Развитие государственно-частного партнерства в мировой и российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – анализ государственно-частного партнерства, его принципов, определение тенденций проектов, реализуемых на базе государственно-частного партнерства.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
- выявить теоретические основы анализа государственно-частного партнерства и особенности этого понятия;
- изучить и обозначить принципы государственно - частного партнерства;
- рассмотреть основные модели и формы государственно-частного партнерства;
- провести анализ взаимодействия государства и частного бизнеса на международном и российском рынках;

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1
Теоретические основы анализа государственно-частного партнерства …..5

Понятие, возникновение и структура государственно-
частного партнерства. Концептуальные основы партнерства
государства и частного сектора…………………………………………...5

Принципы государственно-частного партнерства …………………..…10

Основные модели и формы партнерства….……………………………..19

Глава 2.
Развитие государственно-частного партнерства в мировой и
российской экономике…………………...…...………………………………23

2.1Международный опыт взаимодействия государства и частного бизнеса ……………………………………………………………………….. 23

2.2 Практика внедрения государственно-частного партнерства в России: результаты и проблемы развития ……………………………………………30

Заключение….……………………..…………………………………………36

Список использованной литературы ……………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ГЧП.docx

— 74.73 Кб (Скачать файл)

Конкретными примерами в области взаимодействия между государством и бизнесом, безусловно, являются так называемые особые экономические зоны, которых в настоящий момент существует одиннадцать. А первая была организована в Республике Татарстан, в Елабуге, в декабре 2005 года. Ее формирование идет достаточно динамично: на территории в 20 квадратных километров завершилось строительство инфраструктуры первого комплекса, включающего административно-деловой центр, таможенный терминал, автомобильные дороги и инженерные сети. На сегодняшний день в качестве резидентов ОЭЗ "Алабуга" зарегистрировано пять компаний с общим объемом инвестиций более 330 миллионов долларов. Выпуск первой продукции одного из предприятий зоны — автомобиля "Фиат Дукато" — был запланирован на начало 2008 года.

Положительный опыт в развитии государственно-частного партнерства накоплен в г. Санкт-Петербурге. 20 декабря 2006 г. Законодательное собрание города приняло Закон «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах», целями которых стали:

1) реализация социально  значимых проектов в городе;

2) привлечение инвестиций  частного сектора в экономику  Санкт-Петербурга;

3) обеспечение эффективности  использования имущества, находящегося  в собственности Санкт-Петербурга;

4) повышение качества  услуг, работ, предоставляемых потребителям.

Данный закон устанавливает порядок и правила передачи государственного имущества Санкт-Петербурга или прав на реализацию различных видов деятельности частному сектору. Он дает понять инвестору в какие проекты и на каких условиях город готов вступать в отношения государственно-частного партнерства. Подобных законов еще нет ни в одном субъекте Российской Федерации.

Примеры реализации проектов в Российской Федерации и г. Санкт-Петербурге:

- 2002 г. были построены  Юго-Западные очистные сооружения (в этом случае право собственности  на объект по завершении строительства  получает специальная проектная  компания инвестора (СПК));

- скоростная автомагистраль  Москва - Санкт-Петербург (на основе  концессий);

- реализован проект Орловского  тоннеля под рекой Невой;

- проект реконструкции  и развития аэропорта «Пулково»;

- строительство, реконструкция  и эксплуатация станций очистки  сточных вод в Южном Бутово  и Зеленограде (Москва);

- реконструкция мусоросжигательного  завода № 3 в Москве.

Примеры ГЧП проектов по России:

- автодорога М-1 «Беларусь», Москва – Минск;

- комплекс нефтехимических  заводов в г. Нижнекамск, Татарстан

- строительство школ в  Московской области

- проект «Надекс» - легкое метро в Санкт – Петербурге;

Проанализировав имеющиеся данные по реализации российских ГЧП – проектов, обозначим основные успехи в данной области:

1. политическая поддержка  развития инфраструктуры на условиях  ГЧП на всех уровнях;

2. начало реализации широкого  круга проектов, стоимостью свыше 1 млрд долларов за последние 10 лет;

3. в рамках деятельности  Министерства транспорта и госкомпании  «Росавтодор» ведется планомерная подготовка новых конкурсов на объекты федеральной транспортной инфраструктуры. В Удмуртии ведется подготовка регионального концессионного конкурса на строительство крупного автомобильного моста;

4. развитие законодательной  и институциональной базы ГЧП  на федеральном и региональном  уровнях;

5. заинтересованность иностранных  инвесторов в реализации российских  проектов.

Но наравне с успехами и результатами имеются и некоторые сложности и прорехи в реализации проектов:

1. нет согласованности  действий государственных органов  при разработке и реализации  проектов. Каждое министерство пытается  курировать свои проекты и  создавать собственные программы;

2. большой минус в том, что наше законодательство не  содержит специальных положений, целенаправленно регулирующих тот  или иной аспект реализации  проектов ГЧП. Не закреплено законодательно  даже само определение государственно-частного партнерства, что можно было бы сделать в рамках принятия федерального закона или нормативного акта о ГЧП. Не урегулированы процедуры защиты проектов и интересов частных инвесторов;

3. недостаток финансовых  ресурсов и неэффективное использование  имеющихся средств;

4. недоверие муниципалитетных органов к частным операторам;

5. муниципальные активы  не всегда зарегистрированы в  установленном порядке, поэтому  не могут быть переданы в  управление частному сектору;

6. пробелы в инвестиционных  соглашениях и отсутствие судебной  практики по решению спорных  вопросов;

7. отсутствие единой концепции  государственно-частного партнерства, отсюда проблемы с правовым  обеспечением проектов, плохо структурированные  соглашения, малоинтересные для  инвесторов экономические модели  и допустимые финансовые механизмы;

8. отсутствие единого  центра для выработки общей  позиции государственных органов, координация их деятельности  при реализации принятых решений.[13,с12-13]

Анализируя развитие партнерства в зарубежных странах, особо хочется подчеркнуть тот факт, что эти страны готовы к новым переменам и развитию особых экономических отношений, что представители и правительство стран имеет четкое направление деятельности с частным сектором, имеет достаточное и объемное количество проектов реализации стратегически важных объектов, в зависимости от уровня развития страны и ее экономического положения. Также особо развиты специализированные учреждения, несущие ответственность за осуществление определенной деятельности в масштабах страны. Все это говорит в пользу наиболее успешного развития государственно-частных проектов и их значительное влияние на экономику стран.

Обобщая анализ развития партнерства в ряде зарубежных стран, и соотнося все с российской аналогией, можно сделать вывод, что развитие государственно-частного партнерства в России возможно и особенно необходимо, так как страна находится на сложном этапе экономического развития, а также имеет место развитие экономического кризиса.

Перспективы перехода на более высокий уровень развития рынка ГЧП зависят от внутренних и внешних экономических, институциональных и политических факторов. Несмотря на всю быстроту развития на мировых финансовых рынках и существенное ухудшение экономической ситуации в России, институциональные инвесторы готовы вкладывать в проекты с невысоким риском и умеренными требованиями к начальной сумме инвестиций. Особо отмечается развитие государственно-частного проектов в сфере транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, а также промышленности и строительства. Это предполагает значительные изменения в отношении частных операторов, переход к возможности рационального сочетания свободной конкуренции с мерами госрегулирования и обеспечения интересов общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Суммируя все показатели и возможности государственно-частного партнерства, хочется выразиться в пользу такой новой формы взаимоотношений государства с частным бизнесом.

Во- первых, государственно-частное партнерство является одним из механизмов смешанной экономики, позволяющий развивать отношения бизнеса и государства, во вторых это возможность государства нахождения источника бюджетных доходов, а у частного сектора – возможность владения и распоряжения государственными и муниципальными активами, а также возможность получения различных государственных привилегий.

В третьих, объединение усилий государства и частного предпринимательства в рамках конкретных проектов формирует их дополнительные конкурентные преимущества. И последнее, это удачный механизм нахождения экономического и социального консенсуса, внедрение новых разработок и технологий, с помощью идей, логических и хладнокровных рассуждений бизнеса в сочетании с упорядоченностью и властью государственных структур.

Государственно-частное партнерство в современном мире при грамотном и рациональном поведении – механизм, который может стать основой создания высокотехнологических корпоративных структур, призванных обеспечить ориентацию бизнеса и государства на решение задач, связанных с выводом реального сектора экономики из финансового кризиса, послужить подспорьем устойчивому и поступательному развитию государства. 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Варнавский В. Г. Управление государственно-частными партнерствами за рубежом // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 2.;
  2. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 9;
  3. Варнавский В. Г., Королев В. А. Государственно-частное партнерство. Теория и практика / Науч. ред.: А. В. Клименко. М. : ГУ-ВШЭ, 2010г.;
  4. Варнавский В. Г., Клименко А. В., Баженов А., Воротников А. М., Королев В. А. Государственно-частное партнёрство: теория и практика. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010;
  5. Шевчук Е.В. Государственно-частное партнерство в образовании в условиях модернизации российской экономики//Материалы 8 международной заочной научной конференции «Наука и образование», Кемерово.- 2010;
  6. Шевчук Е.В. «Государственно-частное партнерство в высшем образовании – важнейшее условие перехода к инновационному развитию российской экономики» Материалы международной начно-практической конференции «Посткризисный мир: глобализация, многополярность, модернизация, институты», ЮФУ.- 2010;
  7. В.Г. Варнавский, А.В. Клименко, В.А. Королев, А.В. Баженов,             А.М. Воротников «Учебное пособие. Государственно-частное партнерство: Теория и практика», (Институт государственного и муниципального управления Государственного университета – Высшей школы экономики) 2010;
  8. Балашов Е.Б., Наумов Е.А. О корпоративных моделях государственно-частного партнерства в сфере науки и инновационной деятельности // Государственно-частное партнерство в инновационных системах / Под общ. ред. Сильвестрова С.Н. М., 2008.;
  9. Белицкая А.В. Правовые формы государственно-частного партнерства в России и зарубежных странах // Предпринимательское право", 2009, № 2;
  10. Ефимова Л.И. Некоторые модели государственно-частных партнерств: тенденции и зарубежный опыт. //http:// www.eatc.ru/rus/doc.id71bookl.php;
  11. Закон Санкт-Петербурга от 25 декабря 2006 №627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах». Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга», № 2, 29.01.200;
  12. М.Н. Грязновой,  Н.Л. Юдановой, 50 лекции по микроэкономике: В 2-х т. СПб.: Экономическая школа, 2000. Т 1. 624 с.; Т. 2.  776 с. 
  13. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия: Учеб. для вузов по спец. "Менеджмент". — М.: Экономика, 2000. — 381 с.: табл., граф.
  14. Экономика: Вводный курс.Т.1. : пер. с англ. / П. А. Самуэльсон ; Переводчик К. В. Пушкарев . – М. : Алфавит, 1993;
  15. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. «Современный экономический словарь», 5-е изд., перераб. и доп., 2007
  16. Научные статьи Айрапетяна М., Амунца Д., Варнавского В., Дерябиной М., Жилиной О., Филатова А., в периодических журналах: «Аудитор», «Вопросы экономики», «Мировая экономика и международные отношения», «Проблемы теории и практики управления», «Российское предпринимательство», «Российская Федерация сегодня», «Современная Европа».
 

 

.


 

 

Центр программ МВА 


 


Информация о работе Развитие государственно-частного партнерства в мировой и российской экономике