Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 18:42, курс лекций
Финансовый контроль – это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.
Результаты ревизии излагаются в акте на основании проверенных данных и фактов, подтвержденных документами, результатами встречных проверок и процедур фактического контроля и т.д.
Описание фактов нарушений должно содержать обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер ущерба и другие последствия этих нарушений.
В акте ревизии не допускаются различные выводы, предположения и факты, не подтвержденные документами или результатами проверок.
В акте не должна даваться правовая и
морально-этическая оценка действий
должностных и материально-
Объем акта ревизии не ограничивается, но должна соблюдаться разумная краткость изложения.
Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежащим образом оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально – ответственных лиц).
Порядок действий ревизора при выявлении существенных нарушений, злоупотреблений, совершенных должностн. лицами проверяемой орг-ии.
Для подведения итогов ревизии составляется акт, в кот отражаются все нарушения, злоупотребления и.т.д Материалы ревизии состоят из акта ревизии и приложений к нему, на кот имеются ссылки в акте ревизии.
При выявлении нарушений, злоупотр-ий, соверш должностными лицами, устанавливается размер причиненного ущерба, причины нарушения, должностные лица, по вине кот совершено наруш. Ревизор при выявлении этих нарушений получает от долж лиц копии или выписки из документов, относ к выявленным фактам (счетов, ведомостей, ордеров, чеков, писем, и т.д.), или справки составленные на основании имеющихся док-ов, а также письменные объяснения должностных лиц или мат-но-ответств лиц.
Выявленные факты однородных массовых нарушений (напр по рез-ам проверки авансовых отчетов подотчетных лиц) группируются в ведомостях, прилагаемых к акту ревизии, а в акте приводятся только итоговые данные и содержание нарушений со ссылками. В этих случаях в прилагаемой к акту ревизии ведомости нарушений указываются: проверяемый период, дата и № док-та, статья и пункт нарушения, содержание его, ФИО, должность, сумма ущерба. Ведомость подписывается ревизором и гл.бухом орг-ии.
Затем материалы ревизии принимаются от ревизора к рук-лю орг-ии. Делается отметка на последней странице акта ревизии: «Акт ревизии принят», дата и подпись.
О результатах ревизии информируется общественные орг-ии. Ревизор не позднее недельного срока после подписания акта ревизии разрабатывает и представляет руководителю, назнач ревизию, проект приказа или письма с предложениями, напр-ми на устранение этих наруш, принятие мер к возмещ ущерба, предотвращ злоупотребл и.т.д Руководитель орг-ии, обязан не позднее 15 дней рассм рез-ты, принять по ним необходимые меры и обеспечить контроль за исполнением принятых решений. За правонарушения применяются различные меры фин-ой отв-ти. На рук-ля орг-ии налагаются администр штрафы в сумме 50-кратном размере МРОТ.
Если выявлены серьезные нарушения- хищение, подлоги и другие злоупотр. ден ср-ми, ТМЦ и т.д., с разрешения рук-ля, ревизор может передать на месте материалы следственным органам для расследования и привлечения к ответственности лиц, допустивших их. Может потребовать отстранения этих лиц от работы, связ с мат-ой ответств-ю.
Орг-ия контроля за принятыми решениями по рез-ам проведенных ревизий и проверок.
Эффективность ревизии зависит не только от качества ее проведения, но и от орг-ии контроля за выполнением решения, принятого по ее рез-ам. Применяются различные способы контроля за выполнением решения по рез-ам ревизии:
1)получение письменных отчетов о вып-ии предложений по итогам ревизии или оперативной инф-ии по телефону,факсу.
2)проверка вып-ия решения, принятого по рез-ам ревизии, по данным отчетности и др мат-ам.
3)вызов рук-ля и спец-ов орг-ии с отчетом о вып-ии решения, принятого по мат-ам ревизии.
4)проверка на месте, осущ работниками ревизующей орг-ии
5)проверка в ходе
след ревизии и отражение ее
рез-ов в основном акте
Особому контролю надо подвергать ход рассмотрения дел в судебно-следств органах.
С помощью этих мер контроля контролирующие органы:
1) получают необх сведения о лицах и орг-ях, занимающ подконтрольной деят-ю, о самой деят-ти и ее рез-ах
2)выявляют отклонения
от устанеовл правил и
3)принимают меры по пресечению нарушений, удовлетворяют законные интересы лиц, орг-ий, гос-ва, когда им причинен вред неправомерными действиями.
4)принимают меры для привлечения к ответственности лиц и орг-ий, виновных в нарушениях.
Ревизия управления организацией.
Управление организацией регулируется корпоративными нормативными актами, которые принято называть локальными. В хозяйственных обществах можно выделить четыре уровня управления.
Первый уровень – общее собрание (стоит во главе общества).
Второй уровень – совет директоров и совет трудового коллектива.
Третий уровень – исполнительный орган: правление и его председатель, в условиях единонаначалия – генеральный директор.
Четвертый уровень – руководители служб и подразделений.
Общее собрание - на этом уровне утверждается устав, в него вносятся изменения, избираются органы управления, утверждаются годовые отчеты, принимаются решения об акционировании, социальных льготах, режиме работы, направлениях использования прибыли. Совет директоров - на этом уровне совместно с советом трудового коллектива совет директоров утверждает положение о персонале. Работа совета директоров оформл документами, которые называются решениями. Правление- как правило является совещательным органом при генер директоре. Итоговые документы (протоколы или решения) заседаний правления предоставляются совету директоров, ревизионной комиссии, аудитору общества по их требованию. Генер директор – компетенция генер директора определна договором, в котором перечислены его права и обязанности. При отсутствии договора полномочия директора определяются уством.
На практике в построении
организационных структур организации
доминирует функциональный подход. В
рамках функциональной структуры существуют
основные, вспомогательные и
Организационные документы
являются основополагающими в
Организационные документы определяют:
Организационные документы:
Ревизия дебиторской и кредиторской задолженности.
В ходе ревизии расчетов с дебиторами
и кредиторами ревизору надо изучить
причины образования дебиторско
В решении по результатам ревизии сжато излагается содержание вскрытых фактов, намечаются меры по их недопущению в будущем, привлекаются к административной, материальной и иной ответственности работники, допустившие нарушения.
При проверке кредиторской задолженности следует выяснить: не числились ли в ревизуемом периоде на счетах учета расчетов суммы, по которым истек срок исковой давности; не была ли эта задолженность списана на доход предприятия; по всем ли счетам учета расчетов значатся согласованные с кредиторами суммы. Ревизор обязан проверить своевременность и правильность отражения в аналитическом и синтетическом учете операций по расчетам с дебиторами и кредиторами. Чтобы определить степень соблюдения финансово-расчетной дисциплины, целесообразно сгруппировать дебиторскую и кредиторскую задолженность на дату окончания ревизии по срокам ее возникновения. Любые задержки платежа должны классифицироваться по времени так:
Анализ кредиторской задолженности по датам ее возникновения проводится с целью выявления просроченных задолженностей, а также задолженностей по которым истек срок исковой давности (3 года). Все данные анализа должны быть представлены в табличной форме.
Если в решении по результатам предыдущей ревизии было установлено задание по снижению дебиторской задолженности с целью высвобождения оборотных средств, ревизор обязан проверить его выполнение. При невыполнении задания по снижению дебиторской задолженности следует установить причины, виновных в этом, последствия, подготовить предложения по выправлению положения.
Ревизия основных средств.
Основные средства представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, действующих в натуральной форме в течение длительного времени. Главными документами, которыми следует руководствоваться при ревизии основных средств, являются ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденные приказом Минфина России от 30 марта 2001г. №26н, и Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 20 июля 1998г. №33н.
Ревизия использования основных фондов. В первую очередь проверяется использование технологического оборудования. Устаревшим считается оборудование, работающее 10-15 лет, сильно устаревшее – более 15 лет, а находящееся в эксплуатации до 5 лет относится к прогрессивному. Техническое состояние оборудования отражает степень его износа, следует рассчитать коэффициент его обновления. Чем он выше, тем в большей степени обновлено оборудование. Возраст оборудования определяется по его техническому паспорту.
При анализе характеристик
технического состояния оборудования
организации высчитываются коэф
Ревизия поступления основных средств. Она должна начинаться с анализа и проверки имеющихся в организации планов приобретения основных средств, планов капитальных вложений и ввода в действие производственных мощностей.
Проверку поступления основных средств целесообразно организовать раздельно по видам поступления и источникам финансирования:
При ревизии обращают внимание на качество оформления актов их приемки, достоверность подписей членов приемочной комиссии на актах приемки-передачи. Технические характеристики основных средств, указанные в акте, сверяются с данными паспорта и другой технической документации. Полнота и своевременность оприходования основных средств в бухгалтерском учете устанавливаются по данным записей в журнале – ордере № 13 и данным документов, оформляющих поступление объектов. Необходимо выявить все факты несвоевременного оприходования основных средств, а это значит: выпускается неучтенная продукция, основные средства используются в личных целях. Ревизуя операции поступления основных средств, следует установить своевременность и законность их закрепления за должностными лицами.