Ревизия и котроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 18:42, курс лекций

Краткое описание

Финансовый контроль – это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.

Вложенные файлы: 1 файл

Ревизия и контроль. Курс лекций..doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

-   применять к предприятиям финансовые санкции

Обязанности:

  • строго придерживаться Конституции РФ, Законов РФ;
  • в случаях выявления злоупотреблений и нарушений действующего законодательства передавать правоохранительным органам материалы ревизий и сообщать о выявленных злоупотреблениях и нарушении государственным органам.

При изъятии документов в связи с их подделкой ревизор  обязан сообщить об этом правоохранительным органам. Изъятые документы сохраняются к окончанию ревизии или проверки. Ревизоры должны обеспечивать соблюдение коммерческой и служебной тайн.

Кроме того, ревизор обязан:

  • владеть комплексом способов и приемов контрольно-ревизионной работы;
  • объективно излагать выявленные факты нарушений и злоупотреблений;
  • предоставлять помощь работникам ревизуемого предприятия в устранении выявленных недостатков;
  • принимать участие в разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;
  • докладывать руководству подконтрольного предприятия о результатах ревизии;
  • проверять полноту и своевременность выполнения рекомендаций по результатам предыдущей ревизии.

Ревизор несет ответственность  за:

  • своевременность, надлежащее качество ревизии;
  • объективность преподавания ее результатов;
  • полное или частичное утаивание выявленных нарушений и злоупотреблений или их занижения;
  • правильность и обоснованность выводов по результатам ревизии;
  • использования служебного положения в корыстных целях;
  • преждевременное разглашение материалов ревизии.

Предварительный, текущий  и последующий контроль.

1. предварительный  (для проверки кассовой дисциплины, для составлениия бизнес-пл, смет, бюджетов). Особенность: осуществляется до совершения хоз. операций и до принятия управленческих решений, путем изучения основания для установления законности и выполнения операции в соотв. с действующим законом, на момент совершения хоз. операции. Он присутствует везде: и на предприятиях и на госуд. уровне (приказы).

Он предусматривает  оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и  неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д.

2. Текущий контроль осуществляется  в ходе совершения хоз. операции. Является элементом оперативного  управления. Цель: своевременное выявление  в отчетном периоде отклонений  от норм хода деятельности, причин, виновных лиц. Источником данных является плановая, оперативно-технич. документация, статистич. и бухгалт. информация

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в  момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и  т. д. Он предупреждает возможные  злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.

3. Последующий контроль – осущ. управляющей системой по проверке  выполнения заданий после их совершения. (после оконч отч пер). Предмет – д-ть эк. объекта: законность, достоверность, отклонения от учетной политики, полнота, своевременность и оценка с т.зр. методологии, подсчет ущерба, поиск виновных лиц.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.

         Законодательные (представительные) государственные органы и органы  местного самоуправления осуществляют  финансовый контроль в следующих  формах:

    • предварительный контроль – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетным вопросам;
    • текущий контроль – в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
    • последующий контроль – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов

Плановые, внеплановые, дополнит, повторные ревизии и проверки.

Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий  метод финансового контроля. Это  полное обследование финансово-хозяйственной  деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизионном периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.

Важн. задача ревизии: выявление и наказание виновных лиц, вынесение решений о наказании, возмещении матер. ущерба, или профилактики нарушений фин-хоз д-ти.

Цель: изучение спец. приемами док-го и факт. контроля законности, достоверности, рацион-ти и эффективности деятельности предприятия.

По организационному признаку:

    • плановые ревизии -проводятся в соотв.с планом ревизионной работы вышестоящ. организации или органа управл., но не реже 1 раза в год.
    • внеплановые ревизии и проверки -проводятся по специальным заданиям собственника или вышест.организ.(напр. при ухудшении результатов работы по основным производственным и финансовым показ-м),при замене рук-ля или гл.буха орг-ии.

По способу  контроля за результатами ревизионной  работы:

    • дополнительные ревизии-кот. проводят когда имеются данные о том, что при проведении плановой ревизии не полностью вскрыты факты нарушений фин-хоз. деятельности орг-ии.
    • повторные ревизии - практикуются для усиления контроля за кач-ом ревизионной работы. Обычно их проводят после плановой рев. за тот же период. Цель повт. ревиз-выяснить, как орг-ия ликвидирует недостатки, отмеченные в акте план-ой рев.

Права, обязанности и ответственность ревизоров и должностных лиц проверяемых организаций.

Ревизор - ответственный  представитель ревизующего органа. Его права и обязанности прописаны в должностных инструкциях. Если ревизию проводит аудиторская фирма, то права и обязанности определяются договором.

 Ревизор имеет право:

- проверять в ревизуемой организации денежные, бухг. и др. первичные документы (кассовые, банковские документы, авансовые отчеты и др.), наличие денег. ценностей и ценных бумаг у кассира и подотчетных лиц, регистры бухг. учета, бухгалтерскую, статистическую и оперативную отчетность; 

- требовать от должностных лиц проверяемой организации все необходимые ревизору документы, справки, расчеты, заверенные копии отдельных документов для приобщения их к акту ревизии;

-   осматривать объекты строительства, территорию, склады, мастерские и др. производственные, хозяйственные и служебные помещения, строения, места хранения оборудования;

- проверять наличие, состояние и сохранность имущества, тов-матер. ценностей у материально ответственных лиц;

- требовать проведения полной или частичной инвентаризации основных фондов, ТМЦ, денежных средств и расчетов; 

- привлекать по согласованию с администрацией работников ревизуемой организации к выполнению работ и заданий по ревизии; 

- получать от служебных и материально ответственных лиц письменные объяснения; 

- предъявлять руководителям, другим должностным лицам требования относительно устранения выявленных нарушений;   проверять и рассматривать жалобы и заявления по вопросам ревизии; 

- обжаловать решения, принятые по акту ревизии.

Обязанности ревизора.

Приступая к ревизии, проводящий её специалист должен помнить, что он обязан:

-  поставить в известность об этом руководителя ревизуемой комиссии, сообщить о задачах ревизии, в ходе ревизии информировать его об отдельных выявленных недостатках;  

- проверять законность финансово-хоз. операций, соверш организацией, обеспечение, сохранность собственности,  доствоверность отчетности, качество первич документов, правильность бухг записей ;

- проверять фактич наличие имущества и его соответствие учетным данным;

- выявлять случаи хищений, растрат, недостач, незаконного и непроизводственного расходования денежных средств, ТМЦ и др ценностей;

-   точно и объективно освещать в акте ревизии все выявленные факты недостатков, злоупотреблений, хищений, неправильного составления или умышленного искажения бухгалтерской и другой отчетности;    

- получать от руководителя и глав буха организации соответствующие объяснения одновременно с подписанием ими акта; 

- проверять полномочия должностных лиц и законность и целесообразность (эффективность) их действий;     принимать участие в разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;  соблюдать конфиденциальность в отношении информации, полученной в ходе ревизии;   проверять полноту и своевременность выполнения рекомендаций по результатам предыдущей ревизии.   

Ревизор несет  ответственность за: 

- своевременность, надлежащее качество ревизии;  

- объективность преподавания ее результатов;   

- полное или частичное утаивание выявленных нарушений и злоупотреблений или их занижения;    

- правильность и обоснованность выводов по результатам ревизии;  

- использования служебного положения в корыстных целях;    

- преждевременное разглашение материалов ревизии. 

Стадии подготовки и  проведения ревизии и проверки.

Проведение ревизии предприятия  подразделяется на следующие этапы:

- подготовка к проведению ревизии;

- проведение ревизии;

- оформление ее результатов;

- принятие решения по результатам ревизии;

- организация контроля за выполнением решений, принятых по материалам ревизии.

Организация и основные этапы ревизии

1.Подготовительный (планирование и подготовка ревизии до выезда (составление плана ревизии рук-ем).Четкая подготовка к проведению ревизии – залог ее своевременного и качественного осуществления с наименьшими трудовыми затратами

 Планирование ревизии-проходит  в 2 этапа: разработка программы  и плана ревизии. 1)Программа ревизии. Задание на ревизию дает заказчик. Получив задание, ревизоры разрабатывают программу ревизии, которая содержит:

    • цель ревизии - формулир глав задачи ревизии, перечисляются объекты рев., а также приводится перечень структ подразд орг-ии.
    • вопросы, подлежащие проверке - перечисляются направления фин-хоз деятельности орг-ии, например внеоборотные активы.
    • средства и условия, необходимые для проведения ревизии - перечень оргтехники, средств связи, условия проживания, время работы и.т.д
    • сроки и место исполнения-указ-ся время начала и оконч ревизии,промежут контр сроки,место распол объектов ревизии
    • состав участников ревизии - перечень лиц, допущ к провед ревизии.
    • формы документального оформления ревизии - приводятся образцы описей, актов, ведомостей, форма итогового акта ревизии.

Программа разрабатывается на основе действующего инструктивного материала и опыта, накопленного ревизующим органом. Программу утверждает начальник ревизующего органа или заказчик.

2)План ревизии. На основе программы составляется план ревизии, к который привязан контроль специфике конкретной организации, структуре ее управления, географическому расположению имущества, графику работы. Поэтому план составляется на месте ревизии.

План ревизии должен обладать определенными характеристиками:

- Действенность - в плане должны содержаться точные указания на исполнителей, сроки ревиз мероприятий.Этот план контролирует эффект-ть работы ревизора.

- Конкретность - вопросы программы подлежащей проверки, в плане конкретизируются до такого вида, чтобы можно было определить срок выполнения и назначить исполнителей.

- Реальность - план выверяется с точки зрения реальных возможностей выделенных для ревизии людей и мат ресурсов.

- Гибкость и мобильность - в ходе ревизии план совершенствуется, дополняется, уточняется. Если бы план остался неизменным, по мере выявления нарушений, ревизия не могла бы быть успешной.

2.Представление плана ревизии в вышестоящ управление (для координации деятельности и оказания взаимн помощи друг другу).

3. Оформление приказа  о назначении ревизии. За несколько дней до начала ревизии издается приказ о ее назначении, в котором указывается, кому поручено проведение ревизии, срок ее проведения и дата представления руководителю предприятия акта ревизии с выводами и предложениями ревизора.

4. Составление программы комплексной ревизии. Программу ревизии хозяйственной деятельности предприятия по согласованию с его руководством подготавливает ревизор. Руководитель ревизионной группы знакомит членов группы с содержанием программы и распределяет ее между исполнителями. Все пункты программы должны быть закреплены за соответствующими исполнителями.

Информация о работе Ревизия и котроль