Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 13:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка путей повышения рентабельности производства.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить теоретические аспекты, сущность и понятие рентабельности предприятия;
Выявить основные показатели рентабельности;
Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Планета окон»;
Предложить мероприятия, направленные на повышение рентабельности производства.
Введение 2
1. Рентабельность производства, сущность, структура и пути повышения 4
1.1. Определение и сущность рентабельности.. 4
1.2 Показатели рентабельности 6
2. Анализ путей повышения рентабельности производства ООО «Планета окон» 10
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 10
2.2 Анализ рентабельности производства ООО «Планета окон» 17
3. Пути повышения рентабельности производства на предприятии 27
Заключение 30
Список использованных источников 32
На основании представленных в таблице 2.5 данных о рентабельности предприятия составим график (рисунок 2.1).
Рис. 2.1. Показатели рентабельности ООО «Планета окон», за 2009–2011 гг.
Таким образом, из представленных данных видно, что показатели рентабельности снижаются.
После общего
расчета рентабельности работы предприятия
перейдём к определению уровня рентабельности
производства. Рентабельность, как
было отмечено в теоретической части
данной работы, рассчитывается путём
сопоставления прибыли с
Поэтому, прежде чем определить уровень рентабельности производства необходимо установить из каких источников формируются его денежные средства, какова балансовая прибыль на предприятии и как она изменяется в динамике.
Для определения источников поступления денежных средств воспользуемся таблицей 2.6.
Таблица 2.6. Структура поступлений денежных средств, 2009–2011 гг.
Название показателя |
2009 год |
2010 год |
2011 год | |||
сумма млн. руб. |
% |
сумма млн. руб. |
% |
сумма млн. руб. |
% | |
Поступило денежных средств – всего |
4263 |
100,00 |
993 |
100,00 |
851 |
100,00 |
в том числе: |
||||||
выручка от реализации товаров, продукции и услуг |
4213 |
98,8 |
719 |
72,4 |
163 |
19.2 |
авансы, полученные от покупателей (заказчиков) |
- |
- |
- |
- |
623 |
73.2 |
кредиты и займы |
- |
- |
130 |
13.1 |
- |
- |
прочие поступления |
8 |
0.2 |
116 |
11.7 |
33 |
3,8 |
Данные таблицы 2.6 показывают, что денежные средства на предприятие поступают в основном в виде выручки от реализации продукции, товаров и услуг. Так в 2009 году она составила 98,8% от всех поступлений, а в 2010 году – 72,4%. Исключение составляет лишь 2011 году, когда выручка от реализации товаров составили всего 19,2%, а остальные денежные средства формировались за счёт авансов, полученных от покупателей и заказчиков (73,2%). Если взглянуть на всю совокупность денежных средств, то легко отметить тенденцию к их снижению. Так в 2011 году этот показатель снизился в 5 раз по сравнению с 2009 годом.
Для расчёта уровня рентабельности по всему производству необходимо установить, какова его балансовая прибыль.
Под балансовой прибылью понимается конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия или фирмы. Она включает в себя три элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества предприятия; финансовый результат от внереализационных операций.
Из каких
элементов формируется
Таблица 2.7. Формирование и распределение прибыли производства, млн. руб.
Название показателя |
Годы | ||
2009 |
2010 |
2011 | |
Выручка от реализации товаров, продукции, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных платежей) |
1758 |
2957 |
11373 |
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг |
2450 |
2739 |
10658 |
Прибыль |
634 |
172 |
737 |
Балансовая прибыль |
81,8 |
37 |
76 |
Налог на прибыль |
- |
13 |
72 |
Нераспределённая прибыль (убыток) |
- |
- |
- |
Как видно из таблицы 2.7, балансовая прибыль формируется в основном за счёт финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Рассматривая показатели таблицы в динамике, можно установить, что за три анализируемых года происходит уменьшение балансовой прибыли с 81,8 млн. руб. в 2009 году, до 76 млн. руб. в 2011 году.
Снижение прибыли объясняется, прежде всего, тем, что наряду с увеличением выручки от реализации продукции, товаров и услуг происходит ещё большее увеличение их себестоимости.
Например, в 2010 году выручка от реализации продукции увеличилась по сравнению с 2009 годом на 50,2%, а её себестоимость лишь на 34,20%. Снижение балансовой прибыли объясняется ещё и тем, что нет устойчивого спроса на продукцию
Теперь перейдём к определению уровня рентабельности производства, как по всему предприятию, так и по основным видам продукции, на производстве которых ООО «Планета окон» специализируется – это евроокна и двери из ПВХ, алюминиевые конструкции.
Для проведения расчётов воспользуемся исходными данными, которые отражены в таблице 2.8.
Таблица 2.8. Исходные данные для определения рентабельности производства
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Полная себестоимость, млн. руб. |
2450 |
2739 |
10658 |
Балансовая прибыль, млн. руб. |
81,8 |
37 |
76 |
Стоимость основных фондов, млн. руб. |
692 |
1611 |
1926 |
Стоимость оборотных фондов, млн. руб. |
756 |
1779 |
1887 |
Среднегодовая численность работников, чел. |
50 |
56 |
69 |
Площадь производственных помещений, м2 |
1150 |
1250 |
2260 |
По евроокнам |
|||
Полная себестоимость, млн. руб. |
1096 |
1152 |
6996 |
Денежная выручка, млн. руб. |
806 |
1661 |
1566 |
Прибыль, млн. руб. |
403 |
1091 |
935 |
Произведено, шт. |
3245 |
3559 |
5897 |
Реализовано, шт. |
3245 |
3559 |
5897 |
По производству дверей ПВХ |
|||
Полная себестоимость, млн. руб. |
285 |
229 |
1397 |
Денежная выручка, млн. руб. |
678 |
589 |
1096 |
Прибыль, млн. руб. |
502 |
556 |
842 |
Произведено, шт. |
625 |
600 |
600 |
Реализовано, шт. |
625 |
600 |
600 |
Полная себестоимость, млн. руб. |
445 |
669 |
3774 |
Денежная выручка, млн. руб. |
229 |
374 |
1557 |
Прибыль, млн. руб. |
119 |
152 |
794 |
Произведено, шт. |
112 |
184 |
229 |
Реализовано, шт. |
112 |
184 |
229 |
Определим показатели рентабельности производства и оформим их в виде таблицы 2.9.
Таблица 2.9. Расчёт показателей рентабельности производства, 2009–2011 гг.
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
Изменения | |
2010/2009 |
2011/2009 | ||||
По производству | |||||
Балансовая прибыль, млн. руб. |
81,8 |
37 |
76 |
-781 |
-742,0 |
Прибыль, руб. в расчёте на: |
|||||
1 руб. основных фондов |
374,96 |
107,5 |
10,56 |
-267,46 |
-364,4 |
1 работника |
0,06 |
0,01 |
0,03 |
-0,05 |
-0,03 |
1 чел.–ч. |
2,06 |
0,56 |
0,06 |
-1,5 |
-2,0 |
Уровень рентабельности, % |
39,7 |
11,4 |
0,7 |
-28,3 |
-39,0 |
Норма прибыли, % |
5,1 |
0,6 |
0,1 |
-4,5 |
-5,0 |
По производству евроокон | |||||
Увеличение производства, млн. руб. |
403 |
1091 |
935 |
+688 |
+532,0 |
Прибыль, руб. в расчёте на: |
|||||
1 м2 производственных площадей |
278,51 |
768,31 |
651,57 |
+489,8 |
+373,06 |
1 чел.–ч. |
23,71 |
60,61 |
42,5 |
+36,9 |
+18,79 |
Уровень рентабельности, % |
33,7 |
12,4 |
0,5 |
-21,3 |
-33,2 |
Норма прибыли, % |
5,5 |
0,9 |
0,2 |
-4,6 |
-5,3 |
По производству дверей ПВХ | |||||
Увеличение производства, млн. руб. |
502 |
556 |
842 |
+54 |
+340 |
Прибыль, руб. в расчёте на: |
|||||
1 м2 производственных площадей |
338,1 |
226,71 |
296,7 |
-111,39 |
-41,4 |
1 чел.–ч. |
27,17 |
31,60 |
22,5 |
+4,43 |
-4,67 |
Уровень рен-ти, % |
43,2 |
9,4 |
0,4 |
-33,8 |
-42,8 |
Норма прибыли, % |
5,0 |
1,0 |
0,8 |
-4,0 |
-4,2 |
Данные таблицы 2.9 показывают, что в ООО «Планета окон» происходит снижение уровня рентабельности всего производства с 39,7% в 2009 году до 0,7% в 2011 году, а также уменьшение нормы прибыли с 5,1% до 0,1% соответственно. Такая тенденция прослеживается в связи с значительным уменьшением балансовой прибыли за три анализируемых года на 742,0 млн. руб. и увеличение полной себестоимости. Снижение нормы прибыли до 0,1% свидетельствует об уменьшении эффективности использования производственных фондов в 51 раз, уменьшение уровня рентабельности до 0,7% говорит о снижении прибыльности данного производства в 56 раз.
Однако показатель рентабельности, рассчитанный в целом по предприятию ООО «Планета окон», не может установить какой именно вид продукции является прибыльным, а какой убыточным. Как видно из таблицы 2.9, если по всему производству наблюдается снижение уровня рентабельности, то по производству евроокон ПВХ совсем наоборот. Самый высокий уровень рентабельности окон за три анализируемых года сложился в 2010 году. Он превысил аналогичный показатель 2009 года на 91,4%. Такое увеличение вызвано, прежде всего, тем, что себестоимость продукции возросла на 41,4%, а денежная выручка на 106,8%. На величину денежной выручки повлияла средняя цена реализованной продукции, которая в 2010 году также была наивысшей. В 2011 году наблюдается обратная тенденция – полная себестоимость продукции увеличилась на 10,7%, а денежная выручка наоборот уменьшилась на 5,8% по сравнению с 2010 годом. В результате чего уровень рентабельности окон снизился на 43,2%.
Такая ситуация сложилась в результате того, что себестоимость продукции была выше чем в 2009 году на 16,4%. Что касается денежной выручки от реализации продукции, то она изменялась более медленными темпами. Так в 2010 году она увеличилась на 10,5% по сравнению с 2009 годом, а в 2011 году на 9,3% по сравнению с 2009 годом. Причём, увеличение денежной выручки происходило в основном за счёт увеличения цены реализации, а не количества реализованной продукции, которое как видно из таблицы 2.18 с каждым годом уменьшается.
Подводя
итог данному разделу нужно
Рентабельность показывает, насколько прибыльна деятельность предприятия, соответственно, чем выше коэффициенты рентабельности, тем эффективней деятельность. Поэтому компания должна стремиться к более высоким показателям, а руководство должно определить пути повышения рентабельности.
Многообразие показателей
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
Следует заметить, что нельзя отвлеченно
рассматривать влияние
Наибольшее внимание надо уделить последнему пункту, а точнее, направлению использования прибыли, которое определяются предприятием самостоятельно. Прибыль может быть направлена на отчисления в резервный капитал, образование фондов накопления и фондов потребления, отвлечения на благотворительные и другие цели, с целью расширения деятельности организации за счет собственных источников финансирования. Но существует и другая альтернатива – свои собственные средства вложить в ценные бумаги других крупных компаний, например, сформировать инвестиционный портфель, грамотно осуществлять управление и через определенное время получить доход и вложить в свое предприятие для улучшения конкурентоспособности, финансового состояния предприятия.
На основе анализа рентабельности производства, мы можем сделать выводы о том, что на рассматриваемом предприятии существуют следующие резервы увеличения прибыли и рентабельности:
Информация о работе Пути повышения рентабельности производства на предприятии