Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 12:14, курсовая работа
Прибыль в рыночных условиях – одна из основных целей предпринимательства и критерий эффективности производства. Управление прибылью и рентабельностью предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявляет резервы роста прибыли и рентабельности, что в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность, это и обусловило актуальность данной работы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления прибылью и рентабельностью 5
1.1 Прибыль, ее экономическая сущность 5
1.2 Основные виды и показатели прибыли 7
1.3 Рентабельность, сущность и виды 11
1.4 Порядок проведения анализа прибыли и рентабельности 15
Глава 2. Управление прибылью и рентабельностью на примере ТОО «Асер» 20
2.1 Краткая характеристика исследуемого предприятия 20
2.2 Этапы и принципы управления прибылью и рентабельностью на ТОО «Асер» 22
2.3 Анализ формирования прибыли 24
2.4 Анализ формирования рентабельности 31
Глава 3. Пути повышения прибыли и рентабельности 34
3.1 Мероприятия, связанные с изменением цены, себестоимости и объема продаж на примере ТОО «Асер» 35
Заключение. 38
Список литературы 40
По мнению других авторов, рентабельность
– показатель, представляющий собой отношение
прибыли к сумме затрат на производство,
денежным вложениям в организацию коммерческих
операций или сумме имущества фирмы используемого
для организации своей деятельности.
Так или иначе, рентабельность представляет
собой соотношение дохода и капитала,
вложенного в создание этого дохода. Увязывая
прибыль с вложенным капиталом, рентабельность
позволяет сравнить уровень доходности
предприятия с альтернативным использованием
капитала или доходностью, полученной
предприятием при сходных условиях риска.
Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.
Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия.
Показатели прибыли характеризуют абсолютный финансовый эффект хозяйственной деятельности предприятия. А рентабельность или прибыльность определяет относительный размер прибыли, используемый для объективной оценки конечных результатов деятельности предприятия.
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы, как представлено на рисунке 2.
Рисунок 2. Основные группы показателей рентабельности
Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отраженным в отчетности предприятия. При расчете показателей данной группы в знаменателе используется показатель объема продаж, а в числителе – один из показателей прибыли: от реализации, валовая, налогооблагаемая, чистая.
Вторая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все производственные активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства плюс долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал; затраты на производство и реализацию продукции (можно рассчитать для всей продукции и отдельных ее видов); основные средства и др. При расчете показателей данной группы в числителе используется показатель валовой прибыли, а в знаменателе, один из показателей: все производственные активы, инвестиционный капитал, акционерный (собственный) капитал, основные средства и т.д.
Третья группа показателей рентабельности формируется на базе расчета уровня рентабельности аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств. При расчете показателей данной группы в числителе используется показатель чистого притока денежных средств, а в знаменателе – один из показателей: объем продаж, совокупный капитал, собственный капитал и т.д.
Перечисленные показатели рентабельности дают представление о степени возможности предприятия обеспечивать кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами в связи с использованием имеющегося у него производственного потенциала7.
Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она более приоритетна, потому что операции с денежными потоками являются существенным признаком интенсивного типа производства, признаком «здоровья» экономики и финансового состояния предприятия. Переход на использование этой концепции требует перестройки отчетности предприятий. Эта работа находится лишь в начальной стадии.8
На основе принятой в курсовой работе классификации показателей рентабельности, представим показатели, их обозначение, формулы расчета и источники данных для расчета:
1) Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (ВР). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: показывает, сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.
2) Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (И):
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого тенге, затраченного на производство и реализацию продукции.
Проводить анализ прибыли и рентабельности исследуемого предприятия будем на основе методики авторов Ковалева К.В., Панкова Д.А., Савицкой Г.В.
Начальным этапом проведения анализа прибыли и рентабельности является анализ валовой прибыли.
Общий финансовый результат деятельности предприятия представляет собой сумму прибылей и убытков от реализации продукции (работ, услуг), результатов прочей реализации. Анализ начинается с изучения динамики за ряд лет (минимум за два года) массы прибыли и изменения ее структуры9.
Изменение структуры валовой прибыли характеризует качество формирования самой прибыли. Снижение в ее составе удельного веса прибыли от реализации продукции (работ, услуг) оценивается как ухудшение качества валовой прибыли, особенно с точки зрения кредиторов. Для выявления конкретных причин снижения удельного веса прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и определения возможности ее увеличения проводят факторный анализ этого показателя.
В процессе анализа прибыли от реализации продукции (работ, услуг) изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации и определяются факторы изменения ее суммы.
Важнейшим фактором, влияющим на величину дохода от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации, в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.
Не менее важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, является изменение себестоимости продукции.
Если изменение объема реализации влияет на сумму прибыли от реализации прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли от реализации и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем материальных, трудовых и прочих затрат на ее производство, а также управленческих и коммерческих расходов, тем выше прибыль, и наоборот. Этот фактор, в свою очередь, находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно, увеличению прибыли.10
Для определения влияния на прибыль от реализации этих факторов используют метод подстановки, который необходим для расчета влияния факторов во всех типах детерминированных факторных моделей. Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью ряд условных величин, которые учитывают изменение одного, двух и т.д. факторов, допуская, что остальные факторы не меняются.
Для расчета влияния факторов на прибыль от реализации продукции методом подстановки будет использоваться следующая формула:
По = В-Зм – Зт – Зпроч – Рк – Ру, (3)
где В-нетто-выручка от продажи товаров, работ, услуг,
Зм – материальные затраты,
Зт – расходы на оплату труда,
Зпроч – прочие затраты на производство продукции,
Рк – коммерческие расходы,
Ру – управленческие расходы (оплата труда управленческому персоналу).
В таблице 1 изображен порядок проведения факторного анализа применительно к формуле (3).
Таблица 1. Факторный анализ прибыли от реализации продукции, работ, услуг
№ подстановки |
В |
Зм |
Зт |
Зпроч |
Рк |
Ру |
По |
∆По |
Баз. |
Баз. |
Баз. |
Баз. |
Баз. |
Баз. |
Баз. |
Поаз |
|
1 подстановка |
Отч |
Баз. |
Баз. |
Баз. |
Баз. |
Баз. |
По1 |
∆По(В)=По1 – По баз |
2 подстановка |
Отч |
Отч |
Баз. |
Баз. |
Баз. |
Баз. |
По2 |
∆По(Зм)=По2 – По1 |
3 подстановка |
Отч |
Отч |
Отч |
Баз. |
Баз. |
Баз. |
По3 |
∆По(Зт)=По3 – По2 |
4 подстановка |
Отч |
Отч |
Отч |
Отч |
Баз. |
Баз. |
По4 |
∆По(Зпроч)=По4-По3 |
5 подстановка |
Отч |
Отч |
Отч |
Отч |
Отч |
Баз. |
По5 |
∆По(Рк)=По5-По4 |
6 подстановка |
Отч |
Отч |
Отч |
Отч |
Отч |
Отч |
По6 |
∆По(Ру)=По6-По5 |
Следующим направлением анализа финансовых результатов является анализ распределения и использования чистой прибыли.
Полученная предприятием прибыль должна покрыть текущие затраты предприятия, обеспечить выполнение договорных обязательств перед государством в виде отчисления части прибыли в бюджет, а также обеспечить определенную величину прибыли для внутрифирменных нужд и нужд собственников.
При проведении анализа проверяется правильность исчисления налогооблагаемой базы, причины увеличения (уменьшения) чистой прибыли, полнота использования предприятием его права на льготы по налогу. Изучается динамика структуры элементов налогооблагаемой прибыли и бюджетных платежей.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль), распределяется им самостоятельно, с учетом интересов собственников предприятия.
Далее по чистой прибыли анализируют в динамике изменение резервного фонда и выплат учредителям их долей в чистой прибыли.
Абсолютная величина прибыли не может характеризовать эффективность работы предприятия достаточно полно, поэтому проводится анализ рентабельности деятельности предприятия.
Рентабельность деятельности предприятия изучается по каждому показателю в динамике за ряд лет. Также проводится факторный анализ рентабельности, призванный определить причины изменения этого показателя.
Поскольку рентабельность определяется несколькими показателями, в основе расчета которых лежит валовая прибыль, то факторы, влияющие на изменение прибыли влияют и на изменение показателей рентабельности.
Также к влияющим факторам относятся изменения в объемах собственных, основных средств, изменение себестоимости реализованной продукции и величины выручки от этой реализации и другие в зависимости от анализируемого показателя рентабельности.
Далее осуществим анализ рентабельности производственной деятельности предприятия по методике Ермалович Л.А., на основе которой, все показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1. показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
2. показатели, характеризующие
3. показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все эти показатели могут рассчитываться на основе валовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли. 11
Факторная модель этого показателя имеет вид:
Проводится расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию в отчетном году по сравнению с предыдущим годом способом цепных подстановок: