Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 12:14, курсовая работа
Прибыль в рыночных условиях – одна из основных целей предпринимательства и критерий эффективности производства. Управление прибылью и рентабельностью предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявляет резервы роста прибыли и рентабельности, что в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность, это и обусловило актуальность данной работы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления прибылью и рентабельностью 5
1.1 Прибыль, ее экономическая сущность 5
1.2 Основные виды и показатели прибыли 7
1.3 Рентабельность, сущность и виды 11
1.4 Порядок проведения анализа прибыли и рентабельности 15
Глава 2. Управление прибылью и рентабельностью на примере ТОО «Асер» 20
2.1 Краткая характеристика исследуемого предприятия 20
2.2 Этапы и принципы управления прибылью и рентабельностью на ТОО «Асер» 22
2.3 Анализ формирования прибыли 24
2.4 Анализ формирования рентабельности 31
Глава 3. Пути повышения прибыли и рентабельности 34
3.1 Мероприятия, связанные с изменением цены, себестоимости и объема продаж на примере ТОО «Асер» 35
Заключение. 38
Список литературы 40
DRvрп = Rусл1 – Rбаз =(Ц0-С0)*VРП1/(С0* VРП1) – (Ц0-С0)*VРП0/(С0* VРП0) = 58,62% – 58,62% = 0.
2. Изменение уровня
DRц = Rусл2 – Rусл1=(Ц1-С0)*VРП1/(С0* VРП1) – (Ц0-С0)*VРП1/(С0* VРП1) = 72,41% – 58,62% = 13,79%.
3. Изменение уровня рентабельности за счет изменения себестоимости единицы продукции:
DRс = Rотч – Rусл2= (Ц1-С1)*VРП1/(С1* VРП1) – (Ц1-С0)*VРП1/(С0* VРП1) = 66,67% – 72,41% = – 5,74%.
4. Общее изменение уровня рентабельности:
DR = Rотч – Rбаз = (Ц1-С1)*VРП1/(С1* VРП1) – (Ц0-С0)*VРП0/(С0* VРП0) = 66,67% – 58,62% = 8,05%.
На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли и рентабельности, и ТОО «Асер» не исключение.
В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера: увеличение выпуска продукции; улучшение качества продукции; внедрение нового, более совершенного, оборудования; продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду; снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени; диверсификация производства; расширение рынка продаж и др. Основные мероприятия представлены на рисунке 6.
Рисунок 6. Пути увеличения прибыли
Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшения качества продукции и использование факторов производства.
Увеличение рентабельности зависит от роста прибыли предприятия. Следовательно, и мероприятия по их увеличению схожи и имеют одинаковое значение для организации.
К основным способам увеличения уровня рентабельности относятся снижение себестоимости продукции, вывод продукции на новые рынки сбыта, увеличение цены продукции и т.д. Основные мероприятия представлены на рисунке 7.
Рисунок 7. Основные мероприятия роста рентабельности
А теперь, рассмотрим на конкретных примерах рост прибыли и рентабельности в связи с внедряемыми мероприятиями.
Проанализируем, как изменится прибыль и рентабельность предприятия в результате изменения объема продаж, цены и себестоимости:
1) На рассматриваемом предприятии при существующем оборудовании и уровне организации производства, по мнению экспертов, максимальный объем производства может достигать значения 2700 тыс. бутылок в год.
Объем реализации в настоящее время равен 2500 тыс. бутылок, этого объема скоро будет недостаточно, так как ТОО «Асер» заключили новые договоры с предприятиями Алматинской области.
При этом возможный объем роста объема реализации продукции составляет разницу между возможным объемом реализации и текущим объемом:
2700–2500 = 200 тыс. бутылок.
В 2009 отчетном году сумма прибыли, приходящаяся на единицу продукции составила:
Пб = Пв / Vреал = 25000 тыс. тг. / 2500 тыс. шт. бутылок. = 10 тг./бутылка.
Теперь узнаем, сколько же прибыли можно получить, увеличив объем реализации продукции на 200 тыс. бутылок:
Пб = 200* 10 = 2000 тыс. тг.
Рентабельность продаж в данном случае будет равна:
RП = Пб / В = (25000 + 2000) / 62500 * 100% = 43%
Таким образом, в результате увеличения объема реализации на 200 тыс. бутылок произойдет увеличение прибыли от реализации на 2000 тыс. тг. и она составит 27000 тг. Рентабельность продаж в таком случае увеличится на 3% и будет равна 43%.
2) Увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг можно подсчитать следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста.
Экспертным методом было выявлено, что при более высоком уровне организации рабочего времени (сокращение простоев, непроизводительных потерь времени и т.д.), при оптимизации потоковых процессов на предприятии, при более рациональном использовании основных и оборотных средств предприятия себестоимость единицы продукции можно снизить на 0,20 тг. и, таким образом, себестоимость на единицу продукции будет равна 14,8 тг.
Узнаем насколько снизится общая себестоимость:
с\с 1 = 0,20*(2500 + 200) = 540 тыс. тг.
При этом прибыль увеличится на следующую величину:
Пб = В – (с/с – с\с 1) =62500 – (37500 – 540) = 25540 тыс. тг.
Рентабельность продаж в данном случае будет равна:
RП = Пб / В = 25540/ 62500 * 100% = 41%
Таким образом, в результате снижения себестоимости единицы продукции на 20 тиин произойдет увеличение прибыли от реализации и рентабельности продаж. Прибыль от реализации увеличится на 540 тыс. тг. и будет равна 25540 тг., а значение рентабельности будет 41%, что на 1% выше предшествующего периода.
3) Аналогично тому, как был подсчитан резерв увеличения прибыли за счет уменьшения себестоимости можно подсчитать резерв увеличения прибыли за счет увеличения цены.
Газированные напитки, хлебный квас и пиво, производимые предприятием, являются товаром, спрос на который малоэластичен. Поэтому при незначительном повышении отпускной цены спрос на данную продукцию останется на прежнем уровне.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия не может обойтись без анализа таких показателей как прибыль и рентабельность. Эти два показателя в полной мере отражают эффективность работы торгового предприятия, показывают перспективы развития его в ближайшем будущем. Своевременный расчёт и анализ этих показателей приведёт в будущем к стабильному росту и развитию торгового предприятия, максимизации прибыли, сокращению издержек обращения и увеличению темпов развития.
Предприятия реализуют свои товары потребителям, получая за нее денежную выручку. Однако это еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с издержками обращения. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость; если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и прибыль отсутствует; если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, то есть отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключающее банкротство.
Как важнейшая категория экономических отношений прибыль выполняет определенные функции. Во-первых, она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Во-вторых, прибыль является одним из источников формирования бюджетов различных уровней.
На основе проведенного анализа были сделаны следующие выводы. Во-первых, валовая прибыль – разность между выручкой и прямыми производственными затратами по реализации продукции. Во-вторых, прибыль от продаж равна сумме валовой прибыли за минусом постоянных расходов отчетного периода. В-третьих, Балансовая прибыль — это сумма прибылей (убытков) предприятия как от реализации продукции, так и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией.
Рентабельность и прибыль тесно связаны между собой. Рост рентабельности объективно свидетельствует об увеличении получаемой прибыли. Другими словами, при росте прибыли создаются условия для увеличения рентабельности.
Прибыль является основным показателем оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В курсовой работе раскрыты основные понятия прибыли, ее виды, источники формирования. Основные аспекты управления прибылью и рентабельностью в работе рассмотрены на примере предприятия ТОО «Асер».
Основным источником прибыли любого торгового предприятия является прибыль от основной, т.е. от торговой деятельности. Поэтому анализ прибыли от реализации товаров является основой системы управления прибылью и рентабельностью торгового предприятия.
Анализ прибыли позволил выявить основные факторы, влияющие на ее уровень: объем товарооборота, уровень валового дохода, уровень издержек обращения.
Коммерческая деятельность любой торговой организации должна соотноситься с экономическим принципом, который в общем виде определяется достижением максимального результата при минимальных затратах.
1 Ковалев К.В. «Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности». – Мн.: 2005 г. – 650 с.
2 Ефимова 0. В. «Как анализировать финансовое положение предприятия». – Мн.:2005. – 210 с.
3 Бланк И.А. «Управление прибылью», учебный курс, издание второе и дополненное, Киев, Ника – Центр, 2007 г. – 424 с
4 Бланк И.А. «Управление прибылью», учебный курс, издание второе и дополненное, Киев, Ника – Центр, 2007 г. – 424 с.
5 Альвердов А.Р. «Управление финансами предприятия», М. – 2006 г.
6 Галицкая С.В. «Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий: учебное пособие» – М, 2009 г. – 652 с.
7Друри К.С. «Введение в управленческий и производственный учет» – Мн.: 2006
8 Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия»: 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2004 – 425 с
9 Ковалев К.В. «Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности». – Мн.: 2005 г. – 650 с
10 Муравьев А.И. «Теория экономического анализа: проблемы и решения». М.: финансы и статистика. 2005 г. – 230 с.
11Ермалович, Л.А. «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия». – Минск: БГЭУ, 2007. – 360 с
12 Официальный сайт http://www.aser.semstar.com/
13Сергеев И.В. «Экономика предприятия». Учебное пособие. Второе издание: «Финансы и статистика» – М 2002 г. – 420 с