Развитие экономической основы муниципального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 00:04, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим поставленной целью данной курсовой работы является рассмотрение экономической основы муниципального хозяйства.
В соответствие с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
разобрать правовую основу местного самоуправления и муниципального хозяйства;
рассмотреть сущность местных бюджетов;
рассмотреть структуру конкретного муниципального образования и дать ему характеристику;
рассмотреть пути повышения эффективности местных бюджетов

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Нормативно-правовое обеспечение экономической основы
муниципального хозяйства…………………………………………………………...…..5
1.1. Пределы компетенции органов муниципального самоуправления. Взаимосвязь местного хозяйства и местного самоуправления…………………………………….5
1.2. Происхождение и нормативно-правовое регулирования в сфере управления муниципальной собственностью……………………………………………………....8
1.3. Местный бюджет и муниципальное имущество местного самоуправления…..11
2. Муниципальная собственность и полномочия органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом………..17
2.1. Общие основы управления муниципальным имуществом.……………………..17
2.2. Особенность управления муниципальной собственностью на землю………....24
2.3. Характеристика и структура муниципального образования «Город Брянск»...26
3. Направления развития экономической основы муниципального хозяйства……...31
3.1. Проблемы и рационализация местных бюджетов…………………………..…...31
3.2. Программа повышения эффективности бюджетных расходов…………...…….36
3.3. Региональные и муниципальные программы.…………………………………....40
3.4. Проблемы и перспективы управления муниципальной собственностью…..….41
Заключение……………………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………………...48
Приложения.……………………………………………………………………………...50

Вложенные файлы: 1 файл

ЭМС готовая курсовая.docx

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Деятельность более половины муниципальных предприятий направлена на обеспечение жизнедеятельности  населения. Малая же численность  предприятий транспорта и торговли отражает соответствующую политику городских властей, осуществляемую, очевидно, ввиду малой эффективности  этих предприятий.

Основная часть учреждений работает в сфере образования. При  этом в других отраслях учреждения муниципальной формы собственности  представлены мало. Это позволяет  говорить о слабой развитости отраслей обслуживания населения по таким  важным направлениям как сфера культуры или спорта. Число учреждений здравоохранения  также может показаться незначительным (относительно общего числа учреждений), но – на самом деле – их достаточно для обслуживания более 409,2 тыс. человек, проживающих на территории изучаемого муниципального образования.

В состав муниципальной собственности  входит также водопроводно-канализационное  хозяйство. Протяжённость водопроводно-канализационной  сети города составляет 1294 км., из них  более 323 км. – ветхие.

Кроме перечисленных, в состав муниципальной собственности города Брянска входят и другие объекты  в соответствии с федеральным  законодательством, а также финансы  муниципального образования.

Рассмотрение вопроса  о формировании и составе муниципальной  собственности МО Брянск позволяет  сделать следующие выводы. Во-первых, процесс формирования муниципальной  собственности в городе проходил характерными для всей Российской Федерации  способами; при этом в процессе приватизации муниципальное образование практически  не участвовало. Во-вторых, общий фонд муниципальной собственности, находящейся  на балансе города, является довольно значительным и громоздким, если сравнивать по данному параметру (количество объектов муниципальной собственности) областной  центр с другими городами и  районами области. И, в-третьих, значительная часть объектов муниципальной собственности  находится в аварийном или  ветхом состоянии, что требует от городских властей больших затрат по обслуживанию и содержанию этих объектов.

3. Направления  развития экономической основы  муниципального хозяйства.

Одним из принципов бюджетной  системы Российской Федерации является принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств, который означает, что при составлении  и исполнении бюджета участники  бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием оптимального объема средств.

3.1. Проблемы и  рационализация местных бюджетов.

Для улучшения финансового  положения и платежеспособности муниципальных образований органам  местного самоуправления необходимо определить меры, направленные на мобилизацию  бюджетных доходов и оптимизацию  бюджетных расходов. Для наиболее полной реализации мер по повышению  эффективности и оптимизации  бюджетных расходов, на мой взгляд, необходимо создание определенных условий  и стимулов для всех участников бюджетного процесса. К таким условиям можно  отнести: организацию бюджетного процесса, ориентированного на результат, сокращение либо изменение существующих бюджетных  учреждений, совершенствование системы  управления инвестициями, обязательное создание контрольных органов муниципальных  образований и др.

В настоящее время можно  выделить следующие основные проблемы, возникающие в работе органов  местного самоуправления, не позволяющие  оптимизировать расходы местных  бюджетов:

- за местными бюджетами  не закрепляются дополнительные  источники доходов в случае  принятия федеральных законов,  увеличивающих объем расходных  обязательств муниципальных образований;

- на федеральном уровне  не принято решение о сокращении  или отмене установленных льгот  по местным налогам;

- субъекты Российской  Федерации не компенсируют расходы  местных бюджетов, возникающие в  связи с недофинансированием  переданных органам местного  самоуправления государственных  полномочий;

- сведения о налогоплательщиках  и объектах налогообложения не  направляются органам местного  самоуправления;

- Правительством РФ не  предусматривается возможность  дополнительного финансирования  за счет средств федерального  бюджета расходных обязательств  муниципальных образований, возникающих  в связи с решением вопросов, не отнесенных Федеральным законом  от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации» к  вопросам местного значения, но  возложенных на органы местного  самоуправления отдельными федеральными  законами. То есть до конца  не исключена практика «нефинансируемых  мандатов»;

- до сих пор не решен  вопрос о разработке минимальных  социальных стандартов.

Оптимизация расходов местных  бюджетов может достигаться различными способами. Одним из основных способов является организация бюджетного процесса, ориентированного на результат.

В организации бюджетного процесса заложены существенные резервы  повышения финансовой устойчивости и платежеспособности муниципального образования. Однако, для практической реализации этих резервов необходимо, чтобы совершенствование бюджетного процесса носило комплексный характер и включало в себя ряд направлений, основными из которых являются:

- использование реестра  расходных обязательств как инструмента  оптимизации муниципальных расходов;

- раздельное планирование  действующих и принимаемых обязательств;

- использование инструментов  оценки результативности бюджетных  расходов и обеспечение учета  подобной оценки в бюджетном  планировании.

Осуществление данных мероприятий  позволит отказаться от бюджетных расходов, не соответствующих полномочиям  муниципального уровня власти, не способствующих достижению его целей и задач; оптимизировать соотношение между  платными и бесплатными услугами, а также избежать избыточных расходов бюджета, не обусловленных масштабами и качеством предоставляемых муниципальных услуг.

Организация бюджетного процесса должна быть устроена таким образом, чтобы обеспечивать ориентацию бюджетных  расходов не на поддержку существующей бюджетной системы, а на предоставление бюджетных услуг и достижение реальных общественно значимых результатов.  Обеспечить подобную ориентацию бюджетных  расходов возможно различными способами: путем подготовки субъектами бюджетного планирования докладов о результатах  и основных направлениях деятельности, повышения качества целевых программ и т.п. Однако, вне зависимости  от выбранной формы, необходимо, чтобы  в ходе бюджетного процесса была обеспечена количественная оценка результативности бюджетных расходов, анализ результативности деятельности субъектов бюджетного планирования в отчетном периоде, выявление  причин невыполнения показателей. В  данном случае важно оценить как  достижение показателей непосредственных результатов, так и их воздействие  на прогнозируемую динамику показателей  конечных результатов. При этом невыполнение показателей результативности не должно автоматически приводить к изменению  объемов финансирования субъекта бюджетного планирования (ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения), но должно являться индикатором наличия проблем  с результативностью расходов в  соответствующей сфере, которые  требуют своего решения. Кроме того, к оценке результативности деятельности субъектов бюджетного планирования необходимо привлекать широкий круг заинтересованных участников, обеспечивать публичность данного процесса. Это  может быть достигнуто в том случае, если ключевую роль в оценке результативности будет играть комиссия по повышению  результативности бюджетных расходов, либо другой аналогичный орган, включающий в себя представителей исполнительно-распорядительного  органа, депутатов, общественность, экспертов  и т.п.

В целях оптимизации расходов местных бюджетов представляется целесообразным провести реорганизацию муниципальных  учреждений (в соответствии с Федеральным  законом от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»), привлечение организаций негосударственного сектора к предоставлению муниципальных услуг. Реализация данных направлений будет способствовать повышению эффективности бюджетных расходов, экономии бюджетных средств, созданию конкуренции в предоставлении (производстве) общественных товаров и услуг.

Оптимизация работы бюджетных  учреждений необходима, в том числе, и для приведения их размещения в  соответствие со сложившейся структурой расселения. Это позволит сократить  число муниципальных учреждений, за счет тех организаций, в которых  повышенные затраты на единицу предоставляемой  услуги не связаны с ее высоким  качеством, что даст возможность  сэкономить бюджетные ресурсы и, тем самым, повысит  платежеспособность муниципального образования без  снижения качества бюджетных услуг  а, возможно, и при его повышении. Для такой оптимизации необходимо опять-таки организовать мониторинг количества бюджетных учреждений, количества персонала, используемых фондов, объемов и качества предоставляемых муниципальных  услуг в разрезе бюджетных  учреждений. Данные мероприятия, на мой  взгляд, необходимо осуществлять программными методами.

Сокращение количества и  оптимизация работы бюджетных учреждений позволит в значительной степени  улучшить финансовое положение и  платежеспособность муниципального образования  путем увеличения эффективности  расходов местного бюджета, так как  сокращаются наименее эффективные  учреждения без снижения качества предоставляемых  бюджетных услуг.

Изменение типа существующих муниципальных учреждений позволяет  оптимизировать расходы муниципального образования, поскольку организационно-правовая форма автономного учреждения позволяет  осуществлять финансирования не по смете, вне зависимости от потребности  в предоставляемых услугах, а  на основе конкурсного размещения муниципального заказа на предоставление услуг, что  может привести даже к экономии бюджетных  средств. Кроме того, на платежеспособность муниципального образования может  позитивно повлиять снятие с местного бюджета субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения в случае изменения его типа на автономное учреждение.

Одним из существенных резервов экономии средств местных бюджетов является межмуниципальная кооперация, которая подразумевает объединение  усилий нескольких муниципальных образований  по совместному  предоставлению услуг  гражданам.

Объединение усилий муниципальных  образований целесообразно для  решения крупных хозяйственных  проблем, вопросов предоставления социальных услуг, требующих значительных финансовых и материальных ресурсов, например таких как:

а) управление объектами  водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения;

б) организация содержания дорог, утилизации и переработки  твердых бытовых и промышленных отходов;

в) содержание мест захоронений;

г) оказание медицинских  услуг;

д) предоставление общего среднего и дополнительного образования;

е) совместная организация  деятельности культурно-развлекательных  учреждений и спортивных сооружений;

ж) создание межмуниципальных средств массовой информации и др.

Помимо названных способов, хотелось бы также остановиться на предоставленном 131-ым законом праве  создавать контрольные органы местного самоуправления. В настоящее время  далеко не во всех муниципалитетах  такие органы созданы, а ведь кто  как не они должны осуществлять очень  важную работу по выявлению тех средств  местного бюджета, которые были потрачены  неэффективно, и прилагать все  усилия к тому, чтобы подобные траты  не повторялись в будущем. В связи  с этим, хотелось бы еще раз обратить внимание глав муниципальных образований  на жизненную необходимость создания контрольных органов местного самоуправления.

 

3.2. Программа повышения  эффективности бюджетных расходов

30 июня 2010 года вышло распоряжение  Правительства РФ № 1101-р, которым  была утверждена Программа по  повышению эффективности бюджетных  расходов на период до 2012 года  и перечень мер по ее реализации  в 2010 году. В мае 2004 года уже  принимался похожий документ. Тогда  было принято постановление Правительства  РФ № 249 «О мерах по повышению  результативности бюджетных расходов»,  которым была одобрена Концепция  реформирования бюджетного процесса  в Российской Федерации в 2004–2006 годах. 

Бюджетное послание на 2008–2010 годы было направлено в Федеральное  Собрание практически сразу после  внесения значительного количества поправок в Бюджетный кодекс и  во многие федеральные законы, связанные  с коренным реформированием бюджетного законодательства. В этом Бюджетном  послании сделан анализ реформирования бюджетного процесса в 2000–2006 годах  и сформулированы основные принципы бюджетной стратегии на 2008–2010 годы и дальнейшую перспективу. Первым таким  принципом названо превращение  федерального бюджета в эффективный  инструмент макроэкономического регулирования. Также к основным принципам отнесены дальнейшее удлинение горизонта  бюджетного планирования; безусловное  исполнение действующих обязательств и взвешенный и осторожный подход к увеличению и принятию новых  расходных обязательств с учетом имеющихся ресурсов; проведение анализа  эффективности всех расходов бюджета; повышение качества финансового  менеджмента в бюджетном секторе.

Информация о работе Развитие экономической основы муниципального хозяйства