Развитие государственно-частного партнерства в мировой и российской экономике
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 19:11, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы – анализ государственно-частного партнерства, его принципов, определение тенденций проектов, реализуемых на базе государственно-частного партнерства. Поставленная цель определяет следующие задачи: - выявить теоретические основы анализа государственно-частного партнерства и особенности этого понятия; - изучить и обозначить принципы государственно - частного партнерства; - рассмотреть основные модели и формы государственно-частного партнерства; - провести анализ взаимодействия государства и частного бизнеса на международном и российском рынках;
Содержание
Введение………………………………………………………………………3 Глава 1 Теоретические основы анализа государственно-частного партнерства …..5
Понятие, возникновение и структура государственно- частного партнерства. Концептуальные основы партнерства государства и частного сектора…………………………………………...5
В-третьих, на начальной стадии
подготовки предполагаемых к реализации
проектов и программ (заранее) на конкурсных
условиях должны определяться лица, между
которыми "планируется" сотрудничество
(и из числа органов публичной власти,
и из числа предпринимателей).
Основным инструментом реализации
принципа прозрачности являются публичные
уведомления и доведение необходимых
сведений напрямую до заинтересованных
лиц, поэтому решения о начале работ над
предполагающимися к реализации проектами
или программами должны публиковаться
в официальных изданиях либо информация
об этом должна быть доступна в иных "открытых"
источниках.
Как, например, это происходит
при обнародовании информации о перспективных
инвестиционных площадках. Эта информация,
с одной стороны, может обеспечить приток
частных инвестиций и "отбор" инвесторов
по критериям, установленным государством,
с другой - неопределенному кругу лиц становится
известно, кто строит или что и когда будет
создано на этой инвестиционной площадке.
При реализации принципа прозрачности
должна обеспечиваться возможность сбора
и предоставления информации, как основной,
так и дополнительной, т.е. информация
должна быть доступна иным, а не только
государственным субъектам управления.
Поэтому применительно к государственно-частному
партнерству принцип прозрачности может
означать:
во-первых, субъекты государственного
и негосударственного управления имеют
право беспрепятственно получать определенного
рода информацию, необходимую им для начала
и осуществления сотрудничества;
во-вторых, носители информации
обязаны предоставлять желающим субъектам
управления интересующую их информацию
(за исключением конфиденциальной и иной
охраняемой законом);
в-третьих, субъекты государственного
управления обязаны размещать информацию,
в получении которой заинтересованы субъекты
негосударственного управления (за исключением
конфиденциальной и иной охраняемой законом);
в-четвертых, контроль за обращением
информации о проектах и программах, реализуемых
на условиях государственно-частного
партнерства, о ходе их реализации, о планируемых
и полученных результатах и проч. осуществляется
и со стороны общества, и со стороны государства;
в-пятых, осуществление государственного
контроля за эффективностью использования
имущества, переданного для реализации
проектов или программ на условиях государственно-частного
партнерства;
в-шестых, проведение проверок
целевого использования средств, направленных
на реализацию проектов или программ на
условиях государственно-частного партнерства
(и бюджетных, и внебюджетных). Они могут
осуществляться ежегодно аудиторской
организацией, которая определяется на
конкурсной основе.
Ориентация на получение
измеряемого результата как принцип государственно-частного
партнерства также является одним из основных
аспектов в мотивации субъекта негосударственного
управления при принятии им решения об
участии в том или ином проекте (программе),
реализуемых на условиях государственно-частного
партнерства.
Например, создание и развитие
промышленно-производственных особых
экономических зон может способствовать
выводу экономики страны из сферы преимущественного
экспортно-сырьевого развития, развитию
отраслей с высокой степенью переработки
и наукоемких, высокотехнологичных отраслей
промышленности, обеспечению конкурентоспособности
в мировом сообществе и равноправной интеграции
в мировое экономическое пространство.
Это - общегосударственная задача.
При проведении технологической
модернизации широкого круга отраслей
экономики, в интересах обеспечения глобальной
конкурентоспособности и формирования
в перспективе рынка инноваций, можно
на базе передовых технологий, в том числе
в рамках интеграции с мировыми технологическими
комплексами, получить новые технологии,
принципиально новую технику, новые рынки
сбыта продукции и т.д. В этом очень может
быть заинтересован частный инвестор.
Поэтому при решении подобных задач может
использоваться принцип софинансирования
(за счет государственных и частных средств)
прикладных исследований и создание инновационных
инфраструктур в промышленно-производственной
свободной экономической зоне.
В результате расчетов предстоящих по
этим проектам работ и государство, и частные
инвесторы заранее могут определить, сколько
средств необходимо на проект потратить
и что в результате этого можно будет получить.
Результат в таком случае не
может быть абстрактным, он будет прямо
указываться в контракте и в плане проекта,
поэтому ориентация на конечный результат
проекта, реализуемого на условиях государственно-частного
партнерства, как раз и будет являться
тем стимулом, который будет определять
интерес частных инвесторов на участие
в проекте (по развитию той или иной промышленно-производственной
зоны) либо в ином инвестиционном (инновационном)
проекте (программе).
В процессе развития государственно-частного
партнерства могут возникать и новые принципы.
Их возникновению могут способствовать
цели, исходя из которых органы публичной
власти начинают сотрудничество с субъектами
негосударственного управления.
1.3 Основные модели
и формы партнерства
Анализ причин следует дополнить
анализом моделей и форм. После выполнения
всех вышеизложенных условий, государственные
структуры и частный сектор вступают в
партнерство, которое закрепляется определенными
договорами, контрактами, соглашениями
и т. д. В зависимости от степени интенсивности
решаемых задач в рамках ГЧП все существующие
формы партнерства можно классифицировать
на отдельные модели. Для задач ГЧП различают
организационные модели, модели финансирования
и кооперации.
При организационной
модели глубокого вторжения в отношения
собственности не происходит, сотрудничество
заключается путем привлечения третьих
лиц, организаций, «переуступки отдельных
функций и контрактных обязательств, использования
возможностей передачи объектов во внешнее
управление».
К этой модели относят наиболее
распространенный тип – концессии. Модель финансирования
представляет собой коммерческий наем,
аренда, лизинг и различные формы финансирования. Модель кооперации
это объединение усилий партнеров, представленное
в различных формах и методах для создания
новой потребительской стоимости как
публичного блага. Обычно такая кооперация
представляет собой сложную структуру,
особенно в сфере производства.
Формы ГЧП представляют собой:
Государственные
контракты как административный договор,
составленный между государством и частной
фирмой для осуществления особо полезных
и необходимых видов деятельности: контракты
на выполнение работ по финансированию,
проектированию, строительству, на оказание
общественных услуг, на управление, на
поставку государственных нужд, для оказания
технической помощи и т.д. Особенностью
такой формы является то, что государство
не предает права собственности частному
предпринимателю. Вся деятельность по
контракту (строительство, закупка материалов)
осуществляется на средства государства,
а частный сектор выступает подрядчиком
и не имеет права произвольно распоряжаться
полученными средствами. Интерес же частного
партнера состоит в получаемой доле в
доходе и прибыли. Однако следует заметить,
что это весьма привлекательный бизнес,
т. к. кроме устойчивых доходов, предоставляются
всевозможные льготы и некий престиж.
Аренда государственной
собственности (здания, оборудования и т. д.)
и в форме лизинга. Смысл
арендных отношений заключается в передаче
частному сектору государственное и муниципальное
имущество во временное пользование и
за определенную плату. По традиции предполагается
возврат арендованного имущества арендатору,
при этом право на распоряжение остается
за государством, но возможны исключения
в виде выкупа арендованного объекта,
в специально оговоренных случаях. Главной
особенностью является получение государством
прибыли в виде арендных платежей. В случае
лизинга лизингополучатель, т.е. частный
сектор в любом случае имеет право выкупить
арендованное государственное или муниципальное
имущество.
Совместные государственно-частные
предприятия. Они создаются в основном путем
акционирования или на основе долевого
участия сторон без выпуска акций. Степень
свободы частного сектора определяется
доле сторон в капитале. Также в зависимости
от такой доли распределяются риски между
участниками.
Концессии (концессионное соглашение)
– форма отношений между государством
и частным бизнесом, получающее все большее
распространение. Особенность состоит
в том, что государство, оставаясь полноправным
собственником имущества, уполномочивает
частного партнера выполнять в течение
определенного срока определенные функции,
которые оговариваются в соглашении, наделяя
его при этом соответствующими правомочиями.
Одно из них заключается в том, что он получает
исключительное право не допускать аналогичной
деятельности других лиц и самого государства.
За пользование государственной или муниципальной
собственностью концессионер вносит плату,
оговариваемые в соглашении. На выработанную
продукцию концессионер получает право
собственности. По этому соглашению концессионер
(частный партнер) обязан подчиниться
требованиям публичных интересов, оказывать
соответствующие услуги, делать их общедоступными
и устанавливать одинаковый тариф на эти
услуги. В случае обстоятельств, приносящие
угрозу обществу, государство принимает
законные меры, не прописанные в соглашении.
Соглашения о разделе
продукции. Эта форма напоминает традиционную
концессию, но все же имеет некоторые отличия.
В концессии говорится о том, что выпущенная
продукция полностью принадлежит концессионеру,
в случае такой формы частный партнер
государства имеет право только на ее
часть, которые оговариваются в специальном
соглашении.
Различают концессии нескольких
типов, остановим свое внимание на некоторых
из них:
СУП, (BOT) (строительство – управление
– передача (Build, Operate, Transfer)). Здесь инфраструктурный
объект создается за счет концессионера,
который после завершения строительства
получает право эксплуатации сооруженного
объекта в течении срока, достаточного
для окупаемости вложенных средств. После
этого объект передается государству.
Частный партнер при этом имеет право
пользования, но не собственности.
СВУП, BOOT (строительство – владение
– управление – передача (Built, Own, Operate,
Transfer)). В этом случае частный партнер получает
право пользования и право владения объектом
в течение срока действия соглашения.
После этого объект передается публичной
власти.
СВУ,BOO (строительство – владение
– управление (Built, Own, Operate)). При таком раскладе
созданный объект по истечении срока действия
не передается публичной власти, а остается
в распоряжении инвестора.
ПСВУП, DBOOT (проектирование –
строительство – владение – управление
– передача (Design, Build, Own, Operate, Transfer)). Особенностью
соглашений этого типа состоит в ответственности
частного партнера не только за строительство
инфраструктурного объекта, но и за его
проектирование.
Приводя итог вышеизложенному,
можно говорить о существенном влиянии
государственно-частного партнерства
и его результатах: это развитие новых
отраслей инфраструктуры и общества, это
приток инвестиций и движение капитала
в тех отраслях, где имелся некий «застой»,
происходит развитие и внедрение технологий,
новых методов управления и организации.
Партнерство государства с частным сектором
является ключевым компонентом новой
инновационной политики, поскольку, при
правильной организации, оно обеспечивает
получение более широких преимуществ
от капиталовложений в государственные
исследования, создавая благоприятные
предпосылки для устойчивого инновационного
развития, являющего стратегическим фактором
экономического роста.
Глава
2. Развитие государственно-частного партнерства
в мировой и российской экономике
2.1 Международный
опыт взаимодействия государства
и частного бизнеса
Для проведения анализа и четкого
представления структуры развития партнерства
начать, пожалуй, следует, с изучения эволюции
ГЧП как комплексного явления, который
выявляет очевидную зависимость между
уровнем присутствия его в экономике и
господствующей государственной идеологией.
Так одни из первых партнерств возникли
во Франции. В 1842 году там был принят первый
закон о железнодорожном транспорте, согласно
которому был установлен режим государственных
концессий, представленных железнодорожным
компаниям.