Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 12:14, курсовая работа
Прибыль в рыночных условиях – одна из основных целей предпринимательства и критерий эффективности производства. Управление прибылью и рентабельностью предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявляет резервы роста прибыли и рентабельности, что в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность, это и обусловило актуальность данной работы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления прибылью и рентабельностью 5
1.1 Прибыль, ее экономическая сущность 5
1.2 Основные виды и показатели прибыли 7
1.3 Рентабельность, сущность и виды 11
1.4 Порядок проведения анализа прибыли и рентабельности 15
Глава 2. Управление прибылью и рентабельностью на примере ТОО «Асер» 20
2.1 Краткая характеристика исследуемого предприятия 20
2.2 Этапы и принципы управления прибылью и рентабельностью на ТОО «Асер» 22
2.3 Анализ формирования прибыли 24
2.4 Анализ формирования рентабельности 31
Глава 3. Пути повышения прибыли и рентабельности 34
3.1 Мероприятия, связанные с изменением цены, себестоимости и объема продаж на примере ТОО «Асер» 35
Заключение. 38
Список литературы 40
1. Изменение уровня рентабельности за счет изменения объема реализованной продукции:
DRvрп = Rусл1 – Rбаз
2. Изменение уровня
DRц = Rусл2 – Rусл1
3. Изменение уровня рентабельности за счет изменения себестоимости единицы продукции:
DRс = Rотч – Rусл2
4. Общее изменение уровня рентабельности:
DR = Rотч – Rбаз
Результатом анализа показателей прибыли и рентабельности станет разработка мероприятий по их увеличению.
Анализ прибыли и рентабельности как показателей эффективности деятельности предприятия будет осуществлен на примере предприятия ТОО «Асер»12. Данное предприятие является ведущим производителем в области натурального хлебного кваса, напитков и пива в городе Семей с представительством в Павлодаре и Усть-Каменогорске Республики Казахстан. Компания «Асер» начала свою деятельность в 2001 году. Предприятие осуществляется как оптово-розничная торговая компания.
Основной целью деятельности «Асер» является получение прибыли, удовлетворение потребностей покупателей, расширение в регионе деятельности, создание новых рабочих мест.
Основными видами деятельности общества является реализация безалкогольной и алкогольной продукции. Ассортимент компании «Асер» включает более 10 наименований разнообразной продукции: слабогазированные, среднегазированные и сильногазированные прохладительные напитки с пряным и лимонно-мятным вкусом, натуральный хлебный квас, фильтрованное и нефильтрованное пиво и другая продукция. На данный момент продукция торговой марки «Асер» представлена во многих магазинах, преимущественно в центре города Семей, а также магазинах самообслуживания. Существенная часть выпускаемой заводом продукции идет на внутренний рынок и остальная на экспорт. Сейчас предприятие «Асер» известно в более чем 10 городах, как надежный партнер.
Основная масса прибыли организации представляет собой прибыль от реализации изготовленной продукции. Она определяется как разность между договорной ценой товара без налога на добавленную стоимость и затратами на его производство.
Источником информации для анализа финансовых результатов являются данные формы 2 «Отчет о прибылях и убытках» и данные формы 1 «Бухгалтерский баланс». Посредством которых определяется система показателей прибыли и рентабельности, а также делается общий анализ финансового состояния предприятия.
«Асер» – организация с вертикальной структурой управления, т.е. имеет несколько уровней управления. По типу – это функциональная структура. Организационная структура, показывает область ответственности каждого отдельного сотрудника и его взаимоотношения с другими сотрудниками, если все взаимосвязи организационной структуры применены правильно, то они ведут к гармоничному сотрудничеству и общему стремлению выполнить поставленные перед организацией цели и задачи. Функциональная организационная структура – это деление организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности, т.е. модель предусматривает деление персонала на группы, в зависимости от конкретных задач, которые выполняют сотрудники13.
Для производства продукции предприятие использует в основном сырье, оборудование и материалы отечественных производителей, и лишь некоторые виды оборудования завозятся из Германии и Италии.
Представим в таблице 2 основные экономические показатели ТОО «Асер»» за 2008–2009 гг.
Таблица 2. Основные экономические показатели деятельности предприятия 2008–2009 гг.
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
Абс. откл., тыс. тг. |
Отн. откл., % |
Объем реализованной продукции, тыс. шт. |
2200 |
2500 |
300 |
113,64% |
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки, тыс. тг. |
50600 |
62500 |
11900 |
123,51% |
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. тг. |
31900 |
37500 |
5600 |
117,56% |
Прибыль от реализации продукции, тыс. тг. |
18700 |
25000 |
6300 |
133,69% |
Таким образом, объем реализованной продукции увеличился в 2009 г. На 300 тыс. шт. и составил 2500 тыс. единиц, это было вызвано выходом на новые рынки сбыта. Вследствие чего, произошло увеличение выручки на 23,51%, и она в 2009 г. оказалась равна 62500 тыс. тг. Прибыль от реализации продукции в 2009 году по сравнению с 2008 возросла на 6300 тыс. тг., или на 33,69%. Представим графически данные нашего анализа основных экономических показателей за 2008–2009 гг. (рисунок 3).
Рисунок 3. Анализ экономических показателей за 2008–2009 гг.
Высокая роль прибыли и рентабельности в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость непрерывного и эффективного управления этими показателями.
Управление прибылью и рентабельностью представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений на всех этапах:
На предприятии ТОО «Асер» осуществление планирования формирования, распределения и использования прибыли связано с разработкой системы текущих планов и оперативных бюджетов по основным направлениям хозяйственной деятельности. Основой такого планирования является разработанная стратегия управления прибылью, требующая конкретизации на каждом этапе поступательного движения предприятия к поставленным стратегическим целям.
Процесс формирования прибыли на ТОО «Асер» включает в себя прогнозирование возможностей получения прибыли в разрезе каждого вида её деятельности, формирования критериев нормы прибыли и рентабельности на предприятии и обеспечение их достижения. Именно на этом этапе происходит управление доходами, затратами, рисками, ресурсами.
Во время реализации этапов распределения и использования прибыли обеспечивается своевременная уплата налогов за счет прибыли; формируется система пропорций распределения прибыли (отчисления в резервный фонд, выплаты учредителей, производственное развитие); обеспечивается формирование финансовых ресурсов за счет прибыли для развития отдельных видов деятельности.
Наконец, на последнем этапе происходит анализ изменения уровня рентабельности предприятия.
На ТОО «Асер» управление прибылью и рентабельностью предприятия обеспечивается в результате следования основным принципам:
1) Ориентированность на основные цели развития предприятия.
2) Использование каждый раз нового подхода в области формирования и использования прибыли на предприятия.
3) Постоянный мониторинг за изменением факторов внешней среды, т.е. за теми сферами деятельности, которые влияют на прибыль и рентабельность предприятия.
4) Подготовка каждого
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на ТОО «Асер» управление прибылью и рентабельностью является приоритетной задачей. На реализацию, которой направлена организованная деятельность всего предприятия, всех его элементов. Это и естественно, ведь основной задачей любой организации является получение максимальной прибыли с минимальными затратами.
Анализ формирования прибыли ТОО «Асер» будет проведен на основе методик авторов Ковалева К.В., Панкова Д.А. и Савицкой Г.В.
Прибыль до налогообложения характеризует конечные результаты всей производственно-хозяйственной деятельности и непромышленных хозяйственных объектах предприятия без учета текущего налога на прибыль. Перед началом анализа прибыли до налогообложения подсчитаем ее значение за два анализируемых периода. Для наглядности, результаты расчета покажем в таблице 3
Таблица 3. Формирование прибыли до налогообложения ТОО «Асер» за 2008–2009 гг., т.р.
Показатель |
Расчет и значение | |
2008 г., тыс. тг. |
2009 г., тыс. тг. | |
Нетто-выручка от продажи товаров, работ, услуг |
50600 |
62500 |
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг |
31900 |
37500 |
Валовая прибыль |
50600–31900=18700 |
62500–37500=25000 |
Коммерческие расходы |
2300 |
2000 |
Управленческие расходы |
300 |
200 |
Прибыль (убыток) от продаж товаров, работ, услуг |
18700–2300–300=16100 |
25000–2000–200=22800 |
Прочие доходы |
287 |
155 |
Прочие расходы |
42 |
12 |
Финансовый результат от прочей деятельности |
287–42=245 |
155–12=143 |
Прибыль (Убыток) до налогообложения |
16100+245=16345 |
22800+143=22943 |
Из таблицы 3 видно, что прибыль до налогообложения в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась. Чтобы оценить на сколько увеличилась чистая прибыль в ее абсолютном и относительном значении исследуем ее динамику, как по общей сумме, так и по составляющим ее элементам – так называемый горизонтальный анализ. Для этого составим таблицу 4 и диаграмму на основе получившихся данных (рисунок 4).
Таблица 4. Горизонтальный анализ прибыли до налогообложения ТОО «Асер» за 2008–2009 гг., т.тг.
показатели |
Базисный период сумма, т.тг. |
Отчетный период сумма, т.тг. |
Абс. откл., т.тг. |
Отн. откл, % |
1. Финансовый результат от основной деятельности |
16100 |
22800 |
6700 |
141,61 |
2. Финансовый результат от неосновной деятельности |
245 |
143 |
-102 |
58,36 |
3. Итого прибыль до налогообложения |
16345 |
22943 |
6598 |
140,4 |
Рисунок 4. Сравнение результатов прибыли от реализации продукции и прибыли до налогообложения
Как видно из таблицы 4 и рисунка 4 прибыль до налогообложения в 2009 г. увеличилась на 6598 т.тг., что составляет 40,4%.
Таким образом, прибыль до налогообложения 2009 г. значительно возросла, благодаря увеличению прибыли от реализации товаров, работ, услуг на 6700 т.тг., что составляет 41,61% по сравнению с 2008 г. Чтобы выяснить причины такого роста прибыли от реализации проведем ее горизонтальный и факторный анализ.
Для начала в таблице 5 покажем, как формировалась прибыль от реализации товаров, работ, услуг.
Таблица 5. Анализ прибыли от реализации товаров, работ, услуг ТОО «Асер» за 2008–2009 гг., т.тг.
Показатель |
Расчет и значение |
Отклонение | ||
2008 г., тыс. тг. |
2009 г., тыс. тг. |
Абс., т.тг. |
Отн., % | |
Нетто-выручка от реали – зации товаров, работ, услуг |
50600 |
62500 |
11900 |
123,5 |
Полная себестоимость реализованных товаров, работ, услуг, в т.ч. материальные затраты расходы на оплату труда прочие расходы коммерческие расходы управленческие расходы |
31900 23000 3300 3000 2300 300 |
37500 27000 4700 3300 2000 500 |
5600 4000 1400 300 -300 200 |
117,6 117 142 110 87 167 |
Прибыль от реализации товаров, работ, услуг |
50600–31900= 18700 |
62500–37500= 25000 |
6300 |
133,7 |