Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства в Саратовской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 12:26, курсовая работа

Краткое описание

Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства Саратовской области показала, что к 2010 году в области требуется построить 493 км дорог с твердым покрытием, причем 60% из них составляют дороги IV технической категории.
Бюджетные субсидии, направленные в регион, составили 1395 млн. руб. Этих субсидий недостаточно для покрытия расходов на строительство автомобильных дорог, поэтому необходимо привлечение дополнительных источников финансирования.
Дополнительное финансирование может, как закладываться в бюджет региона, так и осуществляться в рамках отдельных целевых программ и концепций по привлечению инвестиций в дорожное хозяйство Саратовской области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Часть 1. Характеристика автомобильно-дорожного комплекса региона……...5
1.1. Единая транспортная система, ее значение в экономике региона…….…..5
1. 2. Анализ состояния автомобильно-дорожного комплекса региона………12
1. 3. Понятие и классификация автомобильных дорог………………………..17
1.4 Финансирование дорожной деятельности………………………….……...20
1.5. Дорожное хозяйство Саратовской области………………………………..22
Часть 2. Анализ экономического развития субъекта………………………….26
2.1. Административно-территориальное устройство России………………...26
2.2. Анализ отраслевой структуры промышленности
и сельского хозяйства региона………………………………………………….29
2.3. Общая характеристика Саратовской области……………………………..31
2.4. Экономика Саратовской области…………………………………………..32
2.5. Прогноз показателей обеспеченности автомобильными дорогами……..40
Часть 3. Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства Саратовской области…………………………………………………………….44
3.1. Расчет потребности региона в автомобильных дорогах………………….44
3.2. Определение ресурсного обеспечения программы……………………….47
Заключение……………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………………51

Вложенные файлы: 1 файл

kurbatov_planirovanie.docx

— 1.13 Мб (Скачать файл)

 

Исходя из представленных  данных, можно сделать  следующие выводы:

Перевозки грузов в РФ в основном осуществляются автомобильным  транспортом (73% всего  объема перевезенных грузов). Т.к. экономика  страны имеет ярко выраженный сырьевой характер, трубопроводный транспорт  занимает значительное место в перевозках грузов (более 11%). На долю железнодорожного транспорта приходится 13,8 % всех перевозок  РФ. Доли внутреннего водного, морского и воздушного транспортов незначительны и составляют менее 2 % перевозок грузов.

Значительная  часть (54,2%) пассажиров для перемещения  выбирали автобусный транспорт; около 28% - троллейбусный и метрополитенный  транспорты.

В Московской области, также как и в Российской Федерации в целом, основная часть  грузов (до 75 %) перевозится автомобильным транспортом. Жители Московской области передвигаются по большей части используя автомобильный транспорт.

В Саратовской области перевозки грузов также осуществляются в основном автомобильным транспортом (75,6%). Перевозка пассажиров в Саратовской области осуществляется в основном трамвайным, троллейбусным и внутренним водным транспортом (около 71% пассажиров).

 

1. 2. Анализ состояния автомобильно-дорожного  комплекса региона

Автомобильно-дорожный комплекс (АДК) – совокупность автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

Дорожное хозяйство включает сеть автомобильных дорог общего пользования и государственное имущество, необходимое для их ремонта и содержания, а также юридических и физических ли, осуществляющих их обследование, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание, проведение научных исследований, подготовку кадров, изготовление, ремонт дорожной техники, добычу и переработку нерудных строительных материалов и иную деятельность, связанную со строительством и эксплуатацией автомобильных дорог.

Анализ  современного состояния дорожного  хозяйства и уровня развития автомобильных  дорог показывает, что дорожная сеть страны в настоящее время не удовлетворяет  потребностям населения, нуждам национальной безопасности и обороны страны и  не способно в полной мере решать задачи территориальной связанности отдельных  регионов и населенных пунктов. Значительная часть автомобильных дорог на подходах к крупным городам исчерпала пропускную способность и работает в режиме перегрузки. Происходящая децентрализация экономики привела к появлению новых транспортных связей регионов между собой, а также с зарубежными связями, реализация которых не требует вынужденного, по причине сложившейся конфигурации сети, заезда в Москву и другие крупные города. Недостаточная возможность альтернативного проезда, а во многих регионах такой возможности нет, приводит к перепробегу автомобильного транспорта и перегрузке транспортных узлов вблизи крупных городов. Низкий технический уровень автомобильных дорог обуславливает высокий размер транспортной составляющей в себестоимости продукции, себестоимость перевозок в 1,5 раза больше, расход горючего на 30% превышает аналогичные показатели развитых стран.

Ежегодно 2000 человек погибают и 9000 человек получают ранения в ДТП, которым сопутствовали  плохие дорожные условия.

Таблица 1.4

Протяженность автомобильных дорог  в РФ в 2001-2008 гг. (тыс. км)

 

Показатель

Годы

2004

2005

2006

2007

2008

2009

1

5

6

7

8

9

10

Автомобильные дороги, всего

871

859

933

985

940

983

в т.ч. общего пользования

601

581

701

746

754

793

из них: дороги с твердым покрытием, всего

738

725

755

771

754

776

в т.ч. общего пользования

546

531

597

624

629

647

из них: федеральные

47

47

47

49

50

50

территориальные

499

484

465

469

456

450

ведомственные

191

195

158

147

125

147


 

                      Рис. 2. Протяженность автомобильных  дорог  в РФ

                                                                                                           

Таблица 1. 5

           Протяженность  автомобильных дорог в Московской  области

и Саратовской области в 2008 году (км)

Показатель

    Московская область

Пермский край

1

2

3

Автомобильные дороги, всего

33105

12414

в т.ч. общего пользования

30086

10962

из них: дороги с твердым покрытием, всего

27229

11799

в т.ч. общего пользования

24548

10711

из них: федеральные

2451

717

территориальные

14381

9801

Местные

7716

193




 

Рис. 3. Протяженность автомобильных  дорог  в Московской области

и Саратовской области  в 2008 г.

Таблица 1.6

Протяженность автомобильных  дорог с твердым покрытием  в РФ,  Московской области и  Пермском крае (км)

 

Протяженность автомобильных дорог  общего и необщего пользования  
с твердым покрытием

в том числе  
общего пользования

2000

2005

2007

2008

2000

2005

2007

2008

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Российская Федерация

752387

724196

770995

754143

532393

530528

624194

629373

Московская область

20027

21479

27085

27229

16134

16810

24057

24548

Саратовская область

14668

13202

12903

11799

10169

10469

10502

10711


 

Рис. 4. Протяженность автомобильных дорог  с твердым покрытием в Московской и Саратовской областях

 

Таблица 1.7

Аварийность на дорогах в 2008 году (на 100 000 человек  населения)

 

ДТП по вине водителя

В т.ч. по вине водителя в состоянии опьянения

число

Пострадало, чел.

число

Уд. вес в общем числе ДТП,%

Пострадало, чел.

погибло

ранено

погибло

ранено

1

2

3

4

5

6

7

8

В РФ

183349

24900

239472

13611

7,4

2383

19887

Московская область

10533

1715

13603

432

4,1

39

632

Саратовская область

2165

373

2686

142

6,6

18

205


Таблица 1.8

ДТП на дорогах по годам (на 100 тыс. человек населения)

Пока-затель

Регион

Года

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Число ДТП

Российская Федерация

112,6

126,9

141,3

145,0

156,1

160,8

164,5

153,8

Московская область

146,2

204,6

212,3

210,5

215,4

222,7

215,3

187,1

Саратовская область

82,2

87,1

95,6

90,0

90,8

100,4

105,4

100,4

Погибло людей в ДТП

Российская Федерация

21,2

22,9

24,6

24,0

23,7

23,0

23,4

21,1

Московская область

41,4

45,2

46,1

45,2

42,4

42,5

43,0

33,6

Саратовская область

13,3

17,1

19,3

17,6

17,3

16,6

18,1

16,7

Ранено людей в ДТП

Российская Федерация

128,6

148,4

168,7

174,8

192,1

200,3

205,6

190,8

Московская область

153,6

240,6

256,1

251,4

267,3

280,9

265,5

226,2

Саратовская область

97,1

102,1

110,5

103,3

108,1

119,1

125,2

118,7


Анализируя  данные о протяженности автомобильных  дорог в Российской Федерации  за 2001-2008 гг., можно сказать, что в  целом протяженность дорог увеличилась  с 2001 г. на 4,7%.

Протяженность дорог общего пользования увеличилась  на 2,3%. Следует отметить, что до 2007 г. в России более 540 тыс. км автомобильных дорог не включены в общероссийскую дорожную сеть, но фактически выполняют функции автомобильных дорог общего пользования.

Другой  острой проблемой является состояние  примерно 550 тыс. км ведомственных и  частных дорог, основная часть которых  по своим параметрам не может быть отнесена ни к одной из категорий  в соответствии со строительными  нормами и правилами. Их нормальная эксплуатация, с учетом обеспечения  движения общественного транспорта, невозможна без проведения работ  по доведению до нормативного уровня. Значительная часть частных дорог  находится в ведении предприятий, которые зачастую не имеют средств  и мотивации финансировать их содержание. Кроме того, более 25% частных дорог в результате ликвидации предприятий остались бесхозными.

Рис. 5. Число  ДТП на 100 тыс. человек по регионам

 

Рис. 6. Гибель людей в ДТП на 100 тыс. человек населения  по регионам

 

 

Рис. 7. Ранено людей в ДТП на 100 тыс. человек  населения  по регионам

1. 3. Понятие и классификация  автомобильных дорог

Федеральным законом 257-ФЗ «Об автомобильных  дорогах и дорожной деятельности в РФ», а также «О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты РФ», даны следующие определения  о классификации автомобильных  дорог.

Автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильных дорог и расположенные на них (или под ними) конструктивные элементы и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью (защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты и элементы обустройства автомобильной дороги).

Дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Владельцы автомобильных  дорог – исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительные органы муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами в соответствии с законодательством РФ.

Информация о работе Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства в Саратовской области