Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 10:41, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в изучении формирования и эффективности управления рынка труда на макроуровне.
Объект исследования - рынок труда.
Предмет исследования - основные тенденции, проблемы и перспективы формирования и эффективного управления рынка труда в РФ на современном этапе.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. рассмотрены теоретико-методологические основы формирования и эффективного управления рынком труда;
2. проанализированы тенденции, динамика и проблемы формирования и управления рынком труда РФ на современном этапе;
3. разработаны перспективные направления и механизмы повышения эффективности управления рынком труда РФ.
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы формирования и эффективного управления рынком труда 5
1.1. Сущность и особенности формирования рынка труда 5
1.2. Управление рынком труда: обеспечение эффективности данного процесса 8
2. Анализ формирования и управления рынком труда РФ на современном этапе 17
2.1. Тенденции и динамика 17
2.2. Актуальные проблемы эффективного управления и формирования рынка труда 23
3. Разработка перспективных направлений и механизмов повышения эффективности управления рынком труда РФ 30
Заключение 42
Список литературы 45
Данная блок-схема состоит из четырех взаимосвязанных квадрантов. Квадрант I «Стратегия A» – формирование благоприятной инвестиционной среды для создания рабочих мест. Квадрант II «Стратегия B» – трудоустройство посредством стимулирования самозанятости и повышения трудовой мотивации населения. Квадрант III «Стратегия C» – оптимизация деятельности служб занятости по минимизации негативных последствий структурной безработицы на этапе посткризисной модернизации. Квадрант IV «Стратегия D» – инновационное развитие управления занятостью через разработку методических рекомендаций по эффективному трудоустройству наиболее уязвимых в посткризисных условиях категорий населения.
Для реализации предложений, формализуемых с помощью блок-схемы (рис. 9), необходимо разработать комплекс мер по реализации процесса перехода из первоначального состояния (рост уровня безработицы) в конечное (эффективное управление занятостью) при наличии барьеров (финансовых, нормативно-правовых, институциональных) и механизмов (компетенции, техническая оснащенность, интеграция государственной службы занятости и негосударственных кадровых агентств с региональными властными структурами) для каждого субъекта рынка труда (рис.10).39
По мнению многих отечественных экспертов, России нужна структура, отвечающая за мониторинг рынка труда. В том числе, эта структура могла бы осуществлять квотирование иностранной рабочей силы на основе реальных запросов, т.е. заниматься вопросами трудовых мигрантов.40
Основными рекомендациями государственной службе занятости по снижению уровня безработицы среди незанятого населения в посткризисных условиях должны стать:
- лоббировать приоритеты в расходовании бюджетных средств для повышения трудовой активности населения;
- обеспечивать квотирование рабочих мест для трудоустройства слабозащищенных категорий населения;
- проводить ярмарки вакансий, дни работодателя и службы занятости с участием средств массовой информации для информационного взаимодействия безработных с работодателями;
- создавать оптимальные условия для участия безработных в активных программах содействия занятости населения посредством привлечения средств работодателей, региональных и местных бюджетов;
- внедрять технологии профилирования безработных для сокращения времени поиска ими работы;
- осуществлять обучение согласно рейтингу востребованных на рынке труда;
- оптимизировать интеграцию служб занятости, союзов работодателей и образовательных учреждений по профессиональному обучению.
Наиболее функциональны следующие механизмы управления системой содействия трудоустройству (рис. 11 и 12).41
Так в основе оценки эффективности системы содействия трудоустройству населения должен лежать комплекс из пяти групп показателей, характеризующих фактическую эффективность данной системы. Оценку и сравнение социально-экономической эффективности деятельности служб занятости населения по реализации программ содействия занятости населения следует проводить на основе значений интегральных показателей по следующим группам: население; взаимодействие с работодателями; потенциал работников служб занятости; реализация программ содействия занятости населения; эффективность трудоустройства. 42
Ключевым выступает показатель эффективности трудоустройства населения инвестиционно-привлекательного региона, корреспондирующийся со следующими индикаторами:
где Nt – численность населения, обратившегося в службы занятости Краснодарского края и нашедшего работу в отчетном периоде, чел.;
Ntc – численность населения, трудоустроенного на постоянную работу за отчетный период, чел.
где Nut – численность безработного населения, нашедшего работу в отчетном периоде, чел.;
Nu – численность безработного населения Кубани, состоящего на учете в службе занятости на конец отчетного периода, чел.
где Nut12 – численность безработного населения Краснодарского края, нашедшего работу в отчетном периоде, с продолжительностью завершенной безработицы более 12 месяцев, чел.;
Nul – численность длительно безработного населения Краснодарского края (с продолжительностью безработицы более 12 месяцев) на конец отчетного периода, чел.
где Nrt – численность населения края из числа нуждающихся в социальной защите, трудоустроенного при содействии служб занятости в отчетном периоде, чел.;
Nr – численность населения из числа нуждающихся в социальной защите, состоящего на учете на конец отчетного периода, чел.
где Nvt – численность населения, направленного на профессиональное обучение в отчетном периоде, чел.;
Nw – численность населения, снятого с учета с начала отчетного периода, чел.
где Nut1 – численность безработного населения, нашедшего работу в отчетном периоде, с продолжительностью безработицы до 1 месяца (группа 1), чел.;
Nut2 – численность безработного населения, нашедшего работу в отчетном периоде, с продолжительностью безработицы от 1 до 4 месяцев (группа 2), чел.;
Nut3 – численность безработного населения, нашедшего работу в отчетном периоде, с продолжительностью безработицы от 4 до 8 месяцев (группа 3), чел.;
Nut4 – численность безработного населения Кубани, нашедшего работу в отчетном периоде, с продолжительностью безработицы от 8 до 12 месяцев (группа 4), чел.;
Nut5 – численность безработного населения Кубани, нашедшего работу в отчетном периоде, с продолжительностью безработицы более 12 месяцев (группа 5), чел.;
d1 – средняя продолжительность безработицы по группе 1, мес.;
d2 – средняя продолжительность безработицы по группе 2, мес.;
d3 – средняя продолжительность безработицы по группе 3, мес.;
d4 – средняя продолжительность безработицы по группе 4, мес.;
d5 – средняя продолжительность безработицы по группе 5, мес.;
dn – средняя продолжительность безработицы по группе n.
где Nml – численность трудоустроенного в отчетном периоде населения Кубани с заработной платой ниже величины прожиточного минимума, чел.
где Iet – среднемесячная заработная плата населения, трудоустроенного при содействии служб занятости в отчетном периоде, р.;
Ie – среднемесячная начисленная заработная плата в отчетном периоде, р.
где Ntg – численность населения, трудоустроенного временно, чел.;
Ntc – численность населения, трудоустроенного на постоянную работу, чел.
Интегральный показатель можно определить как сумму рангов показателей:
, (11)
где Q1-9 – ранги значений показателей 1 – 9.43
В целом, политика в области занятости населения должна быть направлена на регулирование занятости, предусматривающее законодательные, экономические и организационные меры воздействия, среди которых можно выделить такие как: подготовка и принятие соответствующих законодательных и иных правовых документов, определяющих конкретные пути, методы и механизмы решения проблемы занятости населения; разработка государственной программы содействия занятости населения РФ, а также специальных программ для лиц с ограниченными возможностями на рынке труда: женщин, молодежи, пенсионеров, военнослужащих и др.; ускоренное развитие приватизации, что приводят к более интенсивному развитию малых предприятий. Развитие малого бизнеса будет способствовать обеспечению нетрудоустроенных работой; осуществление структурной трансформации экономики, обеспечивающей, с одной стороны, высвобождение рабочей силы, а с другой, - спрос на нее; поддержка малого и среднего бизнеса. Проводимая в настоящее время политика правительства на рынке труда лишь смягчает проблему безработицы, но не решает ее полностью, поскольку это невозможно без общего оздоровления экономики. И именно расширение негосударственного сектора экономики за счет предприятий малого бизнеса должно сыграть особую роль в стабилизации рынка труда и повышения уровня занятости; введение льготного кредитования и налогообложения для предпринимателей, обеспечивающих сохранность рабочих мест и создание новых; повышение эффективности системы подготовки и переподготовки кадров. На сегодняшний день все отрасли народного хозяйства, государственные и негосударственные структуры испытывают дефицит в специалистах и руководителях, знающих рынок и его механизмы, а также в высококвалифицированных рабочих кадрах, соответствующих потребностям рыночного производства; развитие новых форм занятости. Это занятость, связанная с нестандартными режимами рабочего времени и формами организации труда; привлечение иностранных инвестиций для создания дополнительных рабочих мест; прогнозирование занятости и рынка труда. Это очень актуальная задача и, вместе с тем, наиболее слабое звено в деятельности государственной службы занятости; создание общегосударственной информационно-справочной системы, обеспечивающей получение полной информации о положении дел на рынке труда и повышающей эффективность принимаемых решений.
Формирование цивилизованного рынка труда в России – процесс длительный и сложный, который во многом определяется и опосредуется институциональной базой социально-трудовой сферы. Становление экономики знаний и усиление глобальной конкуренции приводят к тому, что рынок труда становится важнейшим среди рынков факторов производства. Вместе с тем рынки труда РФ и её регионов выступают открытыми системами динамического типа, т.е. распределение и использование трудовых ресурсов приобретает трансграничный характер. Таким образом, точками роста экономики в целом и социально-трудовой сферы, в частности, служат рынки труда инвестиционно-активных регионов России, нацеленных на эффективность управления рынка труда.
Рынок труда – это есть система социально-экономических отношений между государством, предпринимателями и наемными работниками по поводу использования рабочей силы в общественном производстве. Рынок труда как совокупность экономических отношений возникает между собственником рабочей силы (потенциальным наемным работником) и владельцем рабочих мест, выступающим в качестве покупателя. При этом для владельца рабочей силы создается возможность приступить к труду и получать трудовой доход, а для предпринимателя возникают экономические предпосылки для получения прибыли. Тем самым складываются отношения занятости.
Современный российский рынок труда - формирующаяся, нестабильная целостная совокупность взаимодействующих субъектов (государства, предприятий, наёмных работников) и их отношений по распределению, обмену и потреблению труда на основе закона спроса и предложения, слабо адаптирующаяся к достижениям научно-технического прогресса и обладающая недостаточной степенью гибкости. Он ещё окончательно не сформирован, характеризуется нестабильным развитием, слабо адаптирован к достижениям НТП, обладает нарушенной равновесной конъюнктурой.
Сегодня, чтобы обеспечивать функциональное формирование и развитие рынка труда, нужно прогнозировать потребности социально-экономического комплекса в кадрах по всем отраслям.
Меры, направленные на регулирование и эффективное управление рынком труда, как условие экономического развития страны, создают предпосылки к формированию эффективной политики занятости и адекватной стратегии экономических реформ.
В соответствии со структуризацией системы управления рынка труда существуют следующие направления эффективности управления: оптимизация процессов анализа вариантов программ развития рынка труда и содействия занятости населения; оптимизация процесса анализа вариантов управления качеством функционирования рынка труда; оптимизация программ планового контроля в сфере занятости по качеству охраны труда; оптимизация маркетинговой эффективности при управлении занятостью населения; оптимизация маркетингового взаимодействия субъектов рынка труда и рынка образовательных услуг.