Ревизия и котроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 18:42, курс лекций

Краткое описание

Финансовый контроль – это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.

Вложенные файлы: 1 файл

Ревизия и контроль. Курс лекций..doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль и ревизия.

 

Курс лекций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие принципы ФК.

Финансовый контроль – это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками. Соответственно государственный финансовый контроль – это финансовый контроль, осуществляемый государственными органами или от имени государства в целях обеспечения единой государственной финансовой политики и финансовых интересов государства и его граждан.

Существуют  выработанные мировой практикой  общие принципы финансового контроля:

1.Независимость – ФК независим от тех лиц кот. проверяют.

2.Своевременность

3.Регулярность-органы и внешнего и внутреннего контроля должны составлять планы.

4. Комплексность - направляется на контроль комплексная бригада

5.Соблюдение законности

6 Целесообразность

7.Ответственность сторон

8. Профессиональная компетентность

9. Проф. скептицизм- недоверие

10. Доказательность.

11. Объективность

12. Контроль качества работы.

13. Гласность.

14. Действенный контроль за принятыми своевр. мерами по устранению скрытых нарушений.

Финансовый контроль может рассматриваться в качестве одной из функций контрольных органов, представляющей собой систему сбора и оценки информации о финансовых потоках объекта контроля с целью установить законность совершенных им операций, достоверность и качество полученных финансовых показателей с применением определенных форм, методов и разновидностей ее организации.

Основные виды финансового  контроля в РФ.

 Финансовый контроль  – это проверка специально  уполномоченными органами соблюдения  участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций  требований законодательства, норм  и правил, установленных государством и собственниками. Финансовый контроль — одна из форм управления финансами, особая сфера контроля, обусловленная формированием и использованием финансовых ресурсов во всех структурных подразделах экономики государства. Он предусматривает проверку хозяйственных и финансовых операций относительно их законности, экономической целесообразности и достижения положительных конечных результатов работы. Сферой финансового контроля являются хозяйственные операции, осуществляемые с использованием денег, а в отдельных случаях и без них (например, бартерные соглашения). Финансовый контроль охватывает такие показатели как:

- выручка от реализации продукции и прочие поступления,

- основные виды затрат,

-состояние оборотных средств, активов и пассивов баланса,

- рентабельность,

- финансовое состояние и платежеспособность предприятия,

- расчеты с бюджетом и кредитными учреждениями,

- дебиторскую и кредиторскую задолженность и т.п.

 Виды финансового контроля  по уровню:

- Государственный контроль;

- Муниципальный контроль;

- Независимый контроль ;

-внутрихозяйственный контроль.

По времени осуществления  контроль бывает :

- предварительный,

- текущий

- последующий.

По сфере финансовой деятельности:

- бюджетный,

- налоговый,

- валютный

- кредитный.

По порядку проведения: внешний, внутренний, обязательный и  инициативный.

По методам проведения: ревизия (наиболее глубокий), обследования, анализ, надзор, наблюдение и проверка.

Виды финансового  контроля весьма разнообразны. Их принято  классифицировать по следующим критериям:

1. Регламент  осуществления — обязательный (внешний), инициативный (внутренний);

2. Время проведения  — предварительный, текущий (оперативный)  и последующий финансовый контроль;

3. Субъекты контроля  — президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский;

4. Объекты контроля  — бюджетный, контроль за внебюджетными  фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

Виды контроля, различающиеся регламентом осуществления  и временем проведения.

Обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т. д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами.

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления  финансами для достижения тактических и стратегических целей.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для  предупреждения  финансовых  нарушений.

Он предусматривает  оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и  неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.

 

 

Отличие вневедомств. и  ведомств. ФК.

Финансовый контроль, как и планирование, является важнейшим  показателем управления финансами. Он является проявлением контрольной  функции финансов и представляет собой практическую деятельность специальных органов или специалистов по проверке законности совершения финансовых операций. 
Существуют различные виды финансового контроля в зависимости от органов, его осуществляющих: 
I. Государственный финансовый контроль

  • вневедомственный (общегосударственный)
  • ведомственный( негосударственный)

Вневедомственный контроль осуществляют высшие органы госвласти, а также специальные органы. Особенности  этого контроля - то, что он проводится контролирующими организациями на каждом предприятии и организации независимо от ОПФ. 
Важнейшие структуры, осуществляющие вневедомственный контроль: с законодательной стороны - через специально созданный орган - Счетную Палату РФ. Аналогичные структуры созданы на региональном и местном уровнях (называются - Счетная или Контрольная; например, есть Счетная палата при Московской Думе). Счетная Палата - юридическое лицо, подотчетное Парламенту РФ, состоит из Председателя, замов, аудиторов и аппарата, осуществляющего исполнительную роль.

Ведомственный - осуществлялся госорганами отдельных  ведомств, министерств, отраслей в отношении  подведомственных предприятий и  организаций. Наиболее распространенные структуры - контрольно-ревизионные  отделы Центрального аппарата отраслевых министерств и ведомств. 
В сфере материального производства существует мощный аппарат центральных ведомств, основная задача которых - контроль за целевым использованием средств из бюджетов разных уровней. 
Другая распространенная система финансового контроля - отраслевые отделы региональных и местных органов власти - Департаменты образования, здравоохранения - отраслевые управления, занимающиеся управлением организации этого ведомства, финансовым контролем средств организации из бюджета этого уровня. 
Ведомственный контроль осуществляет и Росстрахнадзор - за деятельностью страховых компаний(сейчас включен в состав Минфина РФ), и Федеральная комиссия по фондовому рынку и ценным бумагам. 
II. Негосударственный финансовый контроль.(внутрихозяйственный, общественный, аудиторский, страховой )

Независимый негосударственный финансовый контроль.

 Независимый финансовый  контроль осуществляется независимыми  аудиторами и аудиторскими фирмами.  Он обеспечивает наличие достоверной  информации, тем самым позволяет  повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.

Аудит рассматривается  в качестве специфического вида контроля, наделенного следующими характеристиками:

- цель – проверка соответствия финансовой отчетности требованиям принципов бухгалтерского учета;

- результат – мнение о финансовых отчетах объекта аудита;

- исполнители – внешние аудиторы (сотрудники независимых аудиторских фирм);

- пользователи результатов – внешние по отношению контроль объекту аудита контрагенты и сам объект аудита.

Аудит должен обеспечивать также разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности субъекта с целью рационализации расходов и увеличения прибыли.

Все работы аудитора, выходящие  за рамки аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваются не как аудит, а как сопутствующие аудиту услуги, которые разделяются на услуги, совместимые с проведением у экономического объекта обязательной аудиторской проверки, и услуги не совместимые.

Сопутствующие аудиту услуги разделяются на услуги действия, услуги контроля и информационные услуги.

На практике аудиторские  организации оказывают множество  дополнительных, сопутствующих аудиту услуг (аудиторские услуги и консультации в области бизнеса, аудиторские услуги в области профессионального обучения, специальные услуги).

При аудите бухгалтерской  отчетности необходимо удостовериться в правильности составления баланса, отчета о прибылях и убытках и  других финансовых документов. Проверке подлежат все значительные операции и сделки, крупные сделки и операции, зарегистрированные в конце квартала или финансового года, основные финансовые показатели, коэффициенты и контрольные цифры, отличающиеся от исчисленных в среднем за последние пять лет, неудовлетворительная ситуация с оборотными средствами, выявленные факты, свидетельствующие о необоснованной необходимости резко поднять доходы для удержания цен на акции, причины и характер судебных исков контроль организации, особенно в связи с претензиями акционеров.

Аудитор использует различные методы финансового контроля: обследование, наблюдение, документальную и фактическую проверку, ревизию. Особое значение приобретает экономический анализ, как действенный метод оценки информации.

Виды аудита:

    • по отношению к требованиям законодательства – аудит инициативный и обязательный;
    • по объектам аудита – аудит банковский, страховых компаний, бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов, общий, государственный;
    • по предметам аудита – аудит финансовой отчетности, налоговый аудит, ценовой аудит, аудит хозяйственной деятельности и специальный аудит;
    • по времени осуществления – первоначальный, периодический и оперативный;
    • по характеру проверки – подтверждающий аудит, аудит, базирующийся на риске, системно ориентированный;
    • по назначению – аудит на соответствие требованиям, операционный (управленческий, производственный) аудит.

Отличие внешнего аудита от внутреннего.

Внешний (независимый) аудит  и внутренний (организованный на предприятии) имеют много общих характеристик. Наряду с ними существуют и определенные отличия между этими видами деятельности.

Внутренний аудит осуществляется специалистами по бухгалтерскому (финансовому) учету, контролюи анализу, работающими  на данном предприятии, внешний - профессионалами, которые выполняют свою работу на договорной основе. Главная задача внутреннего аудита заключается в удовлетворении потребностей руководства данного предприятия, а внешнего - в выражении своего мнения для нужд третьих лиц. При внутреннем аудите проверка использования ресурсов, осуществления хозяйственных операций, состояния учета и отчетности внутреннего контроля проводится в соответствии с выбранной учетной политикой и методическими положениями. При внешнем аудите проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности, эффективности использования ресурсов, уровень контроля и так далее осуществляются в соответствии с программой аудита. Внутренний аудит прямо связан с организацией материальной ответственности, выявлением и ликвидацией задолженности по недостачам, растратам, хищениям и непосредственно заинтересован в обеспечении сохранности активов. При внешнем аудите связь с выявлением фактов мошенничества и хищений является не прямой, а возникшей в тех случаях, когда результатом являются приписки, различные искажения отчетности. Внутренний аудит организационно не зависим от проверяемых объектов, он руководствуется требованиями руководящего органа организации и зависим от него и в материальном, и в финансовом отношении. Внешний аудит обязан быть не зависимым от клиента и организационно, и материально. Внутренний аудит является частью внутрихозяйственного контроля, важнейший принцип которого -непрерывность. Деятельность его регламентируется внутренними стандартами, разрабатываемыми на предприятии и не противоречащими аудиторскому законодательству.

Внешний аудит является периодическим и осуществляется с интервалами. Деятельность регламентируется нормативно-правовой базой в области  аудиторской деятельности (федеральные  законы, постановления Правительства  Российской Федерации, правила (стандарты) аудиторской деятельности и др.).

Права, обязанности и  ответственность ревизоров

Права:

  • проверять денежные и бухгалтерские документы, отчеты, сметы и прочие документы, которые подтверждают поступление и расходования средства и материальных ценностей, проводить проверки фактического наличия ценностей;
  • иметь беспрепятственный доступ на склады, в хранилища, производственные и другие помещения для их обследования;
  • привлекать на договорных началах квалифицированных специалистов для проведения контрольных обмеров строительных, монтажных и ремонтных работ, контрольных запусков сырья и материалов, других проверок с оплатой за счет специально предусмотренных на эту цель средства;
  • требовать от руководителей объектов, которые ревизуются, проведения инвентаризаций основных фондов, товарно-материальных ценностей, денег и расчетов, опечатывать кассы, составы, архивы, а в случае выявления подделок — изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или реестры изъятых документов;
  • получать от банков необходимые сведения, копии документов, справки о банковских операциях и остатках средства;
  • получать от служебных и материально ответственных лиц письменные объяснения;
  • предъявлять руководителям, другим должностным лицам требования относительно устранения выявленных нарушений;
  • взимать в доход государства средства предприятий, полученные по незаконным соглашениям и с нарушением действующего законодательства;
  • накладывать на руководителей и других служебных лица административные взыскания;

Информация о работе Ревизия и котроль