Пути и направления совершенствования международного рынка услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения международного рынка услуг. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1: Экономическая сущность международного рынка услуг и его современная тенденция развития ………………………………………………6
1.1. Понятие, экономическая сущность и факторы воздействия на рынок услуг………………………………………………………………..6
1.2. Географическое распределение, динамика и отраслевая структура рынка услуг………………………………………………………………..14
1.3. Современная тенденция развития рынка услуг, тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами….20
Глава 2: Анализ международного рынка услуг и факторов, воздействующих на его развитие…………………………………………………………………...26
2.1. Анализ динамики и отраслевая структура сферы услуг…………...26
2.2. Анализ воздействия на сферу услуг НТП (научно-технический прогресс)…………………………………………………………………...28
2.3. Анализ взаимосвязи Интернета с развитием сферы услуг и анализ глобализации услуг……………………………………………………….33
Глава 3: Пути и направления совершенствования международного рынка услуг……………………………………………………………………………....40
Выводы и предложения…………………………………………………………44
Список литературы………………………………………………………….......46

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 243.58 Кб (Скачать файл)

Сравнительно высокие темпы роста отличают группу социальных услуг. Здесь лидирует обслуживание категорий населения, нуждающихся в посторонней поддержке и помощи (инвалиды, престарелые, неблагополучные семьи), но по объемам услуг эта отрасль серьезно уступает другим.

Высокие позиции занимает и сфера образования. К услугам этой отрасли постиндустриальное общество предъявляет все более высокие требования, диктуемые переходом к системе непрерывного образования, общим повышением места и роли образования в системе жизненных ценностей современного человека. Высокие темпы роста в течение длительного времени неизменно сохраняют и различные виды деятельности по обслуживанию свободного времени населения, его культурных и социальных запросов. Устойчиво увеличиваются масштабы туризма, в том числе международного, как и множества других форм активного отдыха, а также услуг киноиндустрии, видео- и аудиобизнеса, в клубной деятельности самого разного профиля.

Ряд других услуг развивается более умеренными темпами, на уровне, средних показателей по сфере услуг или по хозяйству в целом. Под влиянием противодействующих факторов складывается динамика торговли и транспорта.

Экспорт услуг оценивался в 51,3 млрд. долларов, или на 30% выше показателя предыдущего года. Положительная динамика, как и годом ранее, наблюдалась во всех без исключения отраслях.

Высокие темпы роста сохранили международные операции, связанные с поездками: экспорт услуг по данной статье вырос на 24% (рис.1).10

 

Рис. 1. Структура экспорта услуг

 

Из рисунка 1 видно, что несколько замедлился относительно предыдущего года прирост объема оказанных услуг связи (17%), роялти и лицензионных платежей (14%), а также финансовых услуг (12%).

Поступления от компьютерных и информационных услуг выросли в 1,5 раза, составив 1,6 млрд. долларов.

Структура услуг, предоставленных внешним потребителям, стала более диверсифицированной. Если в 2007 году на долю операций, не относящихся к транспорту и поездкам, приходилось 28% совокупного экспорта, то в 2009 году – уже 41%, а в 2011 году этот показатель составил 47%.


10.Юрасов А.В. Основы электронной  коммерции. М.: КноРус, 2010. -223.

Импорт услуг по сравнению с 2010 годом увеличился на 29% до 76,4 млрд. долларов США. При этом высокие темпы прироста зарегистрированы по всем категориям (рис.2).

Рис. 2. Структура импорта услуг.

Видно, что доминирующее положение в импорте сохранили услуги, оказываемые гражданам во время их пребывания на территории иностранных государств, регистрируемые в платежном балансе по статье «Поездки». Расходы по этой статье достигли 24,9 млрд. долларов США, что на 12% выше показателя предыдущего года. Наряду с этим удельный вес данной категории услуг продолжал снижаться: если в 2007-2008 годах он достигал 45-48%, то в 2009 году уменьшился до 41%, а в 2011 году – до 33%.

Географическая структура торговли услугами складывалась следующим образом :Рис 3

Рис. 3. Структура мирового экспорта услуг 2011 г. (в % к итогу).11

      По данной диаграмме можно  сделать вывод,что страны ЕС  остаются абсолютными лидерами  по объему мирового экспорта  услуг (40 %),на втором месте устойчиво  держутся прочие страны дальнего  зарубежья и услуги,не распределенные  по отдельным странам(24%),далее  слудуют страны АТЭС (13,8%) и т.д. Объем международного экспорта услуг растет быстрее международной торговли в целом. Доля экспорта услуг в совокупной международной торговле товарами и услугами составляет около 20%. Однако этот показатель растет и к 2015 году, по оценкам, может составить 25-30%.

Рис 4

Рис.4. Структура мирового импорта 2011 г. (в % к итогу).

 

Можно сделать вывод, что объем услуг, оказанных странам дальнего зарубежья, увеличившись на 28% относительно 2010 года, приблизился к 40,1 млрд. долларов, что составило 78% совокупного экспорта. Свыше половины операций приходилось на страны Европейского Союза (20,7 млрд. долларов), традиционно крупными потребителями услуг оставались также страны АТЭС (7,1 млрд. долларов).


11.Почекина В.В. Услуги в международной экономике / В.В. Почекина, Ю.П. Якубук; Под ред. В.Ф. Медведева - Мн.: НО ООО "БИП-С", 2009. – 178

        Среди стран дальнего зарубежья основными потребителями услуг были резиденты Соединенного Королевства (11%), Соединенных Штатов и Германии (по 9%), Кипра (8%), Турции (6%), Швейцарии (4%). На долю десяти основных стран-партнеров пришлось более 58% всего экспорта.

Распределение импорта услуг по группам стран также практически не меняется на протяжении ряда лет. Основной его объем (90%) приходится на дальнее зарубежье, в 2011 году он превысил 68,9 млрд. долларов, прирост за год составил 16 млрд. долларов (30%). Внутри этой группы продолжала расти роль стран Европейского Союза: их удельный вес в совокупном импорте достиг 48%. На потребление услуг, оказанных резидентами стран АТЭС, пришлось 12% импорта, при этом его объем вырос на 28 % и составил 7,9 млрд. долларов США.

        Главная задача как для развитых, так и для развивающихся стран- ускорение развития сферы услуг для воздействия на экономический рост. Но это невозможно без тщательного, детального изучения самих услуг и их влияния на развитие всей страны в целом.

Как известно, в последние годы рост сферы услуг опережает рост материального производства. Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства. Итак, можно сказать, что на протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики.

 

1.3.  Современная тенденция развития рынка услуг, тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами

 

На современном этапе международная торговля услугами характеризуется следующими особенностями:

  • снизилась доля фрахта и других транспортных услуг, что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле;
  • увеличивается доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма;
  • наиболее динамично развивающимся сегментом мирового рынка услуг стал сегмент «особые частные услуги», в состав которого входят финансовые и разнообразные бизнес-услуги;
  • происходит сокращение доли официальных или правительственных услуг;

Рассмотрим мировую торговлю услугами по категориям в таблице 2.12

 

Таблица 2 - Мировая торговля услугами по категориям

 

Объем, млрд.долл. США

Доля от общего объема услуг, %

 

2011

2007

2008

2009

2010

2011

Экспорт

Всего коммерческие услуги

3350

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Транспортные услуги

700

23,4

23,3

22,9

23,7

20,9

Поездки

870

32,1

27,7

25,7

25,1

26,0

Другие коммерческие услуги

1780

44,5

49,0

51,4

51,1

53,1

Импорт

Всего коммерческие услуги

3145

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Транспортные услуги

835

28,7

29,1

29,0

30,0

26,6

Поездки

790

29,8

27,1

25,6

24,4

25,1

Другие коммерческие услуги

1520

41,5

43,8

45,4

45,5

48,3

Источник: данные ВТО 2007-2011 гг.


Источник: Дюмулен И.И. Международная торговля услугами: Учебное пособие. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. – 343 с.

 

Мировая статистика свидетельствует о том, что мировая торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства, что видно из данных таблицы 2.


  1. Дюмулен И.И. Международная торговля услугами: Учебное пособие. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. – 343 с

 

Также стоит заметить, что существенную долю занимают «Поездки», но к 2011 году их доля начинает снижаться с 32,1% до 26 %. А доля прочих

коммерческих услуг с каждым годом увеличивает, причем данная тенденция наблюдается как в экспорте, так и в импорте.

Теперь необходимо рассмотреть экспорт коммерческих услуг по категориям и регионам в таблице 1. (Приложение 1)11

Из таблицы 1 видно, что по всем категориям услуг до 2010 года наблюдался рост, но в 2011 году произошло снижение. Наибольший рост коммерческих услуг прослеживается в СНГ 28 % за 2010 год, а наибольшее снижение так же в СНГ 17 % за 2011.Транспортные услуги, в свою очередь, увеличивались примерно в одинаковом процентном изменении, вот только наибольшее снижение ощутилось в Азии на 26 % за 2011 год. Наибольший рост поездок и других коммерческих услуг был зафиксирован в СНГ в 2009 году(27 % и 36%),но в 2011 эти показатели резко сократились.

Доля экономически развитых стран на мировом рынке услуг составляет около 75%, развивающихся и стран с переходной экономикой - 24% и международных организаций - 1%.

Доля стран с переходной экономикой по – прежнему невысока -3,5-2,9% в мировом экспорте и импорте услуг соответственно. Для России наиболее конкурентны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия.

      В Российский рынке услуг наибольшая активность наблюдается в сферах банковского дела и страхования, телекоммуникаций и компьютерных технологий, торговли и питания, туризма и в целом индустрии развлечений.

Существенную роль играет сфера  услуг в решении вопросов занятости  населения: доля занятых в сфере  услуг в общей занятости населения  достигает 56%. С другой стороны, роль сферы услуг в экономике России еще недостаточно высока - в ВВП  развитых стран ее доля превышает 65%, а в США достигла 77%.


 

11.Руднева А.О. Международная торговля и мировые товарные рынки. – М.: Восток Запад, 2009. – 344 с.

        

Россия выступает на мировом  рынке услуг главным образом  в роли нетто-импортера, а как  нетто-экспортер — только в области  транспортных и туристских услуг. По мнению специалистов, российский рынок  услуг стал одним из самых привлекательных  для иностранцев. В первую очередь  это касается таких динамично  развивающихся и перспективных  его секторов, как рекламный, консалтинговый, строительный, транспортный. Потенциал  этих услуговых видов деятельности огромен, однако в настоящее время  значительная доля доходов от них  достается зарубежным фирмам. Ситуация усугубляется еще и тем, что в  последние 10—15 лет из-за провалов в  законодательной базе внешняя торговля услугами являлась «черной дырой» через  которую валюта вывозилась за рубеж. Эксперты оценивают ежегодную утечку валюты через фиктивную оплату контрактов на услуги в 1—2 млрд дол.

Несмотря на негативные моменты, потенциал России в наращивании  масштабов внешнеторгового оборота  услуг весьма велик. К перспективным  с этой точки зрения следует отнести  такие наукоемкие, интеллектуальные виды, как услуги в области программирования, космоса, туризма. В структуре экспорта российских услуг 33% приходится на транспорт, 42% - на туризм и 25% на другие частные  услуги.12

Примерно ¼ международной торговли услугами приходится на транспортные услуги, около ¼ составляет туризм. Из прочих услуг следует отметить быстро растущую торговлю современными услугами, связанную прежде всего с научно-техническим и производственным опытом (торговля лицензиями, ноу-хау, инженерно-консультационными и другими услугами).

Главные факторы развития сферы услуг:

Динамику сферы услуг определяет ряд долговременных основополагающих факторов экономического характера. Формирование в системе общественного разделения труда самостоятельных звеньев,


12.Спиридонов Э. С. и др. Мировой рынок информационных услуг. М: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2010. - 416 с.

 

специализирующихся на производстве услуг потребительского назначения, вызвано требованиями закона возвышения потребностей. В составе потребительских расходов населения увеличивается доля расходов на услуги  и особенно быстро на услуги высокого класса.

Еще более динамично росли потребности в услугах со стороны производства, и расходы такого рода стали во всех отраслях крупной статьей общих издержек бизнеса. Особенно велики расходы на услуги в высокотехнологичных промышленных отраслях и в самих отраслях этой сферы.

Стимулирующее влияние на услуги базовых экономических факторов сильно подтолкнуло динамику услуг и массовое вовлечение женщин в производство. С этим обстоятельством прямо связано развертывание системы общественного питания, услуг прачечных и химчисток, учреждений дошкольного воспитания детей и других услуг.

Глубочайшее и многоплановое воздействие на сферу услуг оказала крупномасштабная структурно-технологическая перестройка материального производства в развитых странах. Также Мировой экономический кризис  с наибольшей силой поразивший традиционные отрасли промышленности, по существу знаменовал собой переход от индустриальной модели к постиндустриальной, во главе которой стоят высокотехнологичные отрасли промышленности и сфера услуг

Рассмотрим объем мирового экспорта и импорта услуг на современном этапе (таблица 2). Приложение 213

По таблице 2 можно сказать, что объем мирового экспорта с каждым годом стремительно растет во всем мире. Например за период 2007-2011 года в Северной Америке экспорт увеличился на 40 млн.долл.США;в Западной Европе на 348643 млн.долл.США ;в Азии на 60982 млн.долл.США. В

Информация о работе Пути и направления совершенствования международного рынка услуг