Пути и направления совершенствования международного рынка услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения международного рынка услуг. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1: Экономическая сущность международного рынка услуг и его современная тенденция развития ………………………………………………6
1.1. Понятие, экономическая сущность и факторы воздействия на рынок услуг………………………………………………………………..6
1.2. Географическое распределение, динамика и отраслевая структура рынка услуг………………………………………………………………..14
1.3. Современная тенденция развития рынка услуг, тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами….20
Глава 2: Анализ международного рынка услуг и факторов, воздействующих на его развитие…………………………………………………………………...26
2.1. Анализ динамики и отраслевая структура сферы услуг…………...26
2.2. Анализ воздействия на сферу услуг НТП (научно-технический прогресс)…………………………………………………………………...28
2.3. Анализ взаимосвязи Интернета с развитием сферы услуг и анализ глобализации услуг……………………………………………………….33
Глава 3: Пути и направления совершенствования международного рынка услуг……………………………………………………………………………....40
Выводы и предложения…………………………………………………………44
Список литературы………………………………………………………….......46

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 243.58 Кб (Скачать файл)

9.Сейчас происходит переход информационно-коммуникационной отрасли на новую технологическую платформу.

10.Численность интернет пользователей за 2007 – 2011 год возросла в 2 раза с 972.828.001 чел. До 2.000.000.000 чел и эти показатели как раз таки говорят о всеобщей Интернет зависимости.

11.На 2011 год   Мальта стала лидером по показателю «пользователей в стране» - 78,3% населения этого региона регулярно посещают интернет. Абсолютное отклонение за этот период по миру составило (+ 1.028.172.999) человек,

12.Лидерами в использовании новых коммуникаций являются США (+4 % относительного отклонения), Япония (+3 %), Северная Америка и Россия(+2 %) и некоторые страны Западной Европы (Италия, Великобритания, Германия).

13.Анализ показывает, что рост Интернет-аудитории в мире в последние годы происходит в первую очередь за счет Азии (традиционно в этот регион включают также Океанию и Австралию), а среди азиатских стран наибольшие темпы по освоению Интернета сейчас показывает Китай.30

Круг Интернет пользователей  в России только набирает свои обороты  и составляют 8% от общего числа Интернет пользователей в мире.

          Влияние таких факторов на развитие международного рынка услуг как НТП и Интернет действительно существенно. И эти выводы подтверждаются цифрами из анализов, которые были проведены выше.


28."Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 27.11.2010).

Статья 157. Особенности определения налоговой базы и особенности уплаты налога при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи;

29.Балацкий Е. Глобальные институциональные ловушки: сущность и специфика \\ Мировая экономика и международные отношения. 2011. - №9. – С.102-107.

30.Электронная торговля отправится в регионы – www.BFM.ru 

Глава 3: Пути и направления совершенствования международного рынка услуг

Опережающее развитие сферы услуг - один из атрибутов «сервисной экономики», возникающей в условиях постиндустриальной трансформации общества. Относясь к «третичному сектору» современной экономики, сфера услуг играет все более весомую роль в производстве валового продукта и структуре занятости; в развитых странах в этой сфере ныне занято от 2/3 до 80% экономически активного населения.31

 В перспективе тенденция опережающего развития сферы услуг, по всей вероятности, сохранится, но по мере достижения ее отраслями высокой степени зрелости будет проявляться в более сложном взаимодействии факторов роста и его подавления; несомненно, усилится перелив ресурсов в рамках самой сферы услуг.

В общем, прослеживаются следующие основные направления совершенствования международного рынка услуг:

1.Политическое направление. Трансформация структуры рынка услуг;

регулирование международного рынка  услуг международными экономическими организациями. Сокращение доли правительственных услуг с 12% до 7,8%. Влияние на рынок за счет сокращения доли официальных или правительственных услуг.32

          2.Экономическое направление. Ускорившийся процесс расширения и углубления международного разделения труда; уменьшение удельного веса сырья в международной торговле; ростом доходов населения;в поступлениях развитых стран наибольший удельный вес составляют деловые услуги, а в поступлениях развивающихся стран главной является статья «туризм»;Страны Азии специализируются на инженерно-консультационных строительных услугах, ориентированы на финансовые услуги. Доля развивающихся стран за 5 лет увеличилась с 17% до 33%.  Влияние, ведущее к образованию новых видов деятельности, прежде всего, в непроизводственной сфере; снизилась доля фрахта и других транспортных услуг; увеличивается доля туризма в экспорте услуг; в среднем 17% всех валютных поступлений, а в ряде стран и более, например, на Ямайке – 30%, в Панаме – 55%;возрастает доля развивающихся стран, в первую очередь, за счет стран Азии.33

            3.Социальное направление. Высокий уровень жизни. Что подтверждает высокий уровень информатизации и увеличение ВВП на душу населения.

Рассмотрим таблицу 5.Страны, в которых на долю услуг приходится более половины ВВП.%

 

           Постиндустриальные страны

 

                   ВВП на сферу услуг

США

 

80

 

Страны ЕС

 

69,4

 

Австралия

 

69

Япония

67,7

Канада

70

Россия

58


Источник: Ефремов А. Проблемы организации торговли услугами // Экономист. – 2011 - № 4 – С. 57.

       Постиндустриальными странами называют, как правило, те, в которых на сферу услуг приходится значительно более половины ВВП. Под этот критерий попадают, в частности, США (на сферу услуг приходится 80 % ВВП США, 2011 год), страны Евросоюза (сфера услуг — 69,4 % ВВП, 2011 год), Австралия (69 % ВВП, 2011 год), Япония (67,7 % ВВП, 2011 год), Канада (70 % ВВП, 2011 год), Россия (58 % ВВП 2011 год). Однако некоторые экономисты указывают, что доля услуг в России завышена[2].

Относительное преобладание доли услуг  над материальным производством  не обязательно означает снижение объёмов  производства. Просто эти объёмы в  постиндустриальном обществе увеличиваются  медленнее, чем увеличиваются объёмы оказанных услуг.

Спрос на услуги за исследуемый  период увеличился в 2 раза. Это влияние повышает спрос на услуги.

           4.Технологическое направление. Развитие всех видов транспорта; новые формы связи; совершенствование средств транспорта, развитие инфраструктуры туризма. Доля туризма – 44%.Влияние,стимулирующее международную мобильность, как предпринимателей, так и населения; позволяющие заменить личные контакты продавцов и покупателей; увеличивается доля туризма в экспорте услуг.

Произойдет совершенствование и обновление следующих основных сфер рынка услуг:34

  1. Электронная торговля может радикально изменить структуру производства и распространения туристических услуг, устранив потребность в таких вспомогательных структурах, как распределительные сети, туроператоры-оптовики и тур-агенты. Телекоммуникационные и информационные технологии позволяют получить информацию с любого расстояния и в любом режиме времени, в том числе on-line.
  2. Высокими темпами будет развиваться индустрия транспортного обслуживания. Одной из крупнейших отраслей является сектор авиатранспортных услуг. Примерно 70 % рынка авиатранспортных услуг приходится на пассажирские перевозки, причем 40 % общего числа международных туристских прибытий приходится на воздушный транспорт.
  3. Расширение международного и внутреннего туризма, включая поездки на отдых с деловыми целями, тенденция к осуществлению нескольких непродолжительных поездок в течение года (дробление отпуска) способствуют дальнейшему повышению спроса на услуги воздушного транспорта.
  4. По прогнозу ВТО35, до 2015 г. предполагается увеличение числа пассажиров, пользующихся воздушным транспортом, на 3 % ежегодно. Наиболее значительный рост ожидается на Ближнем Востоке - 4,8 % в год. Быстрыми темпами будет возрастать число пассажиров на европейском континенте - 3,15 % ежегодно. В Азиатско-Тихоокеанском регионе также прогнозируются высокие темпы роста числа пассажиров - 2,7 % в год.
  5. Еще наиболее высокими темпами будет развиваться индустрия морских и речных круизов - около 5 % ежегодного роста.
  6. Индустрия железнодорожных перевозок будет развиваться за счет трансконтинентальных и внутриконтинентальных скоростных железных дорог. В то же время будет постепенно уменьшаться удельный вес автомобильных перевозок. Наиболее важными критериями оценки транспортного средства будут являться уровень комфорта, безопасность движения, экологическая безопасность, стоимость перевозки, скорость и вместимость.

Еще больше возрастет значимость услуг по обслуживанию внешнеэкономической  деятельности, увеличиться объем  инвестиционных, консультационных, информационных услуг, возрастет роль услуг в  сфере финансового консультирования, управления активами, на передний план выходят банковские услуги в сфере информационных технологий с использованием Интернета.

 


31. "Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" (подписан в г. Москве 26.02.1999). Раздел 5. Общий рынок услуг.

32.www.eur.ru

33.www.gks.ru

34.www.slovari.yandex.ru

35.www.shpori4all.narod.ru/

Таким образом можно сделать вывод, что перспектива развития мирового рынка услуг достаточно велика, совершенствование его будет происходить в множестве различных направлений. Расширение международного и внутреннего туризма способствуют дальнейшему повышению спроса на услуги воздушного транспорта. Индустрия железнодорожных перевозок будет развиваться за счет трансконтинентальных и внутриконтинентальных скоростных железных дорог. Произойдет увеличение ВВП на душу населения. Спрос на услуги  увеличился в 2 раза. Так же предполагается сокращение доли правительственных услуг с 12% до 7,8%. Влияние на рынок за счет сокращения доли официальных или правительственных услуг. Нужно все более развивать сферу услуг потому что именно она играет все более весомую роль в производстве валового продукта и структуре занятости .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и предложения

На протяжении двух последних десятилетий наблюдается тенденция повышения роли услуг в экономике стран мира.

При рассмотрении данной темы можно сделать следующие выводы:

  1. отрасли сферы услуг чрезвычайно разнообразны. К сфере обслуживания относится и государственный сектор с его судами, биржами труда, больницами, ссудными кассами, военными службами, полицией, пожарной охраной, почтой, органами регулирования и школами, и частный некоммерческий сектор с его музеями, благотворительными организациями, церковью, колледжами, фондами и больницами. Также к сфере услуг относится и добрая часть коммерческого сектора с его авиакомпаниями, банками, бюро компьютерного обслуживания, отелями, страховыми компаниями, юридическими фирмами, консультативными фирмами по вопросам управления, частнопрактикующими врачами, кинофирмами, фирмами по ремонту сантехнического оборудования и фирмами-торговцами недвижимостью.
  2. сфера услуг постоянно изменяется, наряду с традиционными отраслями сферы обслуживания постоянно возникают новые службы.
  3. специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда.
  4. мировой рынок услуг разбивается на более узкие рынки, так как услуги разнообразны и разнородны. В основе этого рынка лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства – сфера услуг.
  5. на развитие мирового рынка услуг большое влияние оказывает научно-техническая революция: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, снимаются технические барьеры в передаче некоторых услуг, что открывает для них мировой рынок.

      Проанализировав все плюсы и минусы для рынка услуг необходимо придерживаться стратегии дифференциации и расширять свои возможности как в количестве так и в качестве мировых услуг. Так же анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что мировая торговля услугами играет не последнюю роль в экономическом развитии каждой страны и всего мира в целом, обеспечивая его непрерывность, повышая эффективность капиталовложений и способствуя научно-техническому прогрессу. Грамотная торговая политика государства дает возможность экономического процветания всем экономическим субъектам этого государства.

           Я уверена, что ускорение развития отраслей услуг, повышение технологического уровня и качественных показателей возможно также за счет всемерного расширения контактов производителей по линии внешней торговли, иностранных инвестиций, корпоративных и иных связей в целях заимствования передовых технологий, опыта организации и управления, культуры деловых отношений. Это помогло бы ускорить развитие отраслей услуг и тем самым устранить или смягчить структурный дисбаланс и технологическое отставание, тормозящие модернизацию экономики страны.

На основании выводов я предполагаю, что применение методов грамотного стратегического планирования позволит мировому рынку услуг стать лидером на мировом рынке и оставить позади мировой рынок товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. "Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" (подписан в г. Москве 26.02.1999). Раздел 5. Общий рынок услуг.
  2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 27.11.2010).

Статья 157. Особенности определения налоговой базы и особенности уплаты налога при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи;

  1. Адрианова В.Д. М «Россия в мировой экономике».: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС». 2010.
  2. Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика - М.:ЗАО « Издательство «Экономика», 2006.
  3. Балацкий Е. Глобальные институциональные ловушки: сущность и специфика \\ Мировая экономика и международные отношения. 2011. - №9. – С.102-107.
  4. Батманова, Е. С., Томилов П. С., Мировая экономика и международные экономические отношения/ Е. С. Батманова, П. С. Томилов – Екатеринбург: УГТУ, 2010.- 111с.
  5. Булатов А.С. Мировая экономика / Под ред. Булатова А.С. – М.: Юристъ, 2009. – 344с.
  6. Бурменко Т.Д. Даниленко Н.Н. Сфера услуг: Экономика: Сфера услуг в современном обществе: Сущность и классификация услуг; Рынок услуг и предпринимательство: Бизнес-план для малых предприятий сферы услуг; Мировой рынок услуг и др.: Учебное пособие для вузов (под ред. Бурменко Т.Д.). М.: КНОРУС, 2011. – 667 с.
  7. Буров А.С. Конъюнктура мировых рынков товаров и услуг//Учебное пособие для вузов. - М.: Изд. «Экзамен», 2010. – 416 с.
  8. Даниленко Л.Н. Мировая экономика :учебное пособие/-М.:КНОРУС,2010. -320 с.
  9. Дюмулен И.И. Международная торговля услугами: Учебное пособие. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. – 343 с.
  10. Ефремов А. Проблемы организации торговли услугами // Экономист. – 2011 - № 4 – С. 57-60.
  11. Иванов Н. Человеческий капитал и глобализация // МЭ и МО. 2004. № 9. С. 21.
  12. Ломакин, В. К. Мировая экономика: Учебник/ В. К. Ломакин.- 3-е изд. Стереотип. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.- 672с.
  13. Максимова М. Проблемы стабильности мировой экономики // МЭ и МО. 2009. № 9. С. 13.
  14. Мовсесян А.Г., Огнивцев С. Мировая экономика. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 349 с.
  15. Почекина В.В. Услуги в международной экономике / В.В. Почекина, Ю.П. Якубук; Под ред. В.Ф. Медведева - Мн.: НО ООО "БИП-С", 2009. – 178
  16. Руднева А.О. Международная торговля и мировые товарные рынки. – М.: Восток Запад, 2009. – 344 с.
  17. Семенов К.А.. Международные экономические отношения. Раздел II. Глава 12. Международная торговля услугами. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  18. Спиридонов Э. С. и др. Мировой рынок информационных услуг. М: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2010. - 416 с.
  19. Спиридонов И.А. Мировая экономика. – М.: ИНФРА, 2009. – 503 с.

Информация о работе Пути и направления совершенствования международного рынка услуг