Развитие экономической основы муниципального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 00:04, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим поставленной целью данной курсовой работы является рассмотрение экономической основы муниципального хозяйства.
В соответствие с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
разобрать правовую основу местного самоуправления и муниципального хозяйства;
рассмотреть сущность местных бюджетов;
рассмотреть структуру конкретного муниципального образования и дать ему характеристику;
рассмотреть пути повышения эффективности местных бюджетов

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Нормативно-правовое обеспечение экономической основы
муниципального хозяйства…………………………………………………………...…..5
1.1. Пределы компетенции органов муниципального самоуправления. Взаимосвязь местного хозяйства и местного самоуправления…………………………………….5
1.2. Происхождение и нормативно-правовое регулирования в сфере управления муниципальной собственностью……………………………………………………....8
1.3. Местный бюджет и муниципальное имущество местного самоуправления…..11
2. Муниципальная собственность и полномочия органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом………..17
2.1. Общие основы управления муниципальным имуществом.……………………..17
2.2. Особенность управления муниципальной собственностью на землю………....24
2.3. Характеристика и структура муниципального образования «Город Брянск»...26
3. Направления развития экономической основы муниципального хозяйства……...31
3.1. Проблемы и рационализация местных бюджетов…………………………..…...31
3.2. Программа повышения эффективности бюджетных расходов…………...…….36
3.3. Региональные и муниципальные программы.…………………………………....40
3.4. Проблемы и перспективы управления муниципальной собственностью…..….41
Заключение……………………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………………...48
Приложения.……………………………………………………………………………...50

Вложенные файлы: 1 файл

ЭМС готовая курсовая.docx

— 83.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Муниципальная  собственность и полномочия органов  местного самоуправления

2.1. Основы управления  муниципальным имуществом

Традиционно под «управлением»  принято понимать целенаправленное воздействие на кого-либо или что-либо для достижения заданного результата.

Под имуществом понимают ту собственность, которая принадлежит  определенному объекту.

Муниципальное имущество  – это имущество, принадлежащее  соответствующему муниципальному образованию.

Муниципальное образование – это населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы МСУ. Основными формами муниципальных образований являются поселения, муниципальные районы и городские округа.

Управление муниципальным  имуществом – это воздействие муниципальных образований на принадлежащее им имущество с целью эффективного решения стоящих перед ними задач или эффективной реализации властных полномочий.

Задачи, стоящие перед  муниципальным образованием, принято  относить к вопросам местного значения. Муниципальное имущество является неотъемлемой составной частью муниципальной  собственности. В состав муниципальной  собственности принято включать:

  • средства местного бюджета;
  • муниципальные внебюджетные фонды;
  • имущество органов муниципального самоуправления (МСУ);
  • муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
  • муниципальные предприятия и организации
  • муниципальные финансово – кредитные учреждения;
  • муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения;
  • муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта.

В качестве субъектов управления муниципальным имуществом выступает  соответствующие органы местного самоуправления:

    • администрация муниципального образования;
    • представительный орган МО;
    • глава МО;
    • отраслевые и функциональные подразделения администрации МО.

К числу функций управления муниципальным имуществом относятся:

      1. Приватизация
      2. Сдача в аренду
      3. Приобретение за счет средств местного бюджета
      4. Передача в доверительное пользование
      5. Передача в безвозмездное пользование
      6. Использование в качестве залога
      7. Внесение в качестве взноса в уставной капитал
      8. Передача в оперативное управление
      9. Передача в хозяйственное ведение

Передача муниципального имущества в хозяйственное ведение

В хозяйственное ведение  муниципальное имущество передается специально создаваемым для этого  муниципальным унитарным предприятиям. Унитарными предприятиями признаются коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. В  качестве собственника данного имущества  выступает либо государство, либо муниципальные  образования. Соответственно различают  государственные и муниципальные  унитарные предприятия. Имущество  унитарного предприятия является неделимым  и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе  между работниками предприятия.

Управление деятельностью  МУП.

Управление деятельностью  МУП осуществляют высшие представительные и исполнительные органы. Высшим органом  управления МУП является глава МО в лице Департамента по управлению собственностью. Этот орган управления принимает решение по всем узловым  вопросам деятельности предприятия:

    • передает и контролирует использование имущества
    • согласовывает сделки, связанные с имуществом
    • осуществляет финансовый мониторинг деятельности
    • контролирует состояние бухгалтерского учета и отчетности
    • принимает решение о проведении аудиторских проверок
    • согласовывает участие МУП в деятельности других коммерческих организаций
    • готовит решение о назначении на должность директора предприятия
    • подготавливает трудовой договор с ним
    • применяет к руководителю предприятия меры взыскания и поощрения
    • принимает решения о реорганизации и ликвидации предприятия.

Следующим по значимости органом  управления МУП является отраслевое подразделение администрации МО. Выбор данного подразделения  определяется специализацией МУП. В  достаточно больших МО основная масса  МУП создается по профилю деятельности, связанной с управлением хозяйством этого образования.

За отраслевым органом  администрации МО закрепляется функции  координации, регулирования и контроля хозяйственно производственной деятельности закрепленного за ним МУП.

Передача муниципального имущества в оперативное управление

Режим оперативного управления является более жестким по отношению  к хозяйственному ведению. Он значительно  ограничивает свободу того хозяйствующего субъекта, которому передается муниципальное  имущество. В качестве подобного  рода субъекта обычно выступают учреждения. В отличие от МУП они являются некоммерческими организациями. Создаются  учреждения для осуществления управленческих, социально-культурных, иных функций  некоммерческого характера. Учреждения полностью или частично финансируются собственником.

Классификация:

  1. В зависимости от того, кто выступает в качестве собственника, различают: государственные, муниципальные, частные учреждения.
  2. В зависимости от направления деятельности различают следующие основные разновидности учреждений:
    • государственные органы и органы МСУ;
    • образовательные учреждения;
    • медицинские учреждения;
    • учреждения культуры;
    • научные учреждения;
    • социальные учреждения;
    • благотворительные учреждения

Имущество учреждения закрепляется за ними на праве оперативного управления. Оно позволяет использовать имущество  только для выполнения тех функций, ради которых создавалось учреждение. Для того, чтобы передать имущество  в оперативное управление муниципальное  образование создает соответствующее  учреждение. Общий порядок создания учреждения является традиционным для  всех юридических лиц. Решение о  создании учреждения принимается главой муниципального образования на основании  обоснованного представления соответствующего отраслевого департамента. Предварительно проект решения о создании учреждения и обоснование к нему должны быть согласованы с правовым, финансовым и имущественным департаментами муниципального образования. Кроме  этого решение о создании учреждения согласовывается и с представительным органом. Основным документом, сопровождающим процесс создания (гос. регистрации) является устав учреждения. В нем  находят свое отражение следующие  основные позиции:

    • Наименование, местонахождение учреждения
    • Предмет, цель деятельности
    • Порядок управления
    • Сведения о филиалах и представительствах
    • Порядок использования имущества в случае ликвидации учреждения

Сдача муниципального имущества в аренду

Сдача муниципального имущества  в аренду – это одна из наиболее преобладающих форм использования  муниципального имущества, обеспечивающая значительную часть поступлений  муниципального бюджета.

На практике различают 4 основные формы сдачи в аренду муниципального имущества:

  1. Аукцион
  2. Коммерческий конкурс
  3. Краткосрочная аренда
  4. Передача имущества целевым назначениям

Каждая из этих форм имеет  свои особенности, как в части  объекта аренды, так и в части  порядка передачи имущества. Передача в аренду на аукционной и конкурсной основе применяется только к тому муниципальному имуществу, которое  не занято и не используется. Краткосрочная  аренда и целевое назначение применяется  к объектам, которые, как правило, уже имели арендатора.

Залог муниципального имущества

Традиционно под залогом  принято понимать такую форму  обеспечения обязательств должника перед кредиторами, при которой  последние приобретают право  получить удовлетворение обязательств за счет заложенного имущества.

В практике муниципального управления передача муниципального имущества  в залог предусматривает формирование и использование по мере необходимости  специального муниципального залогового фонда. Под таким фондом принято  понимать оцененную совокупность объектов муниципальной собственности, предназначенных  для покрытия инвестиционных рисков. Основным назначением муниципального залогового фонда является гарантия возврата кредитов, привлекаемых администрацией МО, а также обеспечение муниципальных  инвестиционных программ.

Как правило, в залоговый  фонд включатся значительные объекты. В частности: объекты недвижимости со стоимостью свыше 1 млн руб. (за исключением  объектов социальной направленности); пакеты акций в уставных капиталах  хозяйственных обществ.

Передача муниципального имущества в безвозмездное пользование

Такая форма использования  муниципального имущества применяется  к государственным и муниципальным  организациям и учреждениям, а также  общественным организациям. Речь идет о передаче в пользование таким  организациям объектов нежилого фонда.

Заявления организаций рассматриваются  комиссией по муниципальной собственности. В состав данной комиссии входят представители  профильных подразделений администрации  МО и представительного органа. По результатам рассмотрения поступившего заявления заключается договор  передачи имущества в безвозмездное  пользование. Решение о передаче имущества, если речь идет о площадях, свыше 40 м2 для общественных организаций, принимается по согласованию с представительным органом. От имени администрации МО такой договор заключает департамент муниципальной собственности, который и контролирует ход выполнения этого договора.

Передача муниципального имущества в доверительное управление

Доверительное управление –  такая форма использования муниципального имущества, при которой одна сторона  передает другой на определенный срок свое имущество для осуществления  управления им в интересах передающей стороны.

1 сторона – учредитель  доверительного управления

2 сторона – доверительный  управляющий

Между сторонами заключается  договор, дающий право доверительному управляющему заключать сделки с  полученным имуществом. При этом в  документах, отражающих факт этих сделок, должна присутствовать пометка, что  лицо их совершающих является доверительным  управляющим.

Объектами доверительного управления могут быть предприятия, любые другие имущественные комплексы, отдельные  объекты недвижимого имущества, ценные бумаги, исключительные права. В доверительное управление не могут быть переданы объекты, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении. В качестве доверительного управляющего выступает индивидуальный предприниматель или любая коммерческая организация, не являющаяся унитарным предприятием.

Между сторонами заключается  договор доверительного управления. В нем находят свое отражение  наименование, реквизиты сторон, состав имущества, размер и форма вознаграждения доверительному управляющему и срок действия. Срок действия не может превышать 5 лет и считается автоматически  продленным, если ни одна из сторон не заявила о расторжении договора.

Приватизация  муниципального имущества

Приватизация – смена  формы собственности, продажа муниципального имущества в частные руки.

Информация о работе Развитие экономической основы муниципального хозяйства