Пути совершенствования деятельности Петриковского райпо по оказанию бытовых слуг населению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Услуги как вид экономической деятельности существуют давно.
В Англии домашние слуги были самым многочисленным классом населения до 1870 г. Однако дать определение услуге оказалось нелегкой задачей. Особо оживленные дискуссии по этому поводу развернулись в конце 60-х – начале 70-х гг. ХХ в. Именно тогда сфера услуг развитых стран стала приносить в ВВП примерно столько же, сколько промышленный и аграрный секторы экономики вместе взятые.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Сущность .....docx

— 291.35 Кб (Скачать файл)

  · физической культуры и спорта;

  · медицинских;

  · санаторно-оздоровительных;

  · образования;

  · правового характера и др.

  В общем объеме платных услуг значительную долю составляют материально-бытовые  услуги, которые оказываются непосредственно  населению. К ним относятся услуги службы быта, жилищно-коммунального  хозяйства, транспорта и связи в  части обслуживания населения. Общее, что объединяет эти сервисные  отрасли – это их социальная направленность на широкие массы людей и сильная встроенность материального субстрата. Как услуги массового характера, материально-бытовые услуги отличаются невысоким уровнем комплексности (набор услуг является узким), большим объемом и крупными масштабами производства услуг. Что касается самой сервисной деятельности в отраслях указанных услуг, то она характеризуется низкой гибкостью, легкой воспроизводительностью, довольно высокой стандартизацией сервисной технологии, а уровень квалификации обслуживающего персонала, как правило, является более низким в сфере услуг.

  К сфере услуг в Беларуси относятся 19 отраслей. Наибольший удельный вес  составляют торговля и общественное питание,  транспорт, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание. В сфере услуг занято более 60 процентов  всего трудоустроенного населения. Наибольшая занятость представлена в торговле, общественном питании, заготовках, затем в образовании, строительстве, транспорте и здравоохранении [стат.сборник Е.И.Кухаревич Соц.положение и уровень жизни нас.РБ стр.53].

  Материально-бытовые  услуги по уровню совместного характера  потребления и капитальности  можно подразделить на две подгруппы:

  · бытовые услуги и услуги внедомашнего питания, которые отличаются высокой трудоемкостью, невысоким уровнем концентрации и централизации производства, наличием большого количества мелких предприятий, высокой территориальной рассредоточеностью, они имеют много общего с торговыми услугами;

  · жилищно-коммунальные и транспортно-коммуникационные услуги, которые отличаются свойствами естественной монополии и высокой капиталоемкостью, энергоемкостью, сильной технологической зависимостью от машиностроительного и топливно-энергетического комплексов.

  Бытовые услуги отличаются от других услуг  высоким уровнем разнообразия (гетерогенности). Бытовое обслуживание включает в  себя огромное число видов и подвидов услуг, которые характеризуются  неодинаковостью техники и технологии, различным уровнем трудоемкости, капиталоемкости, энерго- и материалоемкости.

  Бытовое обслуживание населения представляет собой сферу деятельности по оказанию услуг, связанных с удовлетворением  личных потребностей человека, а также  изготовлению вещей и объектов по индивидуальным заказам.[ Белорусский журнал международного права и международных отношений 2003 — № 2 БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И СТРАНАХ ЗАПАДА: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ   Дмитрий Рондак ]

  К сфере бытового обслуживания населения  не относятся услуги, находящиеся  в ведении других специализированных отраслей обслуживания населения, таких, как образование, торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, культура, пассажирский транспорт, связь.

  Бытовые услуги могут быть материальными  и нематериальными. Под материальными услугами понимаются услуги, при производстве которых труд фиксируется в материальном вещественном товаре, сохраняя или увеличивая его стоимость. При оказании же нематериальных услуг труд не фиксируется в материальном вещественном товаре, а его стоимость (в виде затрат необходимого труда) не отражается в совокупном общественном продукте.

  К бытовым услугам относятся, в частности, следующие подгруппы:

  - ремонт, окраска и пошив обуви;

  - ремонт и пошив швейных, меховых  и кожаных изделий, головных  уборов и изделий текстильной  галантереи, ремонт, пошив и вязание  трикотажных изделий;

  - ремонт и техническое обслуживание  бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий;

  - изготовление и ремонт мебели;

  - химическая чистка и крашение, услуги прачечных;

  - ремонт и строительство жилья  и других построек;

  - услуги фотоателье и фото- и  кинолабораторий услуги;

  - услуги бань и душевых, парикмахерских;

  - услуги предприятий по прокату;

  - ритуальные, обрядовые услуги.

  Эффективность деятельности создаваемых предприятий  сферы бытового обслуживания населения  зависит от уровня развития их материально-технической  базы, системы организации процесса оказания услуг и ряда других условий. Однако решающими факторами экономической  выгоды оказания бытовых услуг населению  являются наиболее короткий срок оказания услуг и их качество.

  Период  с момента приема заказа до момента  сдачи его клиенту состоит  из трех этапов: времени приема заказа, времени производственного цикла  и времени получения заказа клиентом. Для сравнения: в нашей республике срок оказания услуг по ремонту бытовой  техники занимает до 10 дней (в ряде случаев предприятия не в силах  устранить даже незначительную поломку, что связано с отсутствием  или нехваткой запасных частей), в Германии аналогичная услуга выполняется  в срок до одного дня.

  Сфера бытового обслуживания делится на двенадцать основных технологически различных  производственных отраслевых групп, показатели деятельности которых учитываются  Министерством статистики и анализа  Республики Беларусь. К ним относятся: ремонт и пошив обуви, ремонт и  пошив швейных изделий, ремонт и  техническое обслуживание бытовой  радиоэлектронной аппаратуры, изготовление и ремонт мебели, услуги прачечных, ремонт и строительство жилья, услуги фотоателье, услуги бань и парикмахерских, ритуальные услуги.

  Удельный  вес частных предприятий в  сфере бытового обслуживания населения  на сегодняшний день составляет более 7% от общего числа, однако их деятельность не находит отражения в данных учета Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. Этот факт не позволяет объективно оценить развитие рынка бытовых услуг в республике.

  Диапазон  видов бытовых услуг огромен. С одной стороны, некоторые производственные виды бытовых услуг (например, ремонтно-строительные услуги) по технико-технологическим  параметрам и фондоемкости приближаются к транспортно-коммуникационным и коммунальным услугам, с другой стороны, бытовое обслуживание имеет немало непроизводственных видов услуг (например, услуги по маркетингу), которые в технико-технологическом и экономическом отношении близки услугам розничной торговли и внедомашнего питания.

  Непроизводственные  виды услуг по сравнению с производственными  относятся к благам массового  потребления. Они входят в потребительский  бюджет людей низкого и среднего дохода, т. е. эти услуги рассчитаны на широкий круг потребителей, а  предприятия, оказывающие эти услуги, расположены повсеместно.

  В соответствии с Общегосударственным  классификатором Республики Беларусь (ОКРБ 015-2003) «Услуги населению», утвержденным Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров  Республики Беларусь от 9 декабря 2003 г. № 49, к бытовым услугам отнесено более 900 разновидностей услуг, оказываемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Оказание бытовых услуг регламентируется Правилами бытового обслуживания потребителей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. № 1590.

  Вместе  с тем необходимо отметить, что  потребление бытовых услуг на душу населения в сельской местности  и их ассортимент значительно  меньше, чем в городе. Такое положение  обусловлено уменьшением численности  жителей, проживающих в сельской местности, «старением» села, низким уровнем платежеспособности населения.  
В связи с недостаточным развитием инфраструктуры затраты организаций на обслуживание сельского населения больше, чем в городах, в том числе из-за транспортных расходов.

  Бизнес, связанный с предоставлением  бытовых услуг населению, является одним из наиболее сложных в сфере  услуг. Сложность ведения этого  вида бизнеса связана с невысокой  рентабельностью, которая даже у  лучших предприятий редко поднимается  выше 10%. Одними из основных направлений, обеспечивающих повышение рентабельности и быстрый рост для компаний, предоставляющих  бытовые услуги населению, выступают  постоянная диверсификация бизнеса  и экспансия в регионы.

  В Республике Беларусь за 2010 г. было оказано населению через все каналы реализации бытовых услуг на сумму более 2,1 трлн р., что составляет 13,9% от общего объема платных услуг населению. В расчете на душу населения в 2010 г. было оказано 230,1 тыс. р. бытовых услуг.

  Рассмотрим  динамику объема платных услуг населения  Беларуси в таблице 1.4

  Таблица 1.4 - Динамика объема платных услуг  населения Беларуси

 
Показатель
Годы Отклонение (+-)
2008 2009 2010 2009г. от 2008г. 2010г. от 2009г.
     
Платные услуги, млрд.руб. 12607,6 14223,4 15690,8 +1615,8 +1467,4
В т.ч. бытовые, млрд.руб. 1671,4 1985,7 2184,1 +287,3 +198,4

Источник: статистический ежегодник РБ [Статистический ежегодник РБ за 2011, с.483]. 

  Объем платных услуг населению Беларуси в 2010 году составил 15690,8 млрд. руб., что  на 1467,4 млрд.руб. больше чем в 2009 г. и на 3083,2 млрд.руб. больше чем в 2008г. Темп роста составил в 2010 г. 124,4% по отношению к 2008г.

  Объем бытовых услуг населению так  же имел тенденции к росту. Темп роста  в 2009г. составил 118,8%, а в 2010г. – 110,0%.

  Наибольший  рост бытовых услуг в 2010г.  достигнут в Брестской, Гомельской и Минской областях (рисунок 1).

  

               

           Рисунок 1.2 - Объем бытовых услуг населению по областям 

  Темп роста бытовых услуг в Гомельской области в 2010 году составил 106% по отношению к 2009 году.

  Рассмотрим  структуру и динамику бытовых  услуг населению по видам (таблица  1.5). 

  Таблица 1.5  – Структура бытовых услуг населению по видам

 
Услуги
Годы Отклонение (+-)
2008 2009 2010 2009 от 2008 2010 от 2009
Бытовые услуги населению 100 100 100 - -
В том  числе:

ремонт  и пошив обуви

 
2,7
 
2,6
 
2,4
 
-0,1
 
-0,2
ремонт  и пошив одежды 2,9 3,2 3,4 0,3 0,2
ремонт, пошив и вязание трикотажных  изделий 0,1 0,1 0,2 - 0,1
ремонт  и техническое обслуживание бытовой  техники 3,7 3,9 4,0 0,2 0,1
техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин 29,9 26,5 21,4 -3,4 -5,1
изготовление  и ремонт мебели 4,6 4,7 3,7 0,1 -1
химическая  чистка и ремонт мебели 0,9 0,9 0,9 - -
услуги  прачечных 0,2 0,2 0,2 - -
ремонт  и строительство жилья 22,1 25,9 32,2 3,8 6,3
услуги  фотоателье, фото- и кинолабораторий 2,4 1,8 1,5 -0,6 -0,3
услуги  бань и душевых 1,7 1,8 1,7 0,1 -0,1
услуги  парикмахерских 10,9 11,0 11,7 0,1 0,7
услуги  организации по прокату 1,5 1,1 0,8 0,4 -0,3
ритуальные  услуги 8,8 8,9 8,6 0,1 -0,3
прочие 7,6 7,4 7,3 -0,2 -0,1

Информация о работе Пути совершенствования деятельности Петриковского райпо по оказанию бытовых слуг населению