Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 00:04, курсовая работа
В связи с этим поставленной целью данной курсовой работы является рассмотрение экономической основы муниципального хозяйства.
В соответствие с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
разобрать правовую основу местного самоуправления и муниципального хозяйства;
рассмотреть сущность местных бюджетов;
рассмотреть структуру конкретного муниципального образования и дать ему характеристику;
рассмотреть пути повышения эффективности местных бюджетов
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Нормативно-правовое обеспечение экономической основы
муниципального хозяйства…………………………………………………………...…..5
1.1. Пределы компетенции органов муниципального самоуправления. Взаимосвязь местного хозяйства и местного самоуправления…………………………………….5
1.2. Происхождение и нормативно-правовое регулирования в сфере управления муниципальной собственностью……………………………………………………....8
1.3. Местный бюджет и муниципальное имущество местного самоуправления…..11
2. Муниципальная собственность и полномочия органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом………..17
2.1. Общие основы управления муниципальным имуществом.……………………..17
2.2. Особенность управления муниципальной собственностью на землю………....24
2.3. Характеристика и структура муниципального образования «Город Брянск»...26
3. Направления развития экономической основы муниципального хозяйства……...31
3.1. Проблемы и рационализация местных бюджетов…………………………..…...31
3.2. Программа повышения эффективности бюджетных расходов…………...…….36
3.3. Региональные и муниципальные программы.…………………………………....40
3.4. Проблемы и перспективы управления муниципальной собственностью…..….41
Заключение……………………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………………...48
Приложения.……………………………………………………………………………...50
Деятельность более половины
муниципальных предприятий
Основная часть учреждений
работает в сфере образования. При
этом в других отраслях учреждения
муниципальной формы
В состав муниципальной собственности
входит также водопроводно-
Кроме перечисленных, в состав
муниципальной собственности
Рассмотрение вопроса
о формировании и составе муниципальной
собственности МО Брянск позволяет
сделать следующие выводы. Во-первых,
процесс формирования муниципальной
собственности в городе проходил
характерными для всей Российской Федерации
способами; при этом в процессе приватизации
муниципальное образование
3. Направления развития экономической основы муниципального хозяйства.
Одним из принципов бюджетной
системы Российской Федерации является
принцип эффективности и
3.1. Проблемы и
рационализация местных
Для улучшения финансового
положения и платежеспособности
муниципальных образований
В настоящее время можно выделить следующие основные проблемы, возникающие в работе органов местного самоуправления, не позволяющие оптимизировать расходы местных бюджетов:
- за местными бюджетами
не закрепляются
- на федеральном уровне
не принято решение о
- субъекты Российской
Федерации не компенсируют
- сведения о налогоплательщиках и объектах налогообложения не направляются органам местного самоуправления;
- Правительством РФ не
предусматривается возможность
дополнительного
- до сих пор не решен
вопрос о разработке
Оптимизация расходов местных бюджетов может достигаться различными способами. Одним из основных способов является организация бюджетного процесса, ориентированного на результат.
В организации бюджетного
процесса заложены существенные резервы
повышения финансовой устойчивости
и платежеспособности муниципального
образования. Однако, для практической
реализации этих резервов необходимо,
чтобы совершенствование
- использование реестра
расходных обязательств как
- раздельное планирование
действующих и принимаемых
- использование инструментов
оценки результативности
Осуществление данных мероприятий позволит отказаться от бюджетных расходов, не соответствующих полномочиям муниципального уровня власти, не способствующих достижению его целей и задач; оптимизировать соотношение между платными и бесплатными услугами, а также избежать избыточных расходов бюджета, не обусловленных масштабами и качеством предоставляемых муниципальных услуг.
Организация бюджетного процесса
должна быть устроена таким образом,
чтобы обеспечивать ориентацию бюджетных
расходов не на поддержку существующей
бюджетной системы, а на предоставление
бюджетных услуг и достижение
реальных общественно значимых результатов.
Обеспечить подобную ориентацию бюджетных
расходов возможно различными способами:
путем подготовки субъектами бюджетного
планирования докладов о результатах
и основных направлениях деятельности,
повышения качества целевых программ
и т.п. Однако, вне зависимости
от выбранной формы, необходимо, чтобы
в ходе бюджетного процесса была обеспечена
количественная оценка результативности
бюджетных расходов, анализ результативности
деятельности субъектов бюджетного
планирования в отчетном периоде, выявление
причин невыполнения показателей. В
данном случае важно оценить как
достижение показателей непосредственных
результатов, так и их воздействие
на прогнозируемую динамику показателей
конечных результатов. При этом невыполнение
показателей результативности не должно
автоматически приводить к
В целях оптимизации расходов местных бюджетов представляется целесообразным провести реорганизацию муниципальных учреждений (в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»), привлечение организаций негосударственного сектора к предоставлению муниципальных услуг. Реализация данных направлений будет способствовать повышению эффективности бюджетных расходов, экономии бюджетных средств, созданию конкуренции в предоставлении (производстве) общественных товаров и услуг.
Оптимизация работы бюджетных
учреждений необходима, в том числе,
и для приведения их размещения в
соответствие со сложившейся структурой
расселения. Это позволит сократить
число муниципальных
Сокращение количества и оптимизация работы бюджетных учреждений позволит в значительной степени улучшить финансовое положение и платежеспособность муниципального образования путем увеличения эффективности расходов местного бюджета, так как сокращаются наименее эффективные учреждения без снижения качества предоставляемых бюджетных услуг.
Изменение типа существующих
муниципальных учреждений позволяет
оптимизировать расходы муниципального
образования, поскольку организационно-
Одним из существенных резервов
экономии средств местных бюджетов
является межмуниципальная кооперация,
которая подразумевает
Объединение усилий муниципальных образований целесообразно для решения крупных хозяйственных проблем, вопросов предоставления социальных услуг, требующих значительных финансовых и материальных ресурсов, например таких как:
а) управление объектами водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения;
б) организация содержания дорог, утилизации и переработки твердых бытовых и промышленных отходов;
в) содержание мест захоронений;
г) оказание медицинских услуг;
д) предоставление общего среднего и дополнительного образования;
е) совместная организация деятельности культурно-развлекательных учреждений и спортивных сооружений;
ж) создание межмуниципальных средств массовой информации и др.
Помимо названных способов,
хотелось бы также остановиться на
предоставленном 131-ым законом праве
создавать контрольные органы местного
самоуправления. В настоящее время
далеко не во всех муниципалитетах
такие органы созданы, а ведь кто
как не они должны осуществлять очень
важную работу по выявлению тех средств
местного бюджета, которые были потрачены
неэффективно, и прилагать все
усилия к тому, чтобы подобные траты
не повторялись в будущем. В связи
с этим, хотелось бы еще раз обратить
внимание глав муниципальных образований
на жизненную необходимость
3.2. Программа повышения
эффективности бюджетных
30 июня 2010 года вышло распоряжение
Правительства РФ № 1101-р,
Бюджетное послание на 2008–2010
годы было направлено в Федеральное
Собрание практически сразу после
внесения значительного количества
поправок в Бюджетный кодекс и
во многие федеральные законы, связанные
с коренным реформированием бюджетного
законодательства. В этом Бюджетном
послании сделан анализ реформирования
бюджетного процесса в 2000–2006 годах
и сформулированы основные принципы
бюджетной стратегии на 2008–2010 годы
и дальнейшую перспективу. Первым таким
принципом названо превращение
федерального бюджета в эффективный
инструмент макроэкономического
Информация о работе Развитие экономической основы муниципального хозяйства