Разработка перспективных направлений и механизмов повышения эффективности управления рынком труда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в изучении формирования и эффективности управления рынка труда на макроуровне.
Объект исследования - рынок труда.
Предмет исследования - основные тенденции, проблемы и перспективы формирования и эффективного управления рынка труда в РФ на современном этапе.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. рассмотрены теоретико-методологические основы формирования и эффективного управления рынком труда;
2. проанализированы тенденции, динамика и проблемы формирования и управления рынком труда РФ на современном этапе;
3. разработаны перспективные направления и механизмы повышения эффективности управления рынком труда РФ.

Содержание

Введение 3
1. Теоретико-методологические основы формирования и эффективного управления рынком труда 5
1.1. Сущность и особенности формирования рынка труда 5
1.2. Управление рынком труда: обеспечение эффективности данного процесса 8
2. Анализ формирования и управления рынком труда РФ на современном этапе 17
2.1. Тенденции и динамика 17
2.2. Актуальные проблемы эффективного управления и формирования рынка труда 23
3. Разработка перспективных направлений и механизмов повышения эффективности управления рынком труда РФ 30
Заключение 42
Список литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

Курс Рын труда формир упр.doc

— 720.50 Кб (Скачать файл)

В следующей части работы подробней исследуем и проанализируем актуальные проблемы эффективного управления и формирования рынка труда.

2.2. Актуальные  проблемы эффективного управления  и формирования рынка труда

 

Сокращение численности занятых и структурные изменения занятости в условиях деструктивного влияния мирового финансового кризиса 2008 г. были обусловлены в значительной мере спадом производства во всех отраслях народного хозяйства, несбалансированностью спроса и предложения рабочей силы в результате несоответствия качественных параметров трудовых ресурсов формирующейся структуре народного хозяйства, внешней миграции трудовых ресурсов и т.д.

Постоянное снижение экономической активности населения резко обостряет ситуацию на рынке труда и в послекризисный период 2011-2012 гг.

Ситуация на нашем рынке труда дополнительно осложняется советской системой образования городов, когда вокруг одного крупного предприятия возникал населенный пункт, обслуживающий этот завод. В итоге нерентабельным становится не только одно, пусть даже крупное предприятие, а целый город.

Возникает заметная дифференциация экономики и, как следствие, безработицы. В Москве зарплаты выходят на докризисный уровень, а в Дагестане в некоторых регионах безработица достигает 70%.

Дополнительно ситуация усугубляется низкой мобильностью населения. Так, в нашей стране лишь 2% работников готовы сменить место жительства ради нового места работы, в то время как в США каждый пятый как минимум раз в жизни уезжает в другой регион, получив предложение от работодателя. Это неминуемо приведет к тому, что в стране появятся депрессивные пояса безработицы. К таким уже сегодня можно отнести Северный Кавказ и Центральную Россию. Притом что уровень жизни в Центральной России низок, а средняя заработная плата составляет 10 тысяч рублей, уволенные работники не смогут самостоятельно справиться с безработицей. У них нет ресурса для смены региона, нет накоплений и нет возможности пройти переобучение и получить новую работу в своем городе.28

Будущий кризис на рынке труда РФ может начаться из-за разорения нерентабельных предприятий, которые дышат на ладан после экономических потрясений последних трех лет, а также из-за модернизации вполне рентабельных предприятий, откуда начнут увольнять ненужный уже персонал.

В первую очередь эти увольнения могут затронуть легкую, деревообрабатывающую, лесодобывающую, горнодобывающую и металлургическую промышленность.

Легкопромышленные фабрики в нашей стране едва сводят концы с концами и держатся лишь на субсидиях региональных и федеральных властей, а также на кредитах, которые нужно возвращать. Там увольнения могут начаться из-за разорения предприятий.

В лесодобывающей и обрабатывающей промышленности полным ходом идет модернизация производства. Запускаются новые роботизированные станки и техника, для обслуживания которых нужно на 70% меньше персонала, чем есть сегодня. Похожая ситуация и в металлургии.

Параллельно идущие модернизация одних и разорение других могут выбросить на рынок до 1,5 млн. «синих воротничков». Это при общем сокращении числа рабочих мест в промышленности и отсутствии новых предприятий в стране приведет к появлению большой прослойки хронических безработных, которых власти вынуждены будут поддерживать дотациями и социальными выплатами.29

Снижение уровня занятости и постоянное обострение ситуации на рынке труда чревато для РФ тяжелыми экономическими последствиями, с одной стороны, за счет сокращения численности занятых в основных отраслях народного хозяйства, а с другой, - за счет падения производства валового внутреннего продукта на душу занятого населения, что в значительной мере обусловлено низким качеством трудовых ресурсов, не соответствующим потребностям народного хозяйства.

По данным социологов МГУ, которые в 2011 г. опрашивали граждан в 24 разных регионах страны, лишь треть (чуть больше 32%) населения России может отнести себя к здоровым людям, не жалующимся на постоянные проблемы. При этом только 5,5% граждан называют свое состояние отличным, так как они не болеют вообще.

Остальные опрашиваемые в той или иной форме негативно высказывались о своем здоровье, причем около десяти процентов назвали свое состояние действительно плохим. Большая часть «больных» ограничилась перечислением конкретных заболеваний, как будто постоянный прием лекарств и походы к врачам стали для них нормальной практикой, не выбивающейся из общей картины мира.30

Ухудшение здоровья населения РФ - это не только социальная проблема, но и экономическая проблема рынка труда, поскольку со здоровьем человека связана его творческая активность, производительность его труда. В последние годы с ухудшением здоровья населения уменьшились экономические показатели хозяйственной деятельности в РФ, поскольку состояние здоровья населения и развитие экономики связаны напрямую.

Экономические последствия ухудшения здоровья населения довольно многообразны и включают, во-первых, величину недопроизведенной продукции, во- вторых, увеличивающиеся расходы социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности, а также пенсий при росте инвалидности. Сюда же включаются и увеличивающиеся расходы здравоохранения при росте заболеваемости и инвалидности, а также расходы на подготовку кадров вследствие их текучести и т.д.

В системе охраны здоровья населения должна быть продолжена линия на создание здоровых условий жизнедеятельности, увеличение продолжительности активной жизни населения.

Анализ деятельности системы здравоохранения показывает, что созданный и воспроизводимый трудоемкий тип деятельности отрасли утратил функциональное воздействие на здоровье населения.

Вопросы развития системы здравоохранения должны решаться путем максимального обеспечения уверенности всех слоев населения в получении своевременной, качественной медицинской помощи, ликвидации чрезмерных различий в объеме и качестве медицинских услуг, предоставляемых населению в крупных, средних, малых городах и сельской местности, общедоступной и ведомственной сети медицинского обслуживания, что чрезвычайно важно и в социальном, и в экономическом отношении.31

Мировой опыт показывает, что для экономического подъема в стране наряду с инвестициями в производственные инновации необходимы крупномасштабные инвестиции в образование, здоровье, культуру и прочие компоненты человеческого капитала, в свою очередь подготовленный человеческий капитал не должен «простаивать», и эффективно использоваться, например, для расширения деятельности предприятия по сетевой схеме, для инновационного развития, внедрения инноваций и создания инновационного продукта.

Человеческий капитал в современной  России отличается полярностью и асимметричностью развития. Его качество не соотносится с заявленным переходом России к модернизации экономики до 2020 г. и инновационному развитию. Человеческий капитал России пока не является фактором устойчивого экономического роста страны. Недооценка этого обстоятельства может сильно замедлить проводимые реформы.32

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, необходимо превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности.33

Соответствие рабочей силы требованиям потенциальных инвесторов - один из факторов инвестиционной привлекательности того или иного российского региона или предприятия. При сохранении имеющихся недостатков при существующей системе подготовки и переподготовки кадров задерживается развитие, прежде всего, тех производств, которые базируются на использовании современных технологий, что тормозит и привлечение иностранных инвестиций.

Для повышения качества человеческого капитала нужны сузы и вузы, обеспечивающие своевременную и адекватную реакцию экономики и общества на изменения профессиональной структуры рабочей силы и спроса на нее. В России это пока не решенная проблема. Так следует отметить и очевидные минусы российских профессионально-квалификационных стандартов, обусловленные, в частности, недостаточным участием работодателей в их формировании. Разрыв между профессионально-квалификационными и образовательными стандартами можно объяснить и отсутствием стабильных связей между работодателями и учреждениями профессионального образования. Между тем установление стандартов, отвечающих и реальным требованиям работодателей, одно из важнейших условий повышения качества человеческого капитала.

Анализ рынка труда РФ на этапе посткризисной модернизации позволила выявить целый ряд других актуальных проблем: сокращение численности занятых в промышленности, слабую корреляцию программ подготовки работников с потребностями производства и как следствие структурное несоответствие спроса на рабочую силу ее предложению в профессионально-квалификационном разрезе, изменение соотношения времени труда и досуга, снижение численности населения в трудоспособном возрасте и цены его труда, высокую степень межотраслевой дифференциации реальной заработной платы, непропорциональность процессов трудовой мобильности.34

В целом, вступление России в ВТО окажет существенное влияние на рынок труда за счет роста конкуренции в экономике. И не все специалисты уверены, что такое воздействие будет положительным. Свои опасения выражает Б. Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений: "В страну хлынут товары, не находящие сбыта на других рынках". Как результат, некоторые отрасли не выдержат конкуренции, что приведет к банкротству и закрытию ряда предприятий, соответственно вырастет число безработных.

Большинство экспертов видит другой сценарий возможного развития событий. В частности, "существенные изменения коснутся доступа иностранных компаний и капиталов на российский рынок услуг, особенно финансовых. Так, будет либерализован доступ на рынок страховых услуг, услуг связи, доставки товаров, оптовой, розничной торговли и дистрибьюции фармацевтической продукции", - отмечает директор аналитического отдела ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс Г. Суханов. Эксперт считает, что рост прямых иностранных инвестиций приведет к увеличению спроса на трудовые ресурсы во многих секторах экономики. 35

"Вступление в ВТО, в первую  очередь, означает рост конкуренции. Не только между производителями товаров и услуг, но и участниками трудовых отношений. От этой борьбы за выгодное предложение о работе сотрудники будут вынуждены повышать свою квалификацию. Думаю, что в ближайшее время мы заметим качественное изменение всего рынка труда России", - поясняет О. Горюнова ("ЮНИТИ").36

Таким образом, современный рынок труда РФ характеризуется жесткими условиями функционирования, сокращением численности занятых, усилением мобильности, отмиранием старых и нарождением новых профессий, расширением альтернативных форм занятости, мощной многоаспектной сегментацией рынка труда, несоответствием спроса и предложения рабочей силы, высокой интенсивностью информационных потоков, недостаточно эффективными механизмами взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг.

Для улучшения ситуации на рынке труда необходима оптимизация эффективности управления данным сложным социально-экономическим объектом. Оптимизация эффективности управления позволяет совершенствовать структуру управляемого объекта, повышает его функциональные возможности и ведет к ослаблению или полному устранению внутрисистемных негативных процессов. Оптимизация эффективности управления для сложных систем является основным условием развития и гарантом эффективности деятельности.

В следующей части курсовой работы подробней разработаем перспективные направления и механизмы повышения эффективности управления рынком труда РФ.

 

3. Разработка перспективных направлений и механизмов повышения эффективности управления рынком труда РФ

 

Рынок труда РФ в условиях после мирового финансового кризиса, при вступлении в ВТО, и модернизации экономики России до 2020 г. нуждается в серьезной управленческой перезагрузке, при которой необходимо: комплексное решение экономических, социальных, миграционных и образовательных вопросов, иначе он останется без главного ресурса. Только при данном комплексном подходе возможно обеспечить эффективность формирования, развития и управления рынком труда.

В рамках оптимизации формирования, развития и управления рынком труда Минздравсоцразвития РФ приступило с 2012 г. к подготовке изменений в Трудовой кодекс (ТК) и разработке профессиональных стандартов. Оба направления актуальны. ТК РФ сегодня, по сути, представляет собой сплав противоречащих друг другу советских и российских законов о труде и социальном партнерстве: в документе, например, до сих пор не прописаны новые формы занятости. А стандарты, всего их будет порядка 800, крайне необходимы, чтобы обеспечить взаимосвязь между профессиональной подготовкой и требованиями меняющейся экономики. 37

С 2012 года программы служб занятости РФ перешли на региональный уровень, то есть из федерального бюджета выплачиваются только пособия по безработице, а поддержка так называемой активной политики на рынке труда возложена на регионы. Сейчас именно они будут выстраивать политику, находить средства, оценивать эффективность затрат в этой сфере. Вроде бы так просто вложиться в переподготовку, но органам региональной и местной власти надо понять, что она даст. Это требует определенного инструментария — информации, анализа спроса на такую оценку. И регионам надо к этому серьезно подойти.

Реализация вышеперечисленных направлений повышения эффективности функционирования рынка труда требует оптимизации технологий управления занятостью населения (рис. 9).38

Информация о работе Разработка перспективных направлений и механизмов повышения эффективности управления рынком труда РФ