Развитие государственно-частного партнерства в мировой и российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – анализ государственно-частного партнерства, его принципов, определение тенденций проектов, реализуемых на базе государственно-частного партнерства.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
- выявить теоретические основы анализа государственно-частного партнерства и особенности этого понятия;
- изучить и обозначить принципы государственно - частного партнерства;
- рассмотреть основные модели и формы государственно-частного партнерства;
- провести анализ взаимодействия государства и частного бизнеса на международном и российском рынках;

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1
Теоретические основы анализа государственно-частного партнерства …..5

Понятие, возникновение и структура государственно-
частного партнерства. Концептуальные основы партнерства
государства и частного сектора…………………………………………...5

Принципы государственно-частного партнерства …………………..…10

Основные модели и формы партнерства….……………………………..19

Глава 2.
Развитие государственно-частного партнерства в мировой и
российской экономике…………………...…...………………………………23

2.1Международный опыт взаимодействия государства и частного бизнеса ……………………………………………………………………….. 23

2.2 Практика внедрения государственно-частного партнерства в России: результаты и проблемы развития ……………………………………………30

Заключение….……………………..…………………………………………36

Список использованной литературы ……………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ГЧП.docx

— 74.73 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 


 

Факультет (институт) Международный институт государственной службы и управления__

Специальность/направление подготовки «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)»

Специализация/профиль/программа _- «Управление проектами»

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ НА ПРИЦИПАХ

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА»

 

 

 

Автор работы:

Слушатель __ курса

__________________ формы обучения

Ф.И.О. Сманов Нуржан____________

Подпись _________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2014 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1

Теоретические основы анализа государственно-частного партнерства …..5

 

    1. Понятие, возникновение и структура государственно-

частного партнерства. Концептуальные основы партнерства

государства и частного сектора…………………………………………...5

 

    1. Принципы государственно-частного партнерства …………………..…10

 

    1. Основные модели и формы партнерства….……………………………..19

 

Глава 2.

Развитие государственно-частного партнерства в мировой и 

российской экономике…………………...…...………………………………23

 

2.1Международный опыт  взаимодействия государства и частного                              бизнеса ……………………………………………………………………….. 23

 

2.2 Практика внедрения  государственно-частного партнерства  в России: результаты и проблемы  развития ……………………………………………30

 

Заключение….……………………..…………………………………………36

 

Список использованной литературы ……………………………………….37

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время в экономике ряда развитых и развивающихся стран широкое распространение принимает новая особая форма взаимодействия государства и частного бизнеса – государственно-частное партнерство. Государственно-частное партнерство представляет собой организационное и институциональное объединение государства и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в масштабе всей страны или отдельных территорий. Значительные изменения происходят в формах и методах управления производственной и социальной инфраструктуры, по традиции находящиеся в государственной собственности: коммунальные и энергетические сети, морские и речные порты, аэропорта; здравоохранение, образование, правоохранительная и военная области.

Эти изменения характеризуют ослабление непосредственного влияния государства в экономике и параллельное усиление ее государственного регулирования в различных формах. Причиной такого поведения является недовольство государства работой публичных служб по обеспечению и обслуживанию общества. Вытекающее из этого следствие представляет собой партнерство государства и частного сектора.

Все же такие изменения и стратегии создают особую неопределенность, и исследование и анализ государственно-частного партнерства несет в себе актуальный характер и представляет научный интерес. Данная тематика рассматривалась и анализировалась в трудах различных авторов, в особенности В.Б. Варнавского, О. Вильямсона, Д. Гримси, С.А. Карпова, М. Льюиса, П. Розенау.

При изучении литературы данных авторов отмечается вполне достаточное и оптимальное количество полных и явных исследований тематики государственно-частного партнерства: международный опыт и российская практика.

Цель работы – анализ государственно-частного партнерства, его принципов, определение тенденций проектов, реализуемых на базе государственно-частного партнерства.

Поставленная цель определяет следующие задачи:

- выявить теоретические  основы анализа государственно-частного  партнерства и особенности этого  понятия;

- изучить и обозначить принципы государственно - частного партнерства;

- рассмотреть основные модели и формы государственно-частного партнерства;

- провести анализ взаимодействия  государства и частного бизнеса  на международном и российском  рынках;

- выявить имеющиеся сложности  развития государственно-частного  партнерства и проанализировать  тенденцию развития нового экономического  отношения в российской экономике.

Стоит отметить, что общетеоретические моменты освещены в систематических курсах по микроэкономике. Методолого – теоретическую базу исследования составили несколько групп источников. К первой отнесены учебные пособия: «50 лекций по микроэкономике» под ред. М.Н. Грязновой, Н.Л. Юдановой, «Государство и бизнес: основы взаимодействия» Шамхалов Ф., «Экономика. Вводный курс» Самуэльсон П.А.; Современный экономический словарь (Райзберг Б.А).

Ко второй отнесены научные статьи Айрапетяна М., Амунца Д., Варнавского В., Дерябиной М., Жилиной О., Филатова А., в периодических журналах: «Аудитор», «Вопросы экономики», «Мировая экономика и международные отношения», «Проблемы теории и практики управления», «Российское предпринимательство», «Российская Федерация сегодня», «Современная Европа».

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы анализа государственно-частного партнерства

1.1 Понятие, возникновение  и структура государственно-частного  партнерства. Концептуальные основы  партнерства государства и частного  сектора.

Экономика ряда развитых, а в последнее время и развивающихся стран широко применяет новую особую форму взаимодействия государства и частного бизнеса. Эта особая форма партнерства, обозначаемая обычно термином PublicPrivatePartnership (PPP).                           В российской литературе применяется термин государственно-частное партнерство, исходя из четкого определения ведущей роли государства в российских реалиях.

Данная форма основывается на ослаблении прямого воздействия государства в экономике, передаче функциональных полномочий частному сектору и одновременное сохранение, и усиление своего регулирования. Государство – это некое агентство по реализации общественно значимых благ и услуг. Некоторые части этих благ оно может производить самостоятельно, а остальное путем привлечения возможностей и способностей частного сектора. Бизнес как бы приглашается в управление госактивами для улучшения и качественной реализации государственных проектов.

Государственно-частное партнерство – эта форма деятельности государства и частного сектора, с целью развития наиболее значимых объектов инфраструктуры и обеспечения качественными услугами хозяйствующих субъектов и общества.

«Государственно-частное партнерство – это специфическая, различных видов форма взаимодействия государства и частного сектора в сфере экономики, основополагающей чертой которого является сбалансированность интересов, прав и обязательств сторон в процессе его реализации».

Собственно термин «государственно-частное партнерство» (ГЧП, PublicPrivatePartnership) появился в начале 90-х гг. XX в. И связан, главным образом, с «британской моделью» ГЧП. В 1992 году правительство Д. Мейджора объявило о «частной финансовой инициативе» (PrivateFinanceInitiative – PFI), которая представляла собой модернизированную концепцию управления госсобственностью. Суть PFI состояла в том, чтобы в рамках договоров и соглашений о государственно-частном партнерстве передать частному сектору функции финансирования (строительства, реконструкции, эксплуатации, управления и т. д.) объектов социально – культурной и производственной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности. Данное кардинальное изменение системы государственного управления в Великобритании повлекло за собой существенную трансформацию в институциональной среде, а также во взаимоотношениях госаппарата и частного бизнеса.

Учитывая интенсивное развитие многообразных форм ГЧП во всех регионах мира, применение в различных отраслях экономики, эту форму взаимодействия можно трактовать как характерную черту современной смешанной экономики.

Напомню, что смешанная экономика представляет собой экономику с элементами рынка и командной формы управления. Эта некая альтернативная форма управления. Еще никогда не существовало 100%-ной рыночной экономики, хотя Англия в XIX веке была близка к такой системе. В настоящее время в США значительная часть решений принимается рынком. Однако роль правительства страны от этого не угасает, наоборот, государство играет важную роль в работе рынка: издаются указы и положения, регулирующие экономическую среду, предоставляются услуги в сфере здравоохранения, образования и охраны правопорядка, контролируется бизнес и загрязнение окружающей среды.

Рассмотрим концепцию ГЧП по анализу В. Варнавского:

1. Стоит подчеркнуть обозначенный момент, что ГЧП – это полуприватизационная форма, т.е. государство, передавая права владения распоряжения объектами инфраструктуры частному сектору, остается собственником этих объектов;

2. Государство в одностороннем порядке выполняет свои основополагающие функции жизнеобеспечения населения и предприятия, остается ответственным перед обществом за функционирование инфраструктур;

3. Для обеспечения соответствующего уровня услуг, частным предприятиям создается определенная система контроля и регулирования;

4. Взаимодействие сторон в ГЧП закрепляется на официальной, юридической основе (соглашения, договоры, контракты и т.д.);

5. В процессе реализации проектов ГЧП имеющиеся активы сторон

(ресурсы и вклады) объединяются;

6. Все риски в проектах ГЧП, разделяются между государством и бизнесом в пропорциях, согласно взаимным договоренностям, зафиксированным в соответствующих соглашениях, контрактах, договорах и т.д.

Каждый участник проекта вносит свой вклад в развитие общего проекта. К примеру, бизнес обеспечивает финансовые ресурсы, профессиональный опыт, гибкость, быструю адаптацию и оперативность в принятии решений, проявляет эффективное управление, новаторские способности. При этом внедряются так называемые «ноу-хау» в технологиях и способах управления при реализации проектов, и налаживаются связи с поставщиками и подрядчиками, что повышает спрос высококвалифицированных работников на рынке труда.

Государство же обеспечивает правомочия собственности, предоставляет всевозможные льготы и гарантии, а также финансовые ресурсы. При ГЧП государство развивает свои основные функции – контроль, регулирование, соблюдение общественных интересов.

Далее следует рассмотреть заинтересованность каждого участника проекта в ГЧП.

Интерес бизнеса обусловлен заинтересованностью в максимизации прибыли от реализации проектов, т.к. обладая хозяйственной свободой в проектах, предоставляемой государством, частный сектор стремится к увеличению производительности труда и нововведениям. Во- вторых, бизнес, при неудачном стечении обстоятельств при реализации проекта, получает достаточные гарантии возврата вложенных средств в реализацию проекта, т.к государство несет определенные риски (согласно договоренностям сторон). В некоторых случаях, при высококачественном обслуживании государство доплачивает своему партнеру. И последнее, частный сектор получает в долговременное управление активы государства на льготных условиях платы.

Заинтересованность же государства состоит в том, что оно может переложить часть расходов по содержанию и инвестированию имущества на частный сектор. Так же, за счет арендных и концессионных платежей, государственные структуры получают дополнительный источник доходов в бюджет.

Информация о работе Развитие государственно-частного партнерства в мировой и российской экономике