Производительность труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ показателей производительности и эффективности труда, освоение методов планирования производительности труда.
Задачи исследования:
 изучить понятия производительности и эффективности труда и их особенности в торговле;
 проанализировать показатели производительности и эффективности труда объекта исследования;

Содержание

Введение 3
1 Сущность производительности труда
1.1 Показатели эффективности использования человеческих ресурсов 5
1.2 Производительность труда работников и определяющие ее факторы 7
2 Анализ производительности труда торговых работников на примере магазина «Продукты» 17
2.1 Краткая характеристика предприятия 17
2.2 Анализ показателя производительности труда 19
2.3 Оценка эффективности труда 20
3 Планирование производительности труда 26
Заключение 35
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

производительность труда планирование.doc

— 759.50 Кб (Скачать файл)

Принцип эффективности ориентирует планирование на достижение экономического и социального эффекта при использовании такого важнейшего ресурса, как трудовой потенциал торгового предприятия. Экономический эффект означает стремление к получению максимального результата (товарооборота, прибыли и др.) при оптимизации трудовых затрат, то есть прогноз развития трудовых показателей должен осуществляться по наиболее рациональному с экономической точки зрения сценарию, но в то же время с учетом величины всех реальных затрат, включая возможные потери.

Не менее важным является социальный эффект, состоящий в соблюдении государственных гарантий при организации  и оплате труда, сохранении здоровья работников, создании нормальных условий  труда, формировании положительного психологического климата в коллективе и т. п.

Принцип системности  означает, что планирование показателей  по труду и заработной плате должно подчиняться задачам развития предприятия  в целом и рассматриваться  как неотъемлемая подсистема общей  системы планирования, что требует  обеспечения ее взаимосвязи с плановыми параметрами всех других аспектов деятельности предприятия — финансовыми, коммерческими, организационными, техническими и т. п.

Принцип адаптивности (или гибкости) реализуется в двух аспектах. Во-первых, он предусматривает соответствие планово-расчетных трудовых показателей специфике торгово-технологического процесса и особенностям труда различных работников. Во-вторых, означает объективную необходимость постоянных изменений в планировании организации и оплаты труда работников, обусловленных развитием предприятия и предстоящими переменами в его внутренней среде (например, создание новых рабочих мест, внедрение более совершенных схем окладов или тарифных сеток, развитие системы премирования и т. п.).

В современных условиях важное значение приобретает принцип социализации, то есть обеспечения социального партнерства, при котором торговое предприятие достигает наилучших результатов деятельности на основе оптимального сочетания интересов всех прямых и косвенных участников трудового процесса: экономических интересов работодателей, материальных интересов наемных работников и общих интересов государства в лице соответствующих служб. Реализация этого принципа на практике является сложной проблемой, требующей от предприятия серьезной многоплановой работы.

План по труду предусматривает  обоснование таких показателей, как численность работников, производительность труда, фонд заработной платы и средняя  заработная плата одного работника. Главной особенностью плановых расчетов является необходимость учета тесной взаимосвязи и взаимообусловленности трудовых параметров как друг с другом, так и с товарооборотом. Поэтому основная цель планирования состоит не только в определении величины показателей, но и в установлении оптимального соотношения их динамики в соответствии с целями, поставленными торговым предприятием в области использования трудового потенциала в плановом периоде.

В современных  условиях торговые предприятия самостоятельно определяют необходимую численность  и производительность труда работников, а также прогнозируют объем средств на оплату их труда. Основными исходными предпосылками этих плановых расчетов являются:

- проведение  всестороннего экономического анализа  показателей по труду и заработной  плате за предплановый период  и объективная оценка достигнутых результатов;

- изучение  соответствующей информации по  предприятию в динамике за  ряд лет для выявления негативных  и позитивных тенденций в области  использования трудового потенциала  с целью ликвидации первых  и закрепления последних;

 - учет общей стратегии развития торгового предприятия и текущих целей его деятельности на плановый период;

- соблюдение  требований законодательства Российской  Федерации по вопросам труда  и заработной платы.

Основная  цель планирования численности работников заключается в формировании такого персонала, который, соответствуя специфике деятельности торгового предприятия, будет способен обеспечить реализацию целей его развития в плановом периоде при оптимальном количестве работников, минимуме трудовых затрат и высоком качестве работы.

Наиболее  важными факторами, которые необходимо учитывать при планировании численности, являются предполагаемые виды деятельности, режим работы предприятия, число  рабочих мест, требующих полной занятости (с учетом временно отсутствующих), целесообразность привлечения различных работников, задачи управляемости торговым предприятием и его финансовые возможности.

Так например, для магазина № 31 Каменского райпо численность  работников оптимальна, т.е. 7 человек. Однако можно предусмотреть совмещение различных трудовых функций. Это может повысить заработную плату работников и производительность труда.

Достижения в процессе планирования оптимального соотношения  динамики показателей товарооборота, численности, производительности труда  предполагает:

- подробное  изучение результатов экономического  анализа за ряд предшествующих  лет и выявление наиболее позитивной  тенденции развития данных показателей  с целью ее закрепления в  плановом периоде с учетом  внесения необходимых изменений;

        - использование коэффициента эластичности, отражающего зависимость динамики числа работников от динамики объема товарооборота.

      • применение индексного метода и заданной доли прироста товарооборота за счет производительности груда. [1]

Проведем  планирование товарооборота магазина различными методами:

        1. Опытно — статистический метод.

Опытно —  статистический метод планирования позволяет определить объем товарооборота  на планируемый год исходя из скорректированного объема товарооборота  за отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3-5 лет, предшествующих планируемому году:

Тпл =

где Тскор  — скорректированный объем товарооборота  отчетного года, тысяч рублей

 % Т — среднегодовой темп роста объема товарооборота, проценты

Таблица 6 —  Динамика объема товарооборота магазина «Продукты»

Год

Объем товарооборота , тысяч рублей

Темпы роста, проценты

Цепные

 Базисные

2007

4032,5

100

100

2008

4661,6

115,6

115,6

2009

5071,8

108,8

125,8

2010

5639,9

111,2

139,9

2011

6316,8

112

156,6


% Т =

Тпл =

Тскор = Тотч = 6316,8 тысяч рублей, т.к. у магазина нет ввода и выбытия торговой площади.

        1. Экономико статистический метод расчета товарооборота.

Расчет производится за счет сглаживания данных о приросте товарооборота за предшествующие годы.

Таблица 7 —  Исходные данные для расчета

Год

Прирост товарооборота

Условные обозначения

Процент к пред.году

2007

К1

14,1

2008

К2

15,6

2009

К3

8,8

2010

К4

11,2

2011

К5

12


 

Сглаживание производим с помощью скользящей средней для трех близлежащих  лет:

К1=

К2=

К3=

К6  = К4+2        К6  =11,2+2(-1,1) = 9,0 процентов

Тпл =

        1. Метод аналитического выравнивания (трендовая модель)

Можно предположить, что объем товарооборота торгового предприятия развивается по линейной функции:

              Y = a +b*t

где y – объем товарооборота, рублей;

      t — фактор времени, год;

a,b — параметры модели.

 

 

Таблица 8 —  Расчет значений параметров модели

Год

Объем товарооборота, тысяч рублей Y

t

t2

y*t

Yt

(Y-Yt)*100

2007

4032,5

-3

9

-12097,5

4361,3

8,15

2008

4661,6

-1

1

-4661,6

4752,9

1,96

2009

5071,8

0

0

0

5144,5

1,43

2010

5639,9

1

1

5639,9

5536,1

1,84

2011

6316,8

3

9

18950,4

5927,7

6,16

Итого

25722,6

0

20

7831,2

25722,5

19,54


 

     =

a  =

b =

Модель тренда:     = 5144,5+391,6 * t.

Среднее отклонение теоретического объема товарооборота  от фактического составляет 3,91 процент, что позволяет использовать полученную модель для расчета объема товарооборота на будущий год:

   = 5144,5+391,6*5=7102,5 тысяч рублей.

4. Применим индексный метод планирования. Учитывая предполагаемый индекс роста цен на продовольственные товары получим:

ТО = 6316,8*1,064=6721,1 тысяч рублей

где 1,064 —  индекс цен на товары и услуги в 2011 году в Свердловской области.

Результаты  расчета планового объема товарооборота  различными методами представим в таблице 9.

Таблица 9 — Показатели по труду на планируемый 2012 год

Метод планирования

Товарооборот, тысяч рублей

Численность, человек

Производительность труда, тысяч  рублей/чел

Темп роста, %

ТО

Ч

ПТ

1. Опытно-статистический

7068,5

7

1009,8

111,9

100

111,9

2. Экономико=статистический

6885,3

7

983,6

109

100

109

3. Трендовая модель

7102,5

7

1014,6

112,4

100

112,4

4. Индексный метод

6721,1

7

960,2

106,4

100

106,4

5. Индексный метод с учетом  снижения численности работников

6721,1

6

1120,2

106,4

85,7

124,1


 

Как видно  из таблицы наивысшие показатели производительности труда при неизменной численности персонала дает планирование по трендовой модели — 112,4 процента. При снижении численности персонала  на одного человека за счет совмещения профессии в виде роста производительности труда — 124,1 процент.

Следует учитывать, что магазин № 31 — это небольшое  торговое предприятие, находящееся  в сельской местности. Для его  успешной торговой деятельности важно  не терять своего постоянного покупателя обеспечивать его товарами повседневного спроса в полном ассортименте и соответствующего качества.

 

 

 

Заключение

Информация о работе Производительность труда