Настоящий Закон определяет
правовые основы мелиорации земель и
направлен на обеспечение создания
и поддержания оптимальных для сельскохозяйственных
растений, лесов и иных насаждений водного,
воздушного, теплового, питательного режимов
почв и эффективное использование мелиоративных
систем и отдельно расположенных гидротехнических
сооружений.
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 мая 2006 г. № 632 «О государственном регулировании цен (тарифов) на землеустроительные и геодезические работы».
В соответствии с Указом
Президента Республики Беларусь от
19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации
цен (тарифов) в Республике Беларусь»
Совет Министров Республики
Беларусь постановил:
- Установить, что цены (тарифы) на землеустроительные и геодезические работы регулируются исходя из предельных нормативов рентабельности землеустроительных и геодезических работ.
- Утвердить прилагаемые предельные нормативы рентабельности землеустроительных и геодезических работ, выполняемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь.
- Государственному комитету по имуществу: в двухмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением; давать разъяснения по вопросам, связанным с применением настоящего постановления.
- Указ Президента Республики Беларусь от 17 января 2006 г. №31 «Об усилении ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании земель, правил благоустройства и содержания населенных пунктов».[18]
Исходя из зарубежного
опыта высокой эффективности
арендной формы землепользования, есть
основание считать, что нам в товарном
сельском хозяйстве республики разумнее всего
сохранить государственную собственность
на землю, а более эффективной
формой землепользования и у нас может
стать долгосрочная аренда. По своей сути
она является рыночной формой хозяйствования
и потому больше подходит для условий
переходного периода.
Совершенствование системы
землепользования путем развития долгосрочной аренды земли у государства
имеет ряд преимуществ перед ее приватизацией,
так как позволяет:
- сформировать для каждого хозяйства удобное землепользование в виде сплошного и компактного массива рациональных размеров с устойчивыми границами, избежать мелкоземелья, чересполосицы, сложностей выделения и движения земельных долей;
- осознанно строить оптимальную структуру товарного сельского хозяйства по соотношению в ней крупнотоварных предприятий разных размеров землепользования, специализации и разных форм собственности на них и таким образом быстрее в историческом плане выйти на высокий уровень рыночной надежности товарного сельского хозяйства республики в целом;
- максимально предотвратить разрушение и обесценивание уже действующих крупнотоварных предприятий интенсивного типа;
- создать многоукладную экономику сельского хозяйства путем преобразования ряда колхозов и госхозов в оптимального размера частные предприятия корпоративного типа (кооперативные, акционерные, совместные фермерские: семейно-родственные, семейно-соседские и т.п.; и сохранения ныне действующих форм сельхозпредприятий там, где с государственной точки зрения это целесообразно, и там, где их работники выберут для себя такой вариант развития на перспективу;
- переходить от общественных к частным формам сельхозпредприятий на базе сложившихся размеров землепользования колхозов и госхозов или их внутрихозяйственных подразделений (отделений, производственных участков, бригад), т.е. размеров землепользований, которые создавались из расчета рационального комплектования и использования современного набора машин и механизмов, необходимых для комплексной механизации производства и кардинального повышения производительности труда в сельском хозяйстве. Такая преемственность при формировании размеров землепользования рыночных форм предприятий положительно отразится на их эффективности в будущем;
- облегчить, упростить, ускорить, удешевить и социально обезопасить процесс формирования многоукладной экономики сельского хозяйства;
- создать на основе долгосрочной аренды и различных форм собственности экономически активных хозяев на земле, конкурирующих между собой за высшую эффективность производства;
- внести конкурсный отбор арендаторов сельхозугодий;
- держать под государственным мониторингом основные процессы, связанные с землевладением, землепользованием и землеустройством; обеспечить их развитие на научной основе, что позволит быстрее выйти на более низкий уровень трудо-, энерго- и ресурсоемкости производства продукции в сельском хозяйстве.
Имея такие возможности,
нет смысла спешить с полным переходом
от государственной к частной собственности
на сельхозугодья. Вначале надо освоить
тот потенциал, которым
обладает аренда земли у государства.
А потенциал этот велик, и при разумном
его использовании можно ускорить процесс
строительства наиболее экономически
эффективного (оптимального) варианта
рыночной экономики сельского хозяйства,
т.е. такого, к которому в век НТП стремятся
все развитые страны. Такому строительству
государственная собственность на землю
на условиях аренды лучше
и больше благоприятствует, чем частная.
Частная, особенно мелкоземельная (нередко
в сочетании с чересполосицей), является
тормозом для такого рода проектов. У нас
в этом отношении имеется большое преимущество,
и мы просто обязаны им воспользоваться
для построения в минимально короткие
сроки наиболее конкурентоспособного
сельского хозяйства. [19, стр.124]
Трансформации части государственных
сельхозугодий в частное землевладение
в системе товарных сельхозпредприятий
в перспективе может быть применена в
роли способа поощрения тех из них, которые
в течение многих лет будут иметь показатели производительности
и оплаты труда, урожайности культур, продуктивности
скота и рентабельности производства
на уровне развитых стран мира, т.е. право
частной собственности на землю может
быть честно заработано и служить,
росту экономической и социальной эффективности
сельского хозяйства республики и целом.
Перерастание аренды земли в частную собственность
на нее только после достижения на
арендуемой земле стабильно высокого
уровня эффективности сельскохозяйственного
производства полностью отвечает интересам
строительства социально ориентированной
рыночной экономики и потому встретит
в республике лучшее понимание и поддержку
со стороны народа.
Таким образом, становление
рынка земли в РБ является на сегодняшний
день проблемой комплексной и
не решаемой в один день. В настоящее
время становится актуальной проблема
агропромышленной интеграции. Включение
этих предприятий в общую интеграционную
цепочку позволит им не только сохраниться,
но и преобразоваться, как уже
отмечалось, на новой технико-технологической
основе с адаптацией к рыночным "условиям".