Пути повышения рентабельности производства на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка путей повышения рентабельности производства.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить теоретические аспекты, сущность и понятие рентабельности предприятия;
Выявить основные показатели рентабельности;
Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Планета окон»;
Предложить мероприятия, направленные на повышение рентабельности производства.

Содержание

Введение 2
1. Рентабельность производства, сущность, структура и пути повышения 4
1.1. Определение и сущность рентабельности.. 4
1.2 Показатели рентабельности 6
2. Анализ путей повышения рентабельности производства ООО «Планета окон» 10
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 10
2.2 Анализ рентабельности производства ООО «Планета окон» 17
3. Пути повышения рентабельности производства на предприятии 27
Заключение 30
Список использованных источников 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая рентабельность производства планета окон.docx

— 88.11 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 2

1. Рентабельность производства, сущность, структура и пути повышения 4

1.1. Определение и сущность рентабельности.. 4

1.2 Показатели рентабельности 6

2. Анализ путей повышения рентабельности производства ООО «Планета окон» 10

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 10

2.2 Анализ рентабельности производства ООО «Планета окон» 17

3. Пути повышения рентабельности производства на предприятии 27

Заключение 30

Список использованных источников 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Обобщающим  показателем экономической эффективности  производства является показатель рентабельности.

Рентабельность  означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления  валового дохода или прибыли с  затратами или используемыми  ресурсами.

На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции  и какие хозяйственные подразделения  обеспечивают большую доходность. Это  становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит  от специализации и концентрации производства.

Анализ  рентабельности производства позволяет  выявить большое число тенденций  развития, он призван указать руководству  предприятия пути дальнейшего успешного  развития, указывает на ошибки в  хозяйственной деятельности, а также  выявляет резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет  предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.

Сущность  проблемы повышения рентабельности производства состоит в увеличении в процессе использования имеющихся  ресурсов экономических результатов  на каждую единицу затрат.

Поэтому перед экономической наукой стоит  задача: усилить внимание к анализу  рентабельности как экономического явления, к формам ее проявления, методам  учета в практической деятельности.

Тема  курсовой работы представляет очевидный теоретический и практический интерес. Актуальность темы объясняется тем, что рыночная экономика обусловливает необходимость повышения эффективности производства в первую очередь на микроуровне, т.е. на уровне отдельных предприятий, так как именно предприятия (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики.

Целью курсовой работы является разработка путей повышения рентабельности производства.

Достижение  поставленной цели предполагает решение  следующих задач:

  1. Изучить теоретические аспекты, сущность и понятие рентабельности предприятия;
  2. Выявить основные показатели рентабельности;
  3. Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Планета окон»;
  4. Предложить мероприятия, направленные на повышение рентабельности производства.

Объектом  исследования является ООО «Планета окон». Предметом исследования – организационно-экономические отношения, связанные с повышением рентабельности производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Рентабельность производства, сущность, структура и пути повышения

1.1. Определение и сущность  рентабельности

 

Абсолютная сумма полученной прибыли  не может полностью характеризовать эффективность работы предприятия, так как на ее величину оказывает влияние масштаб производства. Поэтому крупные предприятия, даже хуже работающие, по сравнению с малым предприятием, может получить большую сумму прибыли.

Для оценки эффективности работы предприятия  следует сопоставить полученную прибыль с затраченными ресурсами. Этот отличительный показатель называется рентабельностью.

Прежде всего рассмотрим, что  представляет собой рентабельность. Одно из его определений звучит так: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный), показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов [7]. Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль.

Можно привести еще одно понятие  рентабельности: рентабельность –  показатель, представляющий собой отношение  прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию  коммерческих операций или сумме  имущества фирмы используемого  для организации своей деятельности [8].

В широком смысле слова понятие  рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается  рентабельным, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) покрывают  издержки производства (обращения) и, кроме  того, образуют сумму прибыли, достаточную  для нормального функционирования предприятия.

Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через  характеристику системы показателей. Общий их смысл - определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала.

Анализ рентабельности позволяет  оценить способность предприятия  приносить доход на вложенный  в него (предприятие) капитал.

Разделяют рентабельность как общую  – процентное отношение балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств; и рентабельность производственную – отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды. Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам – отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции [9].

Каждое предприятие самостоятельно осуществляет свою производственную и хозяйственную деятельность на принципах самоокупаемости и прибыльности. Предприятие имеет определенные расходы по изготовлению продукции и ее реализации. Эти расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних издержек по отрасли, которые принимаются за общественно необходимые затраты или стоимость, денежное выражение которых составляет цену продукта. Наличие индивидуальных издержек, порождает обособление другой части стоимости продукции – прибыль, а следовательно, и относительного ее измерения – рентабельности.

Однако абсолютная величина прибыли  не дает представления об уровне и изменении эффективности производства или торговли. Сумма прибыли может увеличиваться, а эффективность производства может оставаться на прежнем уровне или даже снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли получен за счет экстенсивных (количественных) факторов производства – увеличения численности работников, роста парка оборудования и т.д. Если же при росте численности работников их производительность осталась прежней или снизилась, то эффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается. Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие:

  1. отношение прибыли к издержкам производства, характеризующие уровень прибыльности текущих затрат (на приобретение сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной плате работников);
  2. отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов, характеризующие относительный размер возрастания авансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производства.

1.2 Показатели рентабельности

Реальный смысл имеют признаки рентабельности, которые характеризуют эффективность затрат по прибыли, полученной после реализации.

Распределительная функция рентабельности конкретно проявляется в том, что ее величина является одним из основных критериев для распределения части прибавочного продукта – прибыли.

Показатели рентабельности характеризуют  финансовые результаты и эффективность  деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной  среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Различают следующие показатели рентабельности:

1. Рентабельность продукции представляет  собой отношение прибыли от реализации к полной себестоимости продукции. Она показывает целесообразность производства  данной продукции.

2. Рентабельность производства (или  имущества активов) – есть  отношение балансовой прибыли  к стоимости всего имущества  предприятия; показывает, как результативно используется имущество (активы) предприятия.

3. Рентабельность продаж – есть  отношение прибыли от реализации продукции к объему продаж (выручки от реализации).

4. Рентабельность собственного  капитала – есть отношение  балансовой прибыли к собственному капиталу предприятия

Рентабельность всего  капитала(совокупных активов) показывает, имеет ли компания базу для обеспечения высокой доходности собственного капитала. Данный показатель отражает эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение рентабельности всего капитала свидетельствует о падающем спросе на продукцию фирмы и перенакоплении активов.

,

где ЧП - чистая прибыль,

ВБнг, ВБкг - валюта баланса на конец и на начало года,

Этот показатель отражает прибыльность активов, и обусловлен как ценообразовательной  политикой предприятия, так и  уровнем затрат на производство реализованной  продукции. Существует два основных способа повышения рентабельности активов:

1-ый - при низкой прибыльности  продукции необходимо стремиться  к ускорению оборачиваемости  активов и его элементов;

2-ой - низкая деловая активность  предприятия может быть компенсирована  только снижением затрат на  производство продукции или рост цен на продукцию, т.е. повышением рентабельности продукции.

Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования собственного капитала. Этот коэффициент является одним из самых важных показателей, используемых в бизнесе, он измеряет общую величину доходов акционеров. Высокое значение данного коэффициента говорит об успехе компании, что ведет к высокому рыночному курсу ее акций и относительной легкости привлечения новых капиталов для ее развития. Однако надо иметь в виду, что высокий коэффициент рентабельности собственного капитала может быть связан как с высокой инфляцией, так и с высоким риском компании. Поэтому его интерпретация не должна быть упрощенной и одномерной. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль собственных средств.

,

где СКнг, СКкг - величина собственных средств на начало и на конец года.

Рентабельность основной деятельности рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции.

,

 где ПР - прибыль от реализации,

С/С - себестоимость реализованной продукции.

Она показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так  и по его отдельным подразделениям или видам продукции.

Повышение рентабельности продукции  обеспечивается преимущественно снижением  себестоимости единицы продукции. Чем лучше используются основные производственные фонды, тем выше рентабельности производства. При улучшении использования  материальных оборотных средств  снижается их величина, приходящаяся на 1 руб. реализованной продукции. Следовательно, факторы ускорения оборачиваемости  материальных оборотных средств  являются одновременно факторами роста  рентабельности производства.

Этот показатель свидетельствует  об эффективности не только хозяйственной  деятельности предприятия, но и процессов  ценообразования. Его целесообразно  рассчитывать как по общему объему реализованной продукции, так и  по отдельным ее видам.

Рентабельность продаж рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме полученной выручки.

,

 где ВР - выручка от реализации продукции,

ЧП - чистая прибыль предприятия.

Этот показатель характеризует  эффективность предпринимательской  деятельности (сколько прибыли имеет  предприятие с рубля выручки). Рентабельность продаж может рассчитываться как в целом по предприятию, так  и по отдельным видам продукции.

Если рентабельность продаж постепенно снижается, то причина либо в выросших издержках, либо в повысившихся ставках  налога. Следовательно, мы должны обратиться к изучению этих факторов, чтобы  найти корень проблемы. Снижение объема продаж может свидетельствовать, прежде всего, о падении конкурентоспособности  продукции, так как позволяет  предположить сокращение спроса на продукцию.

 

2. Анализ путей повышения рентабельности производства ООО «Планета окон»

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия

 

ООО «Планета окон» было создано в 2006 году, на основе частного капитала и зарегистрировано как общество с ограниченной ответственностью.

ООО «Планета окон», являясь юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, которым оно отвечает по своим обязательствам. Предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, а также нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Информация о работе Пути повышения рентабельности производства на предприятии