Пути повышения рентабельности производства на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка путей повышения рентабельности производства.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить теоретические аспекты, сущность и понятие рентабельности предприятия;
Выявить основные показатели рентабельности;
Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Планета окон»;
Предложить мероприятия, направленные на повышение рентабельности производства.

Содержание

Введение 2
1. Рентабельность производства, сущность, структура и пути повышения 4
1.1. Определение и сущность рентабельности.. 4
1.2 Показатели рентабельности 6
2. Анализ путей повышения рентабельности производства ООО «Планета окон» 10
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 10
2.2 Анализ рентабельности производства ООО «Планета окон» 17
3. Пути повышения рентабельности производства на предприятии 27
Заключение 30
Список использованных источников 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая рентабельность производства планета окон.docx

— 88.11 Кб (Скачать файл)

Предприятие также имеет расчетный счет в банке, круглую печать со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), эмблему, штампы, бланки и другие реквизиты.

ООО «Планета окон» – производитель пластиковых окон, солнцезащитных жалюзи и алюминиевых фасадов для жилых домов, офисных зданий и торговых центров. Специализация компании складывается из трех частей: производство пластиковых окон и дополнительных элементов, продажа и установка. Кроме того, она осуществляет остекление балконов и лоджий, где оконные конструкции из пластика являются достойной заменой деревянным окнам.

Это достаточно стабильная, развивающаяся компания. Во главе ее стоят профессионалы – квалифицированные операторы, экономисты и менеджеры, получившие специальное образование и имеющие большой опыт работы.

Структура управления ООО «Планета окон» имеет линейно-функциональный вид. Директору подчинены все нижестоящие руководители. Создана единая вертикальная линия руководства и прямой путь активного воздействия на подчиненных. Преимущество такой структуры управления заключается в простоте, надежности и экономичности. Руководитель в данном случае должен охватывать все стороны деятельности предприятия. Функциональные подразделения осуществляют всю техническую подготовку производства, подготавливают варианты решения вопросов, связанных с руководством процессами производства, освобождают линейных руководителей от планирования финансовых расчетов, материально-технического обеспечения производства и других вопросов.

Изготовление  пластиковых окон – сложный технологический процесс. Современное оборудование позволяет выпускать высококачественные изделия с гарантией не менее 5 лет, отвечающие всем нормам мирового стандарта по доступным широкому кругу населения ценам, что также является важным фактором успеха предприятия и его конкурентоспособности. Компания предлагает проверенные временем, экологически чистые изделия.

Рассмотрим  основные экономические показатели ООО «Планета окон» (таблица 2.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1. Основные показатели работы ООО «Планета окон», 2009–2011гг.

 

№ п/п

Наименование

2009 год

2010 год

2011 год

Изменения

2010/2009

2011/2010

1

Выпуск продукции, млн. руб.

2328

2596

2574

+268

+246

2

Выручка от продажи товаров и  услуг, млн. руб.

2450

2957

11373

+507

+ 8923

3

Себестоимость, млн. руб.

1758

2739

10658

+981

+ 8900

4

Валовая прибыль, млн. руб.

692

218

715

-474

+23

5

Рентабельность продаж, %

0,46

0,01

0,06

-0,45

-0,4

6

Рентабельность себестоимости, %

2,1

3,0

2,8

+0,9

+0,7

7

Чистая прибыль, млн. руб.

81,8

37

76

-44,8

-5,8

8

Наличие основных средств, млн. руб.

6128

7233

5852

+1105

-276

9

Фондоотдача, руб./руб.

6,2

6,4

6,1

+0,2

-0,01

10

Фондоемкость, руб./руб.

12,4

11,7

9,7

-0,7

-2,7

11

Производительность труда, млн. руб.

4701

4815

5741

+114

+1040

12

Средняя заработная плата, млн. руб.

10,2

12,1

11,8

+1,9

+1,6

13

ФОТ, млн. руб.

550,8

670,1

630,2

+119,3

+79,4

14

Среднесписочная численность персонала, чел.

50

56

69

+6

+19


 

Данные  таблицы 2.1 показывают, что в 2010 году по сравнению с 2009 годом выручка от продаж и услуг предприятия увеличивается на 507 млн. руб., однако, наблюдается падение валовой прибыли на 474 млн. руб. и чистой прибыли – на 44,8 млн. руб. Данное падение происходит вследствие увеличения себестоимости продукции на 981 млн. руб.

Выпуск  продукции в 2011 году увеличился на 246 млн. руб., соответственно, произошло увеличение выручки от продажи товаров и услуг предприятия – в 2011 году на 8923 млн. руб., себестоимость услуг увеличилась на 8900 млн. руб., валовая прибыль на 23 млн. руб.

В 2011 году произошло снижение чистой прибыли – на 5,8 млн. руб., а также снижение основных средств предприятия – на 276 млн. руб. Показатель рентабельности продаж в 2011 году по сравнению с 2009 годом снизился на 0,4%, что говорит о снижении темпов продаж на предприятии.

Среднесписочная численность персонала в 2011 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 19 человек, что связано с расширением производства.

Проведем анализ технико-экономических  показателей деятельности ООО «Планета окон» (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2. Основные средства, 2009–2011 гг. млн. руб.

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

Изменения

2010/2009

2011/2009

Здания

389

389

389

-

-

Машины и оборудование

3448

4857

4212

+1409

+764

Транспортные средства

1559

1578

821

+19

-738

Производственный и хозяйственный  инвентарь

385

338

312

+19

-73

Другие виды основных средств

343

71

118

-272

-225

Итого

6128

7233

5852

+1105

-276


 

Данные таблицы 2.2 показывают, что  в 2010 году по сравнению с 2009 годом произошло значительное увеличение машин и оборудования на предприятии – на 1409 млн. руб., что связано с вводом нового оборудования, транспортные средства и производственный инвентарь увеличились на 19 млн. руб., другие виды средств снизились на 272 млн. руб. В 2011 году, по сравнению с 209 годом, произошло увеличение статьи «машины и оборудование» на 764 млн. руб. Однако, снизилось количество транспортных средств на 738 млн. руб. и производственного инвентаря на 73 млн. руб.

Далее произведем анализ необходимых  коэффициентов, характеризующих основные средства.

Для расчета коэффициента обновления и срока обновления используем формулы 2.1 и 2.2 соответственно [33].

 

, (2.1)

 

где Кобн. – коэффициент обновления.

 

, (2.2)

 

где Тобн – срок обновления основных средств.

 

Коэффициент выбытия (Кв.) определим  по формуле 2.3.

 

 (2.3)

 

Коэффициент прироста (Кпр.) рассчитаем по формуле 2.4.

 

 (2.4)

 

В таблице 2.3 представим сводную характеристику основных средств за 2009–20111 гг.

 

 

Таблица 2.3. Сводная  характеристика показателей движения основных средств

 

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

Изменения

2010/2009

2011/2009

Степень обновления

8,1

0,09

0,05

-8,01

-8,05

Срок обновления, лет

1,2

0,11

0,22

-1,09

-0,98

Коэффициент выбытия

0,01

0,06

0,96

0,05

0,95

Коэффициент прироста

7,9

0,15

0,04

─7,75

-7,86


 

Таким образом, мы рассмотрели характеристики, свидетельствующие о показателях  движения основных средств.

Данные, представленные в таблице 2.3, показывают, что за 2009–2011 гг. техническое состояние основных средств улучшилось за счёт интенсивного их обновления.

Но, все же, необходимо отметить, что  в 2011 году коэффициент обновления основных средств предприятия снизился – 8,05% и составил 0,05%.

Это может быть обосновано меньшей  степенью износа, который вызван уменьшением  производственных мощностей, то есть снижение объёма производства. Это факт регрессивного  характера производства для ООО, его черты:

– Снижение производительности труда;

– Уменьшение заказов на продукцию предприятия;

– Реализация остаточной продукции, с целью производства кардинально нового продукта;

– Недостаточное количество финансовых активов для обновления основных средств.

Проследим динамику развития оборотных  средств. При анализе оборотных  средств применим системный подход, заключающийся в использовании системы показателей [3].

1. Коэффициент общей оборачиваемости капитала (формула 2.5).

 

Оок = N / Вср (2.5)

 

где N – выручка от реализации продукции (работ, услуг);

Вср – средний за период итог баланса.

 

2. Чистый оборотный капитал (формула 2.6):

 

Чок = ОК – КП, (2.6)

 

где Чок – оборотный капитал на конец периода;

КП – краткосрочные пассивы на конец периода.

Основные показатели, отражающие оборачиваемость  оборотных средств представлены в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4. Показатели оборачиваемости  оборотных средств за 2009–2011 гг.

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

Изменения

2010/2009

2011/2009

Доходы отчетного периода, млн. руб.

1758

2967

11373

+1209

+ 9615

Стоимость оборотных средств, млн. руб.

14410

9963

13834

-4447

-576

Коэффициент оборачиваемости, l

0,08

0,17

0,47

+0,09

+0,39

Чистый оборотный капитал

-3692

-3620

-6853

-72

-139


 

Таким образом, можно говорить о  том, что коэффициент общей оборачиваемости  капитала в 2009 году составил 0,08 дней, в 2010 году – 0,17 дней, в 2011 году – 0,47 дней, что является отрицательной тенденцией в деятельности предприятия. Чистый оборотный капитал в 2009 году составил -3692 млн. руб., в 2010 году чистый оборотный капитал был также в минусовой отметке -3620 млн. руб., в 2011 году чистый оборотный капитал составил уже -6853 млн. руб., что говорит о снижении оборотов в деятельности организации.

Данные  таблицы 2.4 свидетельствуют также  об увеличении доходов в отчетном периоде. В связи с этим отмечается незначительное увеличение коэффициента оборачиваемости и уменьшение длительности одного оборота. Поэтому при постоянном объеме вложений в оборотные средства можно достичь увеличения доходов  от реализации или высвободить оборотные  средства при снижении объема реализации. Длительность одного оборота велика, что требует изменения технологи  производства, улучшения качества используемых материалов.

 

 

2.2 Анализ рентабельности производства ООО «Планета окон»

 

Анализ  рентабельности производства поможет  выявить внутренние резервы снижения себестоимости продукции, пути повышения  качества продукции для возможного соответствующего увеличения цен, что  в любом случае повысит рентабельность.

Проведем  анализ рентабельности работы ООО «Планета окон» на основании баланса предприятия и отчета о прибылях и убытках

Расчетные значения коэффициентов рентабельности ООО «Планета окон» представлены в таблице 2.5.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.5. Показатели рентабельности работы ООО «Планета окон», за 2009–2011 гг.

Наименование показателя

Порядок расчета

2009 г

2010 г

2011 г

Изменение

2010/2009

2011/2009

Рентабельность активов (имущества)

Рентабельность продаж

прибыль от реализации / выручка от реализации

0,46

0,01

0,06

-0,45

-0,4

по балансовой прибыли

валовая прибыль / стоимость активов

0,04

0,02

0,04

-0,02

-

Рентабельность долгосрочных активов  по балансовой прибыли

валовая прибыль /стоимость активов

0,03

0,1

0,3

+0,07

-

Рентабельность собственного капитала

по балансовой прибыли

валовая прибыль/ величина собственного капитала

0,04

0,02

0,05

-0,02

+0,01

по чистой прибыли

чистая прибыль/ величина собственного капитала

0,5

0,003

0,005

-0,497

-0,495

Информация о работе Пути повышения рентабельности производства на предприятии