Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 15:32, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время проблема формирование бюджетных статей, проблема снижения государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От их решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.
Государственный долг – это продолжение дефицита. Бюджетный дефицит по причинам возникновения различается как структурный дефицит и циклический. Циклический дефицит государственного бюджета образуется в результате сокращения налоговых поступлений и увеличения государственных трансфертов в связи с экономическим спадом. Структурный дефицит государственного бюджета - это разность между расходной и доходной частями бюджета в условиях достаточно равновесного функционирования экономической системы.11
В случае, когда бюджетный дефицит сохраняется на протяжении долгого периода, и не принимаются адекватные меры по совершенствованию производственно-экономических отношений в государстве, возможности правительства по проведению стабилизационной политики существенно ограничиваются.
Причины возникновения государственного долга обусловлены, как правило, кризисными явлениями в экономике. Они определяются:
При значительных размерах государственного долга затраты по его обслуживанию могут стать причиной экономического кризиса. Общий дефицит государственного бюджета, за вычетом процентных выплат по государственному долгу, называется первичным дефицитом.
Значительное возрастание государственного долга приводит к существенному сокращению уровня жизни населения, поскольку при наличии значительного долга происходят перераспределение и утечка национального капитала за пределы государства.
В управлении государственным
долгом используются также такие меры,
как конверсия, консолидация, обмен облигаций
по регрессивному соотношению, отсрочка
погашения и аннулирование займов.
Под конверсией понимается изменение
доходности займов. Оно может предусматривать
как уменьшение, так и увеличение доходности
государственных ценных бумаг. Под консолидацией
займов понимается изменение их сроков
обычно в сторону увеличения. Возможно
совмещение консолидации с конверсией.
Обмен облигаций по регрессивному соотношению
означает, что несколько ранее выпущенных
облигаций приравниваются к одной новой
облигации. Эта мера эффективна, когда
погашение ранее выпущенных облигаций
и уплату процентов по ним нужно осуществлять
в новых полноценных деньгах. Отсрочка
погашения займа используется правительством
в случаях, когда выпуск новых займов не
приносит экономического эффекта, поскольку
большая часть поступлений от новых займов
направляется на погашение и выплату процентов
по старым займам. При отсрочке погашения
займов не только отодвигаются сроки,
но и прекращается выплата доходов. В этом
отличие отсрочки погашения от консолидации
займов, при которой владельцам облигаций
продолжает выплачиваться доход.12
Аннулирование государственного долга — крайняя мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам, она обычно является следствием прихода к власти новых политических сил.
Бюджетный дефицит и государственный долг взаимосвязаны.
При образовании дефицита государственного бюджета возникают проблемы его покрытия с наименьшими потерями для экономики. Существует несколько путей:
1. Сокращение расходов госбюджета. Данный путь не всегда выполним, т.к. уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что снижает стимулы производства.
2. Увеличение налогов. Данный путь ведет к уменьшению инвестиций и потребления, снижет возможность роста ВВП.
3. Превращение дефицита бюджета в государственный долг. Это происходит из-за обращения государства за кредитом к национальным банкам; превращения кредита во внешний долг при получении его от иностранных государств; выпуска облигаций.
4. Выплата государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии. Данный путь погашения бюджетного дефицита – самый опасный, он ведет к лавинообразному течению инфляции. К этому способу государства прибегают в случае невозможности или неумения использовать иные источники. Это способ отказа от части долга, т.к. его выплата происходит обесцененными деньгами.
Обслуживание государственного долга приводит к вытеснению частного капитала, так как рыночная ставка процента растет; рост налогов для оплаты долга снижает экономическую активность - происходит перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.
Соотношение долг/ВВП характеризует бремя долга, его величина зависит от размера реальной ставки процента, темпов роста реального ВВП и величины первичного дефицита.13
Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга проявляется и в выпуске займов для его покрытия и последующим нарастанием долговых последствий. Увеличивается государственный долг и необходимость выплаты его с процентами. Со временем текущие займы превращаются в последующие налоги.
Поэтому государства, имеющие большие долги, вынуждены постоянно к ним прибегать для погашения процентов по долгу. Покрывая старые долги, государство прибегает к еще большим займам. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП.
Однако государственный долг является либо элементом государственного регулирования экономики, связанным с обеспечением прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства, либо во многих случаях служит отражением кризисных процессов, протекающих в экономике, и требует принятия со стороны правительства незамедлительных стабилизационных мер.14
Управление государственным долгом в широком смысле, как одно из направлений финансовой политики, находится в руках органов власти управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость, а также целесообразность, осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных отраслей экономики, районов страны и т.п. С целью своевременного выявления недостатков в управлении госдолгом, государственным органам необходимо провести анализ состояния, проследить динамику государственного долга за ряд лет.
2. Анализ состояния и динамика государственного долга РФ на современном этапе
Размер государственного долга в абсолютном выражении не дает полного представления о состоянии экономики и платежеспособности страны. Для оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема государственного долга мировая практика выработала долговые показатели (коэффициенты). Одним из критериев оценки долговой устойчивости является анализ объема ресурсов, которыми располагает страна должник, то есть размер и темпы роста ВВП в сопоставлении с государственным долгом. Этот показатель позволяет оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражает ее потенциальные возможности переориентировать национальное производство на экспорт в целях получения иностранной валюты и обеспечения способности погасить внешний долг. Чем выше данный показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено направлять не на внутреннее развитие, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. Если накопленный долг превышает объем средств, который в средне- и долгосрочной перспективе страна-дебитор может направить на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация «долгового навеса». Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга принято считать превышение объемом долга 50% объема ВВП. Подобное положение было характерно для экономики РФ с начала 1990-х гг. и вплоть до 2001г.
Вместе с тем в структуре государственного долга России при некотором снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и "новых" внешних долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области государственного долга, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Государственный долг становится все более единым, и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру. Показатель "государственный долг/доходы" используется международными финансовыми организациями для оценки долговой устойчивости суверенного заемщика, то есть такого состояния государственного внешнего долга, при котором правительство выполняет обязательства по его обслуживанию в полном объеме без ущерба темпам экономического и социального развития и необходимости прибегать к списанию или реструктуризации задолженности.15
По состоянию на 1 июля 2011г. объем государственного долга Российской Федерации составил 4,6 трлн. руб., в том числе государственный внутренний долг – 3,6 трлн. руб., государственный внешний долг – 36,8 млрд. долл. США (эквивалентно 1,0 трлн. руб.). В предстоящий период объем государственного долга будет ежегодно возрастать, достигнув к концу 2014 года уровня 12 трлн. руб. или 17% ВВП. При этом объем внешних обязательств государства вырастет почти в 2 раза, составив около 2,0 трлн. руб., внутренних – в 2,8 раз, достигнув почти 10 трлн. руб.16
Динамика объема государственного долга РФ в % к ВВП представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Динамика объема государственного долга РФ за 2004-2014 гг.
Годы |
Внешний долг, млрд.руб. |
Внутренний долг, млрд. руб |
Совокупный долг в % к ВВП |
2004 |
3166 |
779 |
23,2 |
2005 |
2201 |
875 |
14,2 |
2006 |
1371 |
1065 |
9,0 |
2007 |
1102 |
1301 |
7,2 |
2008 |
1192 |
1500 |
6,5 |
2009 |
1138 |
2095 |
8,3 |
2010 |
1218 |
2940 |
9,3 |
2011 |
1242 |
4732 |
11,2 |
2012 |
1487 |
6621 |
14,1 |
2013 |
1778 |
8467 |
16,1 |
2014 |
1974 |
9977 |
17,0 |
Таблица 2 - Показатели долговой устойчивости Российской Федерации (бюджетная позиция)
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Пороговое значение |
1.Отношение гос. долга РФ к ВВП |
11,2% |
14,1% |
16,1% |
17,0% |
25% |
2.Доля расходов на |
3,2% |
3,6% |
4,0% |
4,5% |
10% |
3.Отношение расходов на обслуживание и погашение гос. долга РФ к доходам федерал. бюджета |
8,2% |
9,7% |
10,4% |
11,8% |
10% |
4.Отношение государ. долга РФ к доходам федерал. бюджета |
58,0% |
76,3% |
87,7% |
94,5% |
100% |
5.Отношение гос. внешнего долга РФ к годовому объему эскпорта товаров и услуг |
8,7% |
10,9% |
12,5% |
13,2% |
220 % |
6.Отношение расходов на |
0,6% |
0,6% |
0,6% |
0,7% |
25% |
Приведенные данные свидетельствует, что возросшие объемы заимствований в плановом периоде увеличат нагрузку на федеральный бюджет, однако по числу большинства индикаторов, рассчитанных в соответствии с международной методикой, бюджетная устойчивость сохранится. Вместе с тем в связи с ростом бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение расходных обязательств по обслуживанию и погашению долга в 2012 – 2013 годах происходит превышение предельного значения (10 %) показателя ликвидности федерального бюджета (отношение бюджетных ассигнований на обслуживание и погашение долга к доходам федерального бюджета) в 2012 году - на 1,7 процентного пункта, в 2013 году - на 2,4 процентных пункта.
Информация о работе Расходы на здравоохранение в Алтайском крае