возникновением новой социальной структуры  общества, определенными достижениями в экономике, некоторым ростом уровня жизни, улучшением делового климата, формированием  цивилизованного рынка и правового  государства. Важнейшим положительным  результатом развития страны в последние  годы стал рост уверенности людей  в возможности достижения собственной  деятельностью желаемого уровня и качества жизни, поэтому вопрос: «на что жить» все больше сменяется  вопросом: «как жить». Все это принципиально  видоизменяет проблему управления социальным развитием, под которым понимается процесс существенных количественных и качественных изменений в уровне, качестве и образе жизни людей  и общественных групп относительно друг друга и их прежнего положения.

Значимость  проблемы управления качеством жизни  возрастает и в связи с тем, что человеческий ресурс в условиях доминирующих тенденций старения и  депопуляции населения становится самым дефицитным ресурсом.

Важнейшей задачей современного этапа социально-экономического развития России является формирование сильной, ориентированной на интересы граждан социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека, снижение социального неравенства, повышение доходов населения, обеспечение  всеобщей доступности и приемлемого  качества базовых социальных услуг. По существу, речь идет о решении  стратегической проблемы – улучшении  качества жизни населения страны.

О качестве жизни говорят руководители государства, представители администраций многих регионов, средства массовой информации. Этой проблеме посвящен ряд научных  исследований социологов, экономистов, психологов, физиологов и врачей.

Активное  изучение проблемы качества жизни началось в конце 60-х годов XX столетия, когда  в высокоразвитых странах Запада стал осуществляться переход к постиндустриальной стадии развития общества, что обусловило интерес к гуманитарному содержанию экономического прогресса. Вначале  качество жизни связывалось, в основном, с вопросами охраны окружающей среды, здоровья и обновления городов. Но вскоре эта проблема стала рассматриваться с точки зрения обеспечения всех аспектов жизни общества и трактоваться как составная часть футурологического идеала, который предстоит достигнуть человечеству в близком будущем — в процессе перехода к следующему этапу развития цивилизации, отличающемуся новыми отношениями между людьми, в которых на первый план выходят не деньги, а гармония социальных и культурных ценностей.

Степень разработанности проблемы. Большая часть методологических вопросов социального прогнозирования рассматривается в разработках таких авторов как В.В. Косолапов, И.В. Бестужев-Лада, А.М. Гендин, Г.X. Шахназаров, С.П. Капица, В.А. Лисичкин, В.Г. Виноградов и др. Прогнозирование качества и уровня жизни населения освещено в отечественной литературе, в частности, таким авторами как Н.В. Новикова, Морозова Т.Г., И.В. Бестужев-Лада, О.С. Пузиков и др.

Объект  исследования - прогнозирование социально-экономических  процессов.

Предмет – прогнозирование качества жизни  населения.

Цель  исследования – изучить прогнозирование  качества жизни как самостоятельный  вид прогнозов.

 

Задачи:

  1. Изучить сущность социального прогнозирования: понятие, виды прогнозов.
  2. Исследовать качество жизни как объект социального прогнозирования.
  3. Проанализировать прогнозирование отдельных показателей качества жизни населения на примере Мурманской области на период 2012 – 2014 гг.

Гипотеза  исследования: социально-экономическое  прогнозирование позволит более  эффективно проводить социальную политику по развитию и повышению уровня и  качества жизни населения.

При написании  курсовой работы были использованы следующие  методы исследования: метод анализа  и синтеза, статистический метод.

Теоретическая база: научные труды отечественных  авторов в области прогнозирования, таких как Новикова Н.В., Чиркунова Е.К., Пузиков О.С., Морозова Т.Г. и др.

Структура курсовой работы: введение, три главы, заключение, библиографический список.

прогнозирование население демографический  занятость доход

 

Глава 1. Теоретические основы изучения СОЦИАЛЬНОГО  прогнозирования

1.1 Философские аспекты  прогнозирования

 

Будущее – категория оценочная. Критерии, на основании которых оценивается  прогноз, представляют собой стартовую  позицию для определения целей  и задач, стоящих перед исследователем, способствующих выявлению и определению  нашего «горизонта ожиданий». Относительно прогноза выявление и интерпретация  критерия носят вспомогательный  характер.

Социофилософское постижение грядущего поможет по-новому взглянуть, с одной стороны, на проблему социального времени, а с другой – на новые стратегически важные задачи, которые решаются в рамках футурополитики и футуроэтики. Существенным представляется переход от восприятия будущего как воображаемого объекта к будущему как реальной, обоснованной необходимости. Однако этот путь немыслим без системного подхода к выстраиванию диалектики ценностей создаваемого человечеством будущего.

Одной из задач, в которой философы могли  бы принести практическую пользу людям  в нашем быстро меняющемся мире, это не только осознание настоящего и своего места в нем, но и предвидение  будущего. Темпы технического прогресса быстро увеличивается: мы являемся свидетелями экспоненциального роста (скорость роста пропорциональна размеру научных знаний, удваивающемуся каждые 10 - 20 лет). Скорости компьютерных процессоров при этом удваиваются каждые 18 месяцев. Такое быстрое развитие науки и технологий вызывает множество неотложных вопросов, ответы на которые мог бы помочь найти именно философ, рассматривая и анализируя тенденции развития.

 

Прогнозирование - это социальная теория познания. Она  находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических  доктрин, концепций, систем, которые  в той или иной мере рассматривают  в качестве основного объекта  будущее, осуществляют на разных уровнях  ≈ теоретическом, психолого-интуитивном, практическом - исследование проблем  близкого и далекого будущего, пытаются проникнуть в незнаемое.

Прогнозирование лишь в том и только в том  случае плодотворно, когда оно базируется на научных системах познания, позволяющих  предвидеть ход процессов, социальных явлений, тенденций развития и социальные последствия предпринимаемых практических мер.

Широко  используемое в политических целях  прогнозирование зачастую носит  предвзятый оценочный характер; истина здесь приносится в жертву провозглашаемым  политическим воззрениям и концепциям. Тем самым в значительной мере дискредитируется и сама возможность  успешного научного прогноза.

Следует учитывать также, что для успешного  прогнозирования и моделирования  социальных процессов необходим  определенный уровень теоретического мышления, культуры мышления. Иначе  невозможно правильно выстроить  логику практических действий, смоделировать  варианты развития социальных ситуаций, спрогнозировать тенденции их развития, учесть все возможные последствия  совершаемых действий для той  или иной подсистемы социальной сферы  и для общества в целом.

Прогнозирование как специфический вид познавательной деятельности ставит перед исследователями  ряд нетривиальных методологических проблем. Эти проблемы в основном определяются тем, что прогнозирование  предполагает исследование еще не существующего  объекта. Этот познавательный феномен  требует, с одной стороны, философского осмысления, а с другой - формулирования основных методологических принципов, могущих служить конструктивной основой для разработки прикладных методов прогнозирования.

Усложнение  всех форм общественной деятельности вызвало к жизни постоянно  растущую социальную потребность в  научном предвидении. Под воздействием этой потребности быстро развиваются  прикладные методы прогнозирования. Их эффективность убедительно проявилась в технической, социальной и особенно в экономической областях. Успехи практического прогнозирования вызвали широкий поток методологических исследований. Этому способствовало и появление новой области исследования - глобальной проблематики, связанной с рассмотрением мировых ресурсных, экологических, демографических, продовольственных и других проблем, требующих как философского, так и конкретно-практического осмысления.

Особенно  продуктивной для развития философско-методологических основ прогнозирования оказалась  идея опережающего отражения в познании, которое рассматривается как  форма общественного сознания.

Условием  опережающего отражения является запаздывающее  отражение, при котором производится накопление и анализ информации для  последующей экстраполяции. С этих позиций прогноз представляет собой  форму опережающего отражения в  научном познании, когда сознание идет впереди развивающейся действительности.

1.2 Социальное прогнозирование:  понятие и объект

 

Социально-экономическое  прогнозирование является способом предвидения общественной системы  с учетом закономерностей ее развития, перспектив эффективного вложения капитала. Социально-экономические прогнозы выражают количественные и качественные изменения, связанные с оценкой  объемов производства, стоимостных  макроэкономических показателей, спроса и предложения, трудовых отношений, структуры доходов и расходов. Они включают показатели развития макроэкономической ситуации, научно-технического прогресса, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, внешнеэкономической  деятельности, экологической обстановки, а также систем образования, здравоохранения  и социального обеспечения населения. Социально-экономическое прогнозирование  служит функцией государства.

Прогнозирование не сводится к попыткам предугадать  детали будущего. Прогнозист исходит  из диалектической детерминации явлений  будущего, из того, что необходимость  пробивает себе дорогу через случайности, что к явлениям будущего нужен  вероятностный подход с учетом широкого набора возможных вариантов. Только при таком подходе прогнозирование  может быть эффективно использовано для выбора наиболее вероятного или  наиболее желательного, оптимального варианта при обосновании цели, плана, программы, проекта, вообще решения. Прогнозы должны предшествовать планам, содержать  оценку хода, последствий выполнения (или невыполнения) планов, охватывать все, что не поддается планированию, решению. Прогноз и план могут  разрабатываться независимо друг от друга. Но чтобы план был эффективным, оптимальным, ему должен предшествовать прогноз, по возможности непрерывный, позволяющий научно обосновывать данный и последующие планы.

Прогнозирование - это своего рода умение предвидеть, анализ ситуации и  ожидаемого хода ее и изменения в  будущем. Так как каждое решение - это проекция в будущее, а будущее - содержит элемент неопределенности, то важно правильно определить степень  рисков, с которыми сопряжена реализация принятых решений. Прогноз представляет собой научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогноз носит вероятностный характер, но поскольку он строится на основе аргументированных научных представлений о состоянии и развитии объекта, то является достаточно достоверным.

Объект  прогнозирования - это исследуемое  явление, процесс, для которого разрабатывается  прогноз.

 

Классификация объектов прогнозирования  необходима для того, чтобы выбрать  наиболее адекватные им методы анализа  и прогнозирования.

Информация о работе Прогнозирование уровня жизни населения: способы и цели