Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 12:26, курсовая работа
Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства Саратовской области показала, что к 2010 году в области требуется построить 493 км дорог с твердым покрытием, причем 60% из них составляют дороги IV технической категории.
Бюджетные субсидии, направленные в регион, составили 1395 млн. руб. Этих субсидий недостаточно для покрытия расходов на строительство автомобильных дорог, поэтому необходимо привлечение дополнительных источников финансирования.
Дополнительное финансирование может, как закладываться в бюджет региона, так и осуществляться в рамках отдельных целевых программ и концепций по привлечению инвестиций в дорожное хозяйство Саратовской области.
Введение…………………………………………………………………………...3
Часть 1. Характеристика автомобильно-дорожного комплекса региона……...5
1.1. Единая транспортная система, ее значение в экономике региона…….…..5
1. 2. Анализ состояния автомобильно-дорожного комплекса региона………12
1. 3. Понятие и классификация автомобильных дорог………………………..17
1.4 Финансирование дорожной деятельности………………………….……...20
1.5. Дорожное хозяйство Саратовской области………………………………..22
Часть 2. Анализ экономического развития субъекта………………………….26
2.1. Административно-территориальное устройство России………………...26
2.2. Анализ отраслевой структуры промышленности
и сельского хозяйства региона………………………………………………….29
2.3. Общая характеристика Саратовской области……………………………..31
2.4. Экономика Саратовской области…………………………………………..32
2.5. Прогноз показателей обеспеченности автомобильными дорогами……..40
Часть 3. Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства Саратовской области…………………………………………………………….44
3.1. Расчет потребности региона в автомобильных дорогах………………….44
3.2. Определение ресурсного обеспечения программы……………………….47
Заключение……………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………………51
Исходя из представленных данных, можно сделать следующие выводы:
Перевозки грузов в РФ в основном осуществляются автомобильным транспортом (73% всего объема перевезенных грузов). Т.к. экономика страны имеет ярко выраженный сырьевой характер, трубопроводный транспорт занимает значительное место в перевозках грузов (более 11%). На долю железнодорожного транспорта приходится 13,8 % всех перевозок РФ. Доли внутреннего водного, морского и воздушного транспортов незначительны и составляют менее 2 % перевозок грузов.
Значительная
часть (54,2%) пассажиров для перемещения
выбирали автобусный транспорт; около
28% - троллейбусный и
В Московской области, также как и в Российской Федерации в целом, основная часть грузов (до 75 %) перевозится автомобильным транспортом. Жители Московской области передвигаются по большей части используя автомобильный транспорт.
В Саратовской области перевозки грузов также осуществляются в основном автомобильным транспортом (75,6%). Перевозка пассажиров в Саратовской области осуществляется в основном трамвайным, троллейбусным и внутренним водным транспортом (около 71% пассажиров).
1. 2. Анализ состояния автомобильно-
Автомобильно-дорожный комплекс (АДК) – совокупность автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
Дорожное хозяйство включает сеть автомобильных дорог общего пользования и государственное имущество, необходимое для их ремонта и содержания, а также юридических и физических ли, осуществляющих их обследование, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание, проведение научных исследований, подготовку кадров, изготовление, ремонт дорожной техники, добычу и переработку нерудных строительных материалов и иную деятельность, связанную со строительством и эксплуатацией автомобильных дорог.
Анализ
современного состояния дорожного
хозяйства и уровня развития автомобильных
дорог показывает, что дорожная сеть
страны в настоящее время не удовлетворяет
потребностям населения, нуждам национальной
безопасности и обороны страны и
не способно в полной мере решать задачи
территориальной связанности
Ежегодно 2000 человек погибают и 9000 человек получают ранения в ДТП, которым сопутствовали плохие дорожные условия.
Таблица 1.4
Протяженность автомобильных дорог в РФ в 2001-2008 гг. (тыс. км)
Показатель |
Годы | |||||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
1 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Автомобильные дороги, всего |
871 |
859 |
933 |
985 |
940 |
983 |
в т.ч. общего пользования |
601 |
581 |
701 |
746 |
754 |
793 |
из них: дороги с твердым покрытием, всего |
738 |
725 |
755 |
771 |
754 |
776 |
в т.ч. общего пользования |
546 |
531 |
597 |
624 |
629 |
647 |
из них: федеральные |
47 |
47 |
47 |
49 |
50 |
50 |
территориальные |
499 |
484 |
465 |
469 |
456 |
450 |
ведомственные |
191 |
195 |
158 |
147 |
125 |
147 |
Рис. 2. Протяженность автомобильных дорог в РФ
Таблица 1. 5
Протяженность
автомобильных дорог в
и Саратовской области в 2008 году (км)
Показатель |
Московская область |
Пермский край |
1 |
2 |
3 |
Автомобильные дороги, всего |
33105 |
12414 |
в т.ч. общего пользования |
30086 |
10962 |
из них: дороги с твердым покрытием, всего |
27229 |
11799 |
в т.ч. общего пользования |
24548 |
10711 |
из них: федеральные |
2451 |
717 |
территориальные |
14381 |
9801 |
Местные |
7716 |
193 |
Рис. 3. Протяженность автомобильных дорог в Московской области
и Саратовской области в 2008 г.
Таблица 1.6
Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием в РФ, Московской области и Пермском крае (км)
Протяженность автомобильных дорог
общего и необщего пользования |
в том числе | |||||||
2000 |
2005 |
2007 |
2008 |
2000 |
2005 |
2007 |
2008 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Российская Федерация |
752387 |
724196 |
770995 |
754143 |
532393 |
530528 |
624194 |
629373 |
Московская область |
20027 |
21479 |
27085 |
27229 |
16134 |
16810 |
24057 |
24548 |
Саратовская область |
14668 |
13202 |
12903 |
11799 |
10169 |
10469 |
10502 |
10711 |
Рис. 4.
Протяженность автомобильных
Таблица 1.7
Аварийность на дорогах в 2008 году (на 100 000 человек населения)
ДТП по вине водителя |
В т.ч. по вине водителя в состоянии опьянения | ||||||
число |
Пострадало, чел. |
число |
Уд. вес в общем числе ДТП,% |
Пострадало, чел. | |||
погибло |
ранено |
погибло |
ранено | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
В РФ |
183349 |
24900 |
239472 |
13611 |
7,4 |
2383 |
19887 |
Московская область |
10533 |
1715 |
13603 |
432 |
4,1 |
39 |
632 |
Саратовская область |
2165 |
373 |
2686 |
142 |
6,6 |
18 |
205 |
Таблица 1.8
ДТП на дорогах по годам (на 100 тыс. человек населения)
Пока-затель |
Регион |
Года | |||||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Число ДТП |
Российская Федерация |
112,6 |
126,9 |
141,3 |
145,0 |
156,1 |
160,8 |
164,5 |
153,8 |
Московская область |
146,2 |
204,6 |
212,3 |
210,5 |
215,4 |
222,7 |
215,3 |
187,1 | |
Саратовская область |
82,2 |
87,1 |
95,6 |
90,0 |
90,8 |
100,4 |
105,4 |
100,4 | |
Погибло людей в ДТП |
Российская Федерация |
21,2 |
22,9 |
24,6 |
24,0 |
23,7 |
23,0 |
23,4 |
21,1 |
Московская область |
41,4 |
45,2 |
46,1 |
45,2 |
42,4 |
42,5 |
43,0 |
33,6 | |
Саратовская область |
13,3 |
17,1 |
19,3 |
17,6 |
17,3 |
16,6 |
18,1 |
16,7 | |
Ранено людей в ДТП |
Российская Федерация |
128,6 |
148,4 |
168,7 |
174,8 |
192,1 |
200,3 |
205,6 |
190,8 |
Московская область |
153,6 |
240,6 |
256,1 |
251,4 |
267,3 |
280,9 |
265,5 |
226,2 | |
Саратовская область |
97,1 |
102,1 |
110,5 |
103,3 |
108,1 |
119,1 |
125,2 |
118,7 |
Анализируя
данные о протяженности автомобильных
дорог в Российской Федерации
за 2001-2008 гг., можно сказать, что в
целом протяженность дорог
Протяженность дорог общего пользования увеличилась на 2,3%. Следует отметить, что до 2007 г. в России более 540 тыс. км автомобильных дорог не включены в общероссийскую дорожную сеть, но фактически выполняют функции автомобильных дорог общего пользования.
Другой
острой проблемой является состояние
примерно 550 тыс. км ведомственных и
частных дорог, основная часть которых
по своим параметрам не может быть
отнесена ни к одной из категорий
в соответствии со строительными
нормами и правилами. Их нормальная
эксплуатация, с учетом обеспечения
движения общественного транспорта,
невозможна без проведения работ
по доведению до нормативного уровня.
Значительная часть частных дорог
находится в ведении
Рис. 5. Число ДТП на 100 тыс. человек по регионам
Рис. 6. Гибель людей в ДТП на 100 тыс. человек населения по регионам
Рис. 7. Ранено людей в ДТП на 100 тыс. человек населения по регионам
1. 3. Понятие и классификация автомобильных дорог
Федеральным законом 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», а также «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», даны следующие определения о классификации автомобильных дорог.
Автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильных дорог и расположенные на них (или под ними) конструктивные элементы и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью (защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты и элементы обустройства автомобильной дороги).
Дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Владельцы автомобильных
дорог – исполнительные органы государственной
власти, местная администрация (исполнительно-