Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства в Саратовской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 12:26, курсовая работа

Краткое описание

Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства Саратовской области показала, что к 2010 году в области требуется построить 493 км дорог с твердым покрытием, причем 60% из них составляют дороги IV технической категории.
Бюджетные субсидии, направленные в регион, составили 1395 млн. руб. Этих субсидий недостаточно для покрытия расходов на строительство автомобильных дорог, поэтому необходимо привлечение дополнительных источников финансирования.
Дополнительное финансирование может, как закладываться в бюджет региона, так и осуществляться в рамках отдельных целевых программ и концепций по привлечению инвестиций в дорожное хозяйство Саратовской области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Часть 1. Характеристика автомобильно-дорожного комплекса региона……...5
1.1. Единая транспортная система, ее значение в экономике региона…….…..5
1. 2. Анализ состояния автомобильно-дорожного комплекса региона………12
1. 3. Понятие и классификация автомобильных дорог………………………..17
1.4 Финансирование дорожной деятельности………………………….……...20
1.5. Дорожное хозяйство Саратовской области………………………………..22
Часть 2. Анализ экономического развития субъекта………………………….26
2.1. Административно-территориальное устройство России………………...26
2.2. Анализ отраслевой структуры промышленности
и сельского хозяйства региона………………………………………………….29
2.3. Общая характеристика Саратовской области……………………………..31
2.4. Экономика Саратовской области…………………………………………..32
2.5. Прогноз показателей обеспеченности автомобильными дорогами……..40
Часть 3. Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства Саратовской области…………………………………………………………….44
3.1. Расчет потребности региона в автомобильных дорогах………………….44
3.2. Определение ресурсного обеспечения программы……………………….47
Заключение……………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………………51

Вложенные файлы: 1 файл

kurbatov_planirovanie.docx

— 1.13 Мб (Скачать файл)

Производство  искусственных и синтетических  волокон является главным направлением в развитии химии нашей области.

Балаковский комбинат химического волокна выпускает высокопрочный вискозный корд. Автомобильные шины, изготовленные на основе балаковской кордной ткани, служат дольше, чем обычные (на 30—35 процентов). Кроме корда, на Балаковском комбинате изготовляется штапельное волокно, целлофан и другая продукция.

Тонкое  и очень прочное капроновое волокно, изготовляемое на Энгельсском комбинате химических волокон, используется текстильщиками, металлистами, химиками и энергетиками, работниками многих отраслей промышленности. Кроме капронового шелка энгельсскими химиками выпускается ацетатный шелк.

На Саратовском  химическом комбинате освоено производство синтетического спирта, служащего сырьем для производства синтетического волокна  — нитрона, производство которого также  освоено. Нитрон нашел широкое применение в текстильной, трикотажной, галантерейной  промышленности, а также в производстве корднотехнической ткани, деталей приборов, машин и т. д. Саратовский гидролизный завод вырабатываете этиловый спирт из древесных опилок.

Саратовская область в настоящее время  принадлежит к ведущим районам  Большой химии. За девятую пятилетку  объем производства на предприятиях химической и нефтеперерабатывающей промышленности возрастет почти в 2 раза.

Все отрасли  пищевой промышленности оснащены первоклассным  оборудованием.

Старые  отрасли промышленности — лесопильная  и деревообрабатывающая — в настоящее  время реконструированы. Предприятия  этих отраслей работают на сплавном лесе из районов Западного Урала (по Каме) и Европейского Севера (по Волге). Наиболее крупным является саратовский лесопильный  комбинат имени Первой пятилетки, саратовские  мебельный и мебельно-деревообрабатывающий комбинаты; мебельная фирма «Саратов»  будет поставлять полированную мебель за границу.

Лесопильные и мебельные предприятия находятся  также в Энгельсе, Балакове, Вольске, Пугачеве и др.

Из предметов  широкого потребления производятся холодильники, пианино, кровати, радиорепродукторы, эмалированная посуда и многое другое.

 
         Валовой Региональный Продукт (ВРП) – обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг. Рассчитывается в текущих основных ценах и рыночных ценах (номинальный объем ВРП), а также в сопоставимых ценах (реальный ВРП).

ВРП представляет собой вновь созданную стоимость товаров и услуг, произведенную на территории региона и определенную как разница между выпуском и промежуточным потреблением. Показатель ВРП является по своему экономическому содержанию весьма близким к показателю валового внутреннего продукта (ВВП). Однако между показателями ВВП (на федеральном уровне) и ВРП (на региональном уровне) есть существенная разница.

Сумма валовых региональных продуктов  по России неравнозначна ВВП, поскольку  не включает добавленную стоимость  по нерыночным коллективным услугам (оборона, государственное управление и т.д.), оказываемым государственными учреждениями обществу в целом.

В структуре  валового регионального продукта основными  видами экономической деятельности являлись: обрабатывающие производства; транспорт и связь; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; оптовая  и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования.

Индекс  физического объема валового регионального  продукта – относительный показатель, характеризующий изменение объема валового регионального продукта в текущем периоде по сравнению с базисным. Этот индекс показывает на сколько увеличился физический объем ВРП (т.е. исключается влияние изменения цен).

 

Таблица 2.1.

Показатель

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Российская федерация

 

Валовой региональный  продукт:

всего, млн. руб.

5753671,6

7170968,2

8741219,2

10742423,3

13964305,4

18034385,2

22492119,6

28254787,5

на душу населения, руб.

39532,3

49474,8

60611,4

74884,9

97864,8

126014,2

157853,5

198816,5

Индекс физического объема валового регионального продукта,

в % к предыдущему году

110,6

106,0

105,5

107,6

107,4

107,6

108,3

108,3

Московская область

 

Валовой региональный  продукт: всего, млн. руб.

176693,6

235159,6

312950,0

412089,3

535204,4

708062,1

934328,9

1306077,0

на душу населения, руб.

26687,7

35569,3

47323,5

62254,8

80775,1

106814,3

140778,1

196130,6

Индекс физического объема валового регионального продукта,

 в % к предыдущему году

106,6

107,0

104,9

112,2

113,4

107,6

108,7

110,5

Саратовская область

 

Валовой региональный  продукт: всего, млн. руб.

63068,2

83665,7

97326,4

119909,0

151636,9

170930,5

204291,2

261682,9

на душу населения, руб.

23315,4

31094,4

36413,6

45189,0

57555,1

65314,9

78518,7

101053,0

Индекс физического объема валового регионального продукта,

 в % к предыдущему году

113,1

103,1

105,4

109,8

108,4

105,6

105,6

108,2


Валовой Региональный продукт РФ, Московской области и Саратовской области (в текущих основных ценах) 

Исходя  из данных таблицы о ВРП РФ, можно  сказать, что ВРП растет из года в  год, в общем, с 2001 года ВРП вырос  в 4,9 раза и к 2008 году составил 28 254 787,5 млн. руб.

В Московской области ВРП вырос к 2008 году по сравнению с 2001 годом на 739,18 %. В Саратовской области рост также был значительным (414,9 %), хотя и ниже чем в Московской области.

Динамика  ВРП на душу населения показывает снижение дифференциации между группами от регионов с высоким уровнем развития, до регионов с низким уровнем развития в рассматриваемом периоде.

ВРП на душу населения по всем представленным регионам также имеет тенденцию к росту  в последние годы. ВРП на душу населения в Саратовской области меньше аналогичного показателя по Московской области в 1,94 раза, и ниже, чем ВРП на душу населения в РФ в 1,97 раз.

Индекс физического  объема валового регионального продукта  
отражает прирост ВРП в ежегодной динамике. Он показывает, на сколько увеличился физический объем ВРП.

Наибольший  прирост ВРП по РФ был отмечен  в 2007 и 2008 годах (8,3%), в Московской области – в 2005 году (13,4%), в Саратовской области – в 2004 году (9,8 %).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Прогноз показателей  обеспеченности автомобильными  дорогами

Обеспеченность  народного хозяйства транспортом, в том числе автомобильными дорогами, характеризуется системой показателей, определяющих:

  1. уровень развития дорожной сети
  2. уровень использования дорог
  3. уровень сбалансированности сети дорог с потребностями в них народного хозяйства
  4. уровень обеспеченности народного хозяйства и населения автомобильными дорогами

Группа территориальных показателей определяет степень обеспеченности территорий автомобильными дорогами в расчете на 1000 км2.

Таблица 2.2.

Густота автомобильных дорог общего пользования  с твердым покрытием

годы

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

1

2

3

4

5

6

7

8

9

РФ

 

протяженность автомобильных дорог  общего пользования с твердым  покрытием, тыс.км

537037

541134

544201

546353

530528

597420

624194

629373

S, тыс.км2

17098,2

17098,2

17098,2

17098,2

17098,2

17098,2

17098,2

17098,2

показатель L/1000 км2

31,41

31,65

31,83

31,95

31,03

34,94

36,51

36,81

         Московская область

 

протяженность автомобильных дорог  общего пользования с твердым  покрытием, км

16299

16408

16537

16723

16810

21555

24057

24548

S, тыс.км2

45,8

45,8

45,8

45,8

45,8

45,8

45,8

45,8

показатель L/1000 км2

355,87

358,25

361,07

365,13

367,03

470,63

525,26

535,98

Саратовская область

 

протяженность автомобильных дорог  общего пользования с твердым  покрытием, км

10231

10303

10364

10419

10469

10470

10502

10711

S, тыс.км2

101,6

101,6

101,6

101,6

101,6

101,6

101,6

101,6

показатель L/1000 км2

100,7

101,4

102,0

102,6

103,0

103,1

103,4

105,4


 

Дифференциация  показателей в группе зависит  от протяженности дорог разной значимости, типа покрытия, их технического состояния, определенных для всей территории или  экономически активной её части. 

Группа демографических  показателей характеризует обеспеченность районов дорогами по отношению к численности, плотности и размещению населения. Показатели группы определяют протяженность дорог в расчете на 1000 жителей.

Таблица 2.3.

Обеспеченность  автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием

годы

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

1

2

3

4

5

6

7

8

9

РФ

 

протяженность автомобильных дорог  общего пользования с твердым  покрытием, тыс. км

537037

541134

544201

546353

530528

597420

624194

629373

H, тыс.чел

145649

144964

144168

143474

142754

142221

142009

141904

Показатель км/1000 чел

3,687

3,733

3,775

3,808

3,716

4,20

4,395

4,435

    Московская область

 

протяженность автомобильных дорог  общего пользования с твердым  покрытием, км

16299

16408

16537

16723

16810

21555

24057

24548

H, тыс.чел

6609

6617

6622

6630

6628

6646

6673

6713

Показатель км/1000 чел

2,46

2,48

2,5

2,52

2,54

3,24

3,6

3,66

Саратовская область

 

протяженность автомобильных дорог  общего пользования с твердым  покрытием, км

10231

10303

10364

10419

10469

10470

10502

10711

H, тыс.чел

2682

2663

2644

2626

2608

2595

2584

2573

Показатель км/1000чел

3,81

3,87

3,92

3,97

4,01

4,03

4,06

4,16


 

Качественные показатели развития сети дорог

Определяются  различными факторами, характеризующими тип покрытия, техническое состояние  дорог, условия проезжаемости, уровень загрузки и др.

Уровень обеспеченности дорогами потребности  народного хозяйства может оцениваться  показателями, устанавливающими зависимость  между протяженностью автомобильных  дорог и развитием производственных сил. К таким показателям относится коэффициент Энгеля:

где L – длина дорог общего пользования с твердым покрытием, км.

S – площадь территории, тыс. км2

H – численность населения, тыс. чел.

Таблица 2.4.

Коэффициент Энгеля в РФ, Московской и Саратовской областях

годы

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

Российская Федерация

Кэ

10,76

10,87

10,96

11,03

10,74

12,12

12,67

12,78

 

Московская область

Кэ

29,62

29,81

30,03

30,35

30,51

39,07

43,52

44,27

 

Республика Башкортостан

Кэ

19,60

19,81

20,00

20,17

20,34

20,39

20,50

20,95


 

Также рассчитываются следующие показатели для РФ, Московской области и Саратовской области:

Информация о работе Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства в Саратовской области