Пути повышения эффективности организации коммерческой деятельности ИП Соколова Д.А. «Сервисный Центр Канцтоваров»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ организации оптовой торговли в рыночных условиях как сферы коммерции.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
— в теоретическом плане показать необходимость оптовой торговли на современном этапе, раскрыть основные категории и понятия по данному вопросу;
— в аналитическом плане – дать организационно-экономическую характеристику исследуемого объекта, проанализировать финансово-экономическое состояние предприятия, провести работу по экономическому анализу оптового товарооборота;
— в рекомендательном плане – провести анализ, экономическое обоснование предлагаемых мероприятий по совершенствованию деятельности предприятия, выявить основные резервы увеличения оптового товарооборота.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1 Сущность организационно-экономического механизма оптовой торговли 4
1.1 Роль и назначение оптовой торговли в распределении товаров 4
1.2 Современное состояние и перспективы развития оптовой торговли 6
1.3 Основные формы оптовой торговли 8
1.4 Организация хозяйственных связей при осуществлении оптовой торговли 10
1.5 Система основных показателей деятельности оптовых предприятий 12
2 Организационно-экономическая характеристика предприятия 14
2.1 Организационная характеристика предприятия 15
2.2 Экономическая характеристика предприятия 16
3 Практическая оценка организации оптовой торговли на примере предприятия ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат» 32
3.2 Организация оптовой торговли ИП Соколова Д.А. «Сервисный Центр Канцтоваров» 32
4 Пути повышения эффективности организации коммерческой деятельности ИП Соколова Д.А. «Сервисный Центр Канцтоваров» 35
Заключение 37
Библиографический список 37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая последняя версия.docx

— 270.43 Кб (Скачать файл)

Таким образом, среди основных задач, которые должна решать оптовая торговля, на первый план выступают следующие:

1) сбор и создание банка данных  конъюнктурного исследования рынка  с текущими и перспективными  прогнозами состояния спроса  и предложения на продукцию  производственно-технического назначения  и товары народного потребления;

2) размещение производства товаров  в четком соответствии с действительными  запросами потребителей по ассортименту, количеству, качеству;

3) своевременное, ритмичное, качественное  обеспечение потребителей в соответствии  с полученными заказами, договорами  и контрактами;

4) формирование товарных запасов  и организация складского хранения  в целях оперативного маневрирования  или в случае покрытия текущей  и непредвиденной потребности  заказчиков;

5)  внедрение прогрессивных форм и методов оптовой торговли с использованием высокомеханизированных погрузочно-разгрузочных средств мобильного транспорта, высокоэффективных видов многооборотной тары;

6) широкое использование экономических  методов регулирования и стимулирования  всей системы взаимоотношений  процесса оптовой торговли между поставщиками, посредниками и покупателями с сохранением достаточной доли коммерческого успеха для каждого;

7) получение максимально возможной  совокупной экономии в результате  снижения уровня издержек обращения  на всех этапах реализации процесса оптовой торговли.

Несмотря на положительные явления  в рыночной экономике, и прежде всего  на ее коммерциализацию, демонополизацию  и многочисленные возможности свободной  конкуренции, современное состояние  оптовой торговли нуждается и  в решении ряда проблем, например такой проблемы как формирование элементов рыночной инфраструктуры.

Следовательно, актуальным вопросом является общая оценка деятельности оптовых предприятий РФ  на современном этапе развития экономики. 

1.2 Современное состояние и перспективы развития оптовой торговли

Развитие оптовой торговли –  это неминуемое следствие и, одновременно, один из главных показателей зрелости рынка.

В своем развитии сектор оптовой  торговли проходит несколько стадий развития. В настоящее время российский сектор оптовой торговли также как и розница находится на стадии роста. Ожидается, что с развитием сектора розничной торговли и производства, розничные и производственные компании, укрупняясь, будут развивать собственные подразделения, занимающиеся дистрибуцией. При этом компании оптового сектора будут либо интегрироваться в розницу, либо фокусироваться на логистических услугах, работе с малыми компаниями (производственными и розничными), нишевым ассортиментом или удаленными территориями.

На данном этапе государственное регулирование сектора оптовой торговли практически отсутствует, рынок представлен большим количеством компаний, ни одна из которых не является явным лидером.

В 2011 году выручка организаций отрасли  торговли демонстрировала один из самых  высоких темпов роста, который составил 7,1%, уступая только таким отраслям, как нефтяная и нефтегазовая промышленность (22,3%), машиностроение (8,9%), черная и цветная металлургия (8,5%) и розничная торговля (7,2%).

Рис. 1. Рейтинг отраслей по совокупной выручке  организаций РФ

Общее количество хозяйствующих субъектов  сектора торговли на конец 2010 года составило 605,4 тыс., что на 8% больше, чем в  прошлом году (на конец 2009г. – 560,5 тыс.). Вклад сектора экономики в ВВП РФ так же оставался достаточно стабильным на протяжении последних лет и в начале 2011 года составил 10,1%. При этом занятость в отрасли торговли увеличивалась с 2595 тыс. человек в 2010 году до 2689,2  тыс. человек в 2011 году.

За последние годы произошли  заметные изменения в структуре  оптового рынка. Так, существенно снизилась и продолжает снижаться доля бывших государственных оптово-посреднических организаций; одновременно существенно возросла доля новых посреднических структур. Все более отчетливо проявляется тенденция внутренних фирм на сложные потребительские рынки соседних регионов.

Структура оптовой торговли на 2010 год более или менее однородна  с некоторым доминированием трех основных направлений. Около 20,0% выручки  создается за счет продаж непродовольственных  товаров, порядка 18%  – за счет продажи несельскохозяйственными продуктами и чуть более 15% – за счет продовольственных товаров.

Основной показатель хозяйственной  деятельности организаций оптовой  торговли - оптовый товарооборот. Он представляет собой продажу товаров  народного потребления и производственного назначения для последующей реализации населению, а также поставку для внерыночных потребителей и экспорта. Оптовый товарооборот отражает переход товаров из сферы производства в сферу обращения и их движение внутри сферы обращения.

Таблица 1. Оборот оптовой торговли по Российской Федерации, млрд. руб.

Годы

Оборот оптовой 
торговли - всего

в том числе организаций  оптовой торговли

2003

8 887,7

7 249,6

2004

11 422,9

9 170,5

2005

15 626,0

11 007,5

2006

19 921,8

14 758,0

2007

24 015,6

19 604,6

2008

31 136,4

25 549,6

2009

28 258,8

23 514,8

2010

32 153,5

25 955,6

2011

39 521,5

31 514,6


Оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли в 2010г. составил 25955,6 млрд. рублей, или 99,5% к уровню 2009г., в 2011 году эта цифра выросла до 31514,6 млрд. руб.

На этой таблице видно, что после  начавшегося кризиса постигшего РФ в 2008 году, к 2009 году показатели снизились  на 9,8% и составили 23 514,8 млрд. руб.

Из анализа текущего состояния  сектора торговли в РФ можно сделать  вывод о том, что он представляет значительные возможности для дальнейшего роста и развития при условии обеспечения достаточной инвестиционной привлекательности. Эти возможности связаны, в первую очередь, с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением консолидации отрасли, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, развитием удаленных каналов продаж.

Реализация этих возможностей приведет к большому количеству положительных  эффектов для экономики и населения страны:

  • росту эффективности сектора торговли и его поставщиков,
  • росту географической и ценовой доступности товаров,
  • увеличению ассортимента и качества сервиса в торговле,
  • росту инвестиций,
  • выручке торговых и производственных предприятий,
  • росту налоговых поступлений,
  • снижению доли контрафактной продукции, нарушений условий хранения, транспортировки и продажи товаров и др.

Успешной реализации этих возможностей может помешать ряд проблем, препятствующих развитию сектора торговли в России:

  1. Чрезмерное регулирование некоторых аспектов торговой деятельности. Существует ряд аспектов торговой деятельности, в которых присутствует чрезмерное регулирование, не обязательное для достижения целей государства по прозрачности бизнеса и/или безопасности для потребителей, но создающее дополнительные барьеры, в том числе коррупционные, для предпринимателей. 
  2. Недостаток внимания отдельным аспектам торговли. При чрезмерном регулировании ряда аспектов торговой деятельности, другие аспекты регулируется недостаточно. Например, интернет-торговля регулируется относительно слабо, результатом этого может послужить опасность для жизни и здоровья потребителей. Существует проблема не только с нормативно-правовым регулированием, но и с правоприменительной практикой. Контролирующие организации часто склонны сильнее проверять деятельность крупных и относительно прозрачных компаний, чем малых и «серых», хотя нарушений в деятельности последних в среднем значительно больше.
  3. Злоупотребление полномочиями. Злоупотребление местными властями своими полномочиями – одно из главных препятствий для развития торговли в РФ. Местные власти часто имеют личную заинтересованность в бизнесе региональных оптовых компаний и препятствуют конкуренции, затягивая выдачу лицензий, разрешений на строительство и др. новым игрокам.
  4. Проблемы, связанные с недостаточностью инфраструктуры. Под инфраструктурой в данном случае понимаются не только базовые инфраструктурные объекты, такие как дороги, порты, склады, торговые объекты, сети электроснабжения, но и инфраструктура услуг для сектора торговли, включающая наличие необходимого количества высокоразвитых логистических компаний, дистрибуторов и оптовых поставщиков, сертифицирующих и лицензирующих организаций, компаний, работающих на рекламном рынке, образовательных учреждений. 

Исходя из анализа проблем, стоящих  перед сектором торговли в РФ, можно  сформулировать 7 ключевых задач стратегии:

  • Повышение эффективности регулирования сектора торгов
  • Развитие инфраструктуры торговли
  • Стимулирование развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах
  • Снижение кадрового дефицита в торговле
  • Обеспечение необходимого уровня конкуренции
  • Поддержка развития малого и среднего бизнеса без ограничения развития сетей
  • Стимулирование развития удаленных каналов продаж

1.3 Основные формы оптовой торговли

Способы закупки товаров, работа с  партнерами, особенности преодоления  пространства и времени, оформление ассортимента, технические и социальные изменения привели к появлению  различных форм оптовой торговли и видов предприятий-оптовиков. На современном этапе в российской экономике оптовая торговля имеет влиятельное значение.

Оптовая торговля охватывает практически  все виды продукции производственно-технического назначения и индивидуального потребления, реализуемые через рынок, и находится в центре хозяйственных связей, осуществляемых оптово-посредническим звеном как с производством, так и с потребителями. Она является важнейшим опосредованным звеном между сферами производства и потребления в процессе воспроизводства.

В зависимости от положения оптовой  торговли в сбытовой цепи выделяют следующие виды:

— торговля через оптовую закупочную сеть. Осуществляет закупку урожая сельскохозяйственных культур, сырьевых материалов и других подлежащих складированию  товаров, таких как зерно, хлопок, шерсть, металлы;

—торговля по производственным связям. Она обычно соединяет две последовательные стадии производственного процесса, особое значение она имеет в торговле черными металлами;

—оптовая торговля сырьем и материалами  для последующей реализации через розничную сеть.

По ассортименту реализуемой продукции  различают следующие виды оптовой  торговли:

— оптовая торговля товарами широкого ассортимента;

—  специализированная оптовая торговля, формируется небольшой, но углубленный ассортимент различного качества одной торговой группы.

В настоящее время оптовая торговля имеет следующие основные формы: транзитная, когда оптовая база продает  товары без завоза на свои склады, сразу  конечному покупателю, и складская, когда реализация товаров осуществляется непосредственно со своих складов.

Транзитная форма товарооборота  подразделяется на:

— товарооборот с участием в расчетах (оплаченный или с вложением собственных средств);

— товарооборот без участия в расчетах (неоплаченный, но организуемый).

При транзите с участием в расчетах торговая фирма оплачивает поставщику стоимость отгруженного товара, которую затем получает от своих покупателей. При транзите без участия в расчетах поставщик предъявляет оплате счета не оптовой фирме, а непосредственно получателю. При организации транзитного оборота оптовая фирма выполняет посредническую роль между поставщиками и получателями за отдельную плату. При этом она заключает с поставщиком и получателем продукции договоры, контролирует выполнение договоров. Трудоемкость транзитной формы товарооборота значительно ниже складского, поэтому при относительно высоких размерах наценок он выгоден для оптовых баз.

При складской форме торговли используются следующие методы оптовой продажи  товаров со склада:

—  личная отборка товаров покупателями;

— подборка товаров в соответствии с заявками; заказами, оформленными письменно, по телефону, телеграфу со стороны потребителей;

— привлечение при формировании портфеля заказов многочисленных торговых агентов;

— посылочная форма торговли и торговля через автосклады.

Продажа товаров с личной отборкой покупателя практикуется, как правило, по изделиям сложного ассортимента (автомобили, мебель и другое), когда нужен  выбор с учетом цвета, модели, рисунка. Для удобства покупателей многие оптовые фирмы имеют выставочные залы для выкладки товарных образцов и их презентации.

Достаточно перспективной формой складской торговли является продажа  товара через автобазы. С помощью  автосклада можно наладить эффективное  снабжение мелких и отдаленных магазинов с одним продавцом, не закрывая их на время выезда продавца за товаром.

Посылочная торговля обеспечивает население в форме индивидуальной или рыночной торговли через магазины оптовой посылочной торговли.

Посылочная торговля имеет довольно широкую перспективу и прежде всего по обеспечению отдаленных населенных пунктов. Оптовые базы осуществляют и многочисленные формы розничной торговли через собственную сеть магазинов, павильонов и палаток.

Исследуя конкретные виды предприятий, действующих на оптовом рынке, необходимо учитывать, что в реальной рыночной среде имеется ряд руководителей предприятия, отличающихся между собой специфическими, организационными, технико-технологическими функциями и масштабами деятельности.

Информация о работе Пути повышения эффективности организации коммерческой деятельности ИП Соколова Д.А. «Сервисный Центр Канцтоваров»