Пути и направления совершенствования международного рынка услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения международного рынка услуг. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1: Экономическая сущность международного рынка услуг и его современная тенденция развития ………………………………………………6
1.1. Понятие, экономическая сущность и факторы воздействия на рынок услуг………………………………………………………………..6
1.2. Географическое распределение, динамика и отраслевая структура рынка услуг………………………………………………………………..14
1.3. Современная тенденция развития рынка услуг, тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами….20
Глава 2: Анализ международного рынка услуг и факторов, воздействующих на его развитие…………………………………………………………………...26
2.1. Анализ динамики и отраслевая структура сферы услуг…………...26
2.2. Анализ воздействия на сферу услуг НТП (научно-технический прогресс)…………………………………………………………………...28
2.3. Анализ взаимосвязи Интернета с развитием сферы услуг и анализ глобализации услуг……………………………………………………….33
Глава 3: Пути и направления совершенствования международного рынка услуг……………………………………………………………………………....40
Выводы и предложения…………………………………………………………44
Список литературы………………………………………………………….......46

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 243.58 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

( ФГБОУ ВПО ИРГУПС)

 

 

Факультет: Экономики и управления

 

Кафедра: «Мировая экономика и экономическая теория»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА:

«Международный рынок услуг»

 

КР.430300.0306401.65

                                                               

 

 

 

                                                                                Выполнил: студент

                                                                                                     группы Т-11-2

                                                                                                     первого курса

                                                                                           факультета: УПП

                                                                                                    

                                                                                                   

                                                                                Проверил: К.Э.Н.   Доцент 

                                                                                Хажеева М. А.

 

                                                                 

 

Иркутск  2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….4

 

Глава 1: Экономическая сущность международного рынка услуг и его современная тенденция развития ………………………………………………6

1.1.  Понятие, экономическая сущность и факторы воздействия на рынок услуг………………………………………………………………..6

1.2. Географическое распределение, динамика и отраслевая структура рынка услуг………………………………………………………………..14

1.3. Современная тенденция развития рынка услуг, тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами….20

Глава 2: Анализ международного рынка услуг и факторов, воздействующих на его развитие…………………………………………………………………...26

2.1. Анализ динамики и отраслевая структура сферы услуг…………...26

2.2. Анализ воздействия на сферу услуг НТП (научно-технический прогресс)…………………………………………………………………...28

2.3. Анализ взаимосвязи Интернета с развитием сферы услуг и анализ глобализации услуг……………………………………………………….33

Глава 3: Пути и направления совершенствования международного рынка услуг……………………………………………………………………………....40

 

Выводы и предложения…………………………………………………………44

Список литературы………………………………………………………….......46

Приложения………………………………………………………………….......48

 

 

 

 

Введение

В популярной, а в последние годы и модной тематике глобализации, отличающейся широким разбросом подходов и проблем, сфера услуг относится к разряду сравнительно малоизученных. Одна из причин состоит в том, что изучение глобализации традиционно фокусировалось на внешнеэкономических отношениях по поводу товаров, вещной продукции.               

Немаловажное значение имеет и структурная специфика самой сферы услуг. Не являясь внутренне интегрированным хозяйственным комплексом, она не противостоит другим сферам хозяйства как нечто целое и представлена широким разнообразием отраслей. В классификации ВТО выделяются, например, почти 160 видов услуг и объединяются такие функционально разнородные, как образование и туризм, операции с ценными бумагами и космические запуски и т.д. Слабая до последнего времени вовлеченность большинства услуг в процесс глобализации не оспаривается. Но столь же очевидно, что такие услуги, как транспорт со времен кругосветных путешествий Магеллана, а позднее связь и финансовые операции образуют несущий каркас.

В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения международного рынка услуг. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.

Как известно, в последние годы наблюдается тенденция повышения роли услуг, причем рост сферы услуг опережает рост материального производства. 20% всей мировой торговли приходится на международную торговлю услугами. Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: на нее приходится 62 – 74% мирового ВВП (что значительно больше доли товарной торговли), а также 63 – 75% общей численности занятых, кроме того, она способствует росту технической оснащенности труда, внедрению более совершенных технологий и т.д. Причем ни в одной стране, где это происходит, подобная тенденция не оценивается негативно.

Итак, можно сказать, что на протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Поэтому эта тема приобретает сегодня такую актуальность.

Цель данной работы рассмотреть состав и структуру международного рынка услуг, его сущность, факторы воздействия, более подробно охарактеризовать услуги, проследить современную тенденцию рынка услуг.

А также перед нами стоят задачи проанализировать:

- динамику и отраслевую структуру сферы услуг;

- воздействия на сферу услуг НТП (научно-технический прогресс);

- взаимосвязи Интернета с развитием сферы услуг;

- глобализацию услуг.

-рассмотреть направления совершенствования международного рынка услуг.

          Объектом данной работы являются современные тенденции развития международного рынка услуг.

Предмет исследования - наиболее динамично развивающиеся и наиболее значимые отдельные отрасли сферы услуг.

          Информационной базой для написания курсовой работы послужили: учебная литература, а также интернет источники.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, в первой и во второй по три подпункта, выводов и предложений, списка использованной литературы и приложений.

 

 

Введение содержит цель и  задачи курсовой работы, актуальность и необходимость изучения темы.

Первая глава - теоретическая. В ней рассматриваются факторы, условия, географическое распределение, отраслевая структура, понятие и сущность мирового рынка услуг. После главы имеется вывод.

Вторая глава - аналитическая. В отличие от первой, она связана с анализом  международного рынка услуг. Включает в себя анализ динамики, анализ воздействия на сферу услуг НТП и других анализов. Вторая глава основывается на таблицах и графиках, на абсолютных и относительных отклонениях за последние 5 лет. После каждого подпункта имеется вывод, а так же общий вывод в конце главы.

Глава третья - конструктивная. В ней рассматриваются пути и  направления совершенствования  международного рынка услуг. Так  же имеется вывод.

После трех глав следуют  выводы и предложения. Выводы по работе обосновываются и на их основании  появляются предложения.

Список используемой литературы включает в себя 40 источников, таких  как: нормативно правовые акты; учебники; периодические издания; интернет ресурсы.

В приложения вынесены большие таблицы. Курсовая работа написана на 47 страниц, с приложениями – 54. При изложении материала особое внимание было обращено на взаимосвязь подпунктов и глав – все структурные элементы работы логически следуют друг за другом.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Экономическая сущность международного рынка услуг и его современная тенденция развития

1.1.  Понятие, экономическая сущность и факторы воздействия на рынок услуг

Наряду с мировыми рынками  товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой  рынок услуг. Специфическая особенность  услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат  определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены  действию закона стоимости, и их обмен  на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством  затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке – это  поступающие на внешний рынок  услуги, т.е. потребительские стоимости.

Причины длительного игнорирования  услуг в контексте изучения глобализации коренятся и в особенностях продуктов  труда, выраженных в форме услуги: неосязаемый характер осложняет  учет и мониторинг их производства и потребления, как и внешнеэкономических  операций. Крайней неопределенностью  отличается и само понятие "услуга". При общепринятом широком подходе  этим термином обозначают хозяйственную  деятельность, результаты которой выражены в нематериальной форме, совпадают  по месту и времени с производством  и не могут накапливаться и  храниться. То есть к "услугам" практически  относят все виды и результаты трудовой деятельности, не принимающие  вещную форму. Любопытно в этой связи  весьма образное определение, данное журналом "Экономист" и протиражированное  во многих изданиях:

Международный рынок услуг  – это купля-продажа услуг  на мировом рынке.

Услуга - целесообразная деятельность, результат которой выражается в  полезном эффекте, способном удовлетворить  ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке.

Этим обусловливаются  особенности международной торговли услугами по сравнению с международной  торговлей товарами.

Основными формами услуг  для предпринимательства являются: менеджмент, аудит, инжиниринг (инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и  объектов), лизинг (аренда), франчайзинг (система передачи или продажи  лицензий на технологию и товарный знак), «ноу-хау» (обмен в виде знаний, опыта и научно-технической информации) и др.

Основной объем производства и экспорта услуг сосредоточен в  промышленно развитых странах. Роль сектора услуг динамично растет. На сферу услуг приходится: в США - 73% рабочих мест, в ФРГ - 41, в Италии - 35%.1

Выделяют следующие особенности  услуг как предмета торговли:

  • отсутствие овеществленной формы (некоторые из услуг приобретают материальную форму в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации и т. д.);
  • наличие всех признаков товара (обладают общественной Потребительной стоимостью);
  • услуги полезны не как вещь, а как деятельность определенного направления;
  • неоднородны или изменчивы по качеству;
  • производятся и потребляются одновременно;
  • при экспорте-импорте не проходят таможенную границу и не подлежат таможенному оформлению;
  • не все виды пригодны для вовлечения во внешнеторговые оборот (коммунальные услуги и т.п.);
  • имеют тесную связь с рынком рабочей силы;
  • ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках, меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот;
  • имеют специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования как на национальном, так и на международном уровне.

Услуги могут быть капиталоемкими, трудоемкими или наукоемкими, иметь  промышленный характер или удовлетворять  личные потребности, быть квалифицированными или неквалифицированными и т.д.

Услуги могут осуществляться на коммерческой и некоммерческой основе, а также могут предоставляться  государственными и частными производителями. Государственный сектор - суды, биржи  труда, больницы, военные службы, полиция, пожарная охрана, почта, образовательные  учреждения.

Частный некоммерческий сектор - музеи, благотворительные организации, церковь, больницы.

Коммерческий сектор - авиакомпании, банки, отели, страховые компании, консалтинговые фирмы, бухгалтерские фирмы, аудиторские, информационные и проч.2

Около 40% мировой торговли услугами осуществляется ТНК.

Регулирование международной  торговли услугами имеет определенную специфику. Это связано с тем, что услуги, отличающиеся крайним  разнообразием форм и содержания, образуют единый рынок, которому присущи  не общие черты, но общие тенденции, дающие возможность регулировать его  на глобальном уровне даже с учетом новых моментов в его развитии, которые вносят ТНК, доминирующие на нем и монополизирующие его.

Информация о работе Пути и направления совершенствования международного рынка услуг