Развитие экономической основы муниципального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 00:04, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим поставленной целью данной курсовой работы является рассмотрение экономической основы муниципального хозяйства.
В соответствие с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
разобрать правовую основу местного самоуправления и муниципального хозяйства;
рассмотреть сущность местных бюджетов;
рассмотреть структуру конкретного муниципального образования и дать ему характеристику;
рассмотреть пути повышения эффективности местных бюджетов

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Нормативно-правовое обеспечение экономической основы
муниципального хозяйства…………………………………………………………...…..5
1.1. Пределы компетенции органов муниципального самоуправления. Взаимосвязь местного хозяйства и местного самоуправления…………………………………….5
1.2. Происхождение и нормативно-правовое регулирования в сфере управления муниципальной собственностью……………………………………………………....8
1.3. Местный бюджет и муниципальное имущество местного самоуправления…..11
2. Муниципальная собственность и полномочия органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом………..17
2.1. Общие основы управления муниципальным имуществом.……………………..17
2.2. Особенность управления муниципальной собственностью на землю………....24
2.3. Характеристика и структура муниципального образования «Город Брянск»...26
3. Направления развития экономической основы муниципального хозяйства……...31
3.1. Проблемы и рационализация местных бюджетов…………………………..…...31
3.2. Программа повышения эффективности бюджетных расходов…………...…….36
3.3. Региональные и муниципальные программы.…………………………………....40
3.4. Проблемы и перспективы управления муниципальной собственностью…..….41
Заключение……………………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………………...48
Приложения.……………………………………………………………………………...50

Вложенные файлы: 1 файл

ЭМС готовая курсовая.docx

— 83.00 Кб (Скачать файл)

• заслушивают отчеты руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций.

Органы местного самоуправления не вправе выступать участниками  хозяйственных обществ и вкладчиками  в товариществах на вере, если иное не установлено законом. Поэтому  муниципальное имущество не может  быть передано указанным обществам  и товариществам, кроме специально оговоренных законом случаев. Но учреждения могут быть участниками  хозяйственных обществ и вкладчиками  в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено  законом. То есть муниципальные учреждения с разрешения органов местного самоуправления вправе вносить в качестве вклада находящееся в оперативном управлении муниципальное имущество, если закон прямо не запрещает этого.

Часть прибыли муниципальных  предприятий, учреждений и организаций  зачисляется в доходы местных  бюджетов.

Гражданский кодекс Российской Федерации, определяя ответственность  по обязательствам муниципальных образований, устанавливает также некоторые  отношения по поводу муниципальной  собственности между муниципальными образованиями и созданными ими  юридическими лицами при наступлении  ответственности. Муниципальные образования  отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, которое не закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления, а также  не отвечают по обязательствам созданных  юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом. В свою очередь, юридические лица, созданные  муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Целью написания данной курсовой работы ставилось изучение экономической  основы муниципального хозяйства. Для  достижения данной цели в ходе написания  данной работы решался ряд задач, описанных во введении.

Подводя итоги данной работы, можно сделать следующие выводы.

Целью муниципального самоуправления и управления муниципальным хозяйством становится такое комплексное развитие территории муниципального образования, при котором безусловным приоритетом  становится формирование системы социальной защиты, рассматриваемой как создание и поддержание основных сфер жизнедеятельности  человека.

Основными нормативно-правовыми  актами, регулирующими экономическую  и финансовую деятельность муниципального самоуправления являются Федеральные  Законы: «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ», «О финансовых основах местного самоуправления», Гражданский кодекс, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс.

Муниципальное хозяйство, отражая  двойственную природу муниципального самоуправления, также имеет двойственную природу: оно имеет черты, как  частного, так и государственного хозяйства; проявляет себя и как  хозяйство, и как властные отношения.

Организация деятельности муниципального хозяйства невозможна без правильной организации бюджетного процесса. Местные  налоги и сборы являются важным источником доходов местных бюджетов, однако, в настоящее время в Российской Федерации их доля в общей структуре  доходной части бюджетов не является определяющей.

Проблема донесения товаров  и услуг до населения муниципального округа решается органами муниципального самоуправления посредством муниципального хозяйства, при этом механизм донесения  услуги тем эффективнее, чем более  он обеспечивает конкуренцию и право  выбора потребителям.

Развитие муниципального хозяйства невозможно без закрепления  за ним ресурсов, позволяющих решать вопросы удовлетворения коллективных потребностей населения муниципального образования. Важнейшими из ресурсов являются следующие: финансовые, производственные, кадровые и правовые. Эффективное использование ресурсов позволяет эффективно управлять муниципальным хозяйством и комплексно развивать муниципальное образование.

При изучении вопроса управления муниципальной собственностью мной проанализировано федеральное законодательство, нормативные правовые акты МО «Город Брянск». Конституция наделяет муниципальные  образования правом самостоятельно управлять своей собственностью для обеспечения самостоятельности  самоуправления в целом. Гражданский  Кодекс Российской Федерации определяет использование муниципальной собственности  через передачу его муниципальным  унитарным предприятиям и учреждениям. При этом важной особенностью является законодательно зафиксированная защищённость собственника от потери своего имущества  в следствие неуспешной деятельности руководства предприятия (учреждения) по управлению этой собственностью. Регулирование  отношений муниципальной собственности  осуществляется также в соответствии с Федеральными законами («Об общих  принципах МСУ», «О финансовых основах  МСУ», «О приватизации государственной  и муниципальной собственности»). Они устанавливают общие принципы организации управления муниципальной  собственностью, а также принципы и способы использования муниципальной  собственности. Например, в качестве обеспечения муниципальных облигаций. Важным здесь является положение  об использовании муниципальной  собственности для получения  определённых финансовых средств.

В ходе проведённого исследования был выявлен ряд проблем, препятствующих наиболее эффективному использованию  муниципальной собственности. А  это – в свою очередь – «отвлекает»  стратегические ресурсы, которые могли  быть направлены, к примеру, инфраструктуры города. Соответственно выявленным проблемам  в работе были предложены следующие  пути решения:

  • планомерно, но последовательно перестроить отношения с руководителями муниципальных предприятий, чтобы повысить управляемость ими;
  • подготовка кадров в сфере муниципального управления;
  • внедрение в сферу управления муниципальной собственностью системы управление по «слабым сигналам» населения как элемента демократии «на местах», что даёт возможность наладить более конструктивные отношения с населением.

Исходя из представленного  здесь анализа, можно констатировать – задачи, стоящие перед автором  работы, выполнены, что позволяет  нам говорить о достижении цели дипломного проекта. В заключение, стоит отметить, что тема курсовой работы является довольно широкой и в рамках курсовой работы не охватить все аспекты. Следовательно, остаётся большое поле для исследования основ муниципального хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. – 80 с.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации // Полный сборник Кодексов РФ. – М.: 2002. – С. 9-129.
  3. Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. О.Н.Садиков. – М.: 1997. – 448 с.
  4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: Федеральный закон от 18.10.2007г №.230-ФЗ//Собрание законодательства РФ 22.10.2007г. №43 ст5084
  5. О финансовых основах местного самоуправления Российской Федерации: Федеральный закон от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 39. – Ст. 4464.
  6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 35. – Ст. 3506.
  7. Воронин Г.А., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М.: Моск. обществ. научн. фонд. 1997.
  8. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. Курс лекций. – Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000. – 448 c.
  9. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие / Иванов В.В., Коробова А.Н. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 718 с.
  10. Основы местного самоуправления в городах России. Под ред. А.Е.Когута. СПб.: ИСЭП РАН. 2005.
  11. Черкасов Г.И. Общая теория собственности: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 263 с.
  12. Жилищный фонд и коммунальное хозяйство Брянской области в 2010 году (районный разрез), – Брянск: Брянский областной комитет государственной статистики, 2003. – 53 с.
  13. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: [Электронный документ]. - (http://www.aup.ru/books/m67/1.htm). Проверено 8.02.2004.
  14. Кокорев, Дмитрий Александрович. Сопоставление правовых особенностей городского самоуправления России с основными моделями местного самоуправления: [Электронный документ]. - (http://www.yurclub.ru/docs/pravo/0903/2.html). Проверено 8.06.2004.
  15. Острина И.А. Социально-экономические проблемы управления муниципальной собственностью: [Электронный документ]. - (http://www.infokniga.ru/ellibr/municipal/sb1999/1999_25.html). Проверено 8.06.2004.
  16. Официальный сайт Брянской администрации - Архив правовых актов: [Электронный документ].  http://admin.bryansk.ru
  17. Половинкин П.Д. Управление государственной собственностью в условиях трансформации экономики: проблемы теории и практики: [Электронный документ]. - (http://www.rags.ru/rags_pub/content/polovinkin.shtm).
  18. Субъекты права собственности: [Электронный документ]. –    (http://law-uchebn.by.ru/gkuchebn/serg/191.htm).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения 

Приложение 1. Система управления муниципальной собственностью

 МО «Город  Брянск»

 


Информация о работе Развитие экономической основы муниципального хозяйства