Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 22:30, лекция
Для установления научной парадигмы региональных исследований большое значение имеет дефиниция ключевого понятия «регион». Но подходы к определению этого понятия различаются кардинальным образом. Регион определяется в зависимости от конкретных целей представителей многих наук, изучающих этот феномен. Неодинаковы и критерии выделения регионов. Принципиально различаются регионы, выделяемые на основе признаков гомогенности (однородности), с одной стороны, и когерентности (внутреннего единства, системности) — с другой.
1.Различные понимания термина «регион»
Для установления научной парадигмы
региональных исследований большое
значение имеет дефиниция ключевого
понятия «регион». Но подходы к
определению этого понятия
В отечественной литературе на основе
однородности выделяются зоны (зонирование),
на основе комплексности — комплексы,
на основе сочетания этих двух признаков
— районы. Все эти три понятия
подпадают под определение
С точки зрения западных экономистов,
важный атрибут региона — осознание
общественных региональных интересов.
При этом существенным фактором является
взаимосвязь между
В документах Евросоюза упоминаются культурные, экономические, социальные, административные регионы. Но чаще всего под регионом понимается административный регион, т. е. область, объединенная по управленческому принципу и обладающая едиными полномочиями. Многие российские ученые также рассматривают регион как субъект Российской Федерации. Так, В. Г. Игнатов и В. И. Бутов дают следующую трактовку понятия: «регион — территория в административных границах Российской Федерации, характеризующаяся следующими основополагающими чертами: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т. е. наличием политико-административных органов управления».
В конце концов, оказывается, что
регион — это просто субъект Российской
Федерации. Кроме этого, термин «регион»
используется для обозначения территории,
охватывающей несколько государств
или административно-
Регионы ЕС, обладающие значительными
правами и финансовыми
Итак, можно согласиться с тем,
что «иерархию регионов определяет
только научная проблема... регион детерминирован
тем вопросом, изучением которого
мы занимаемся». Но исследователь, принимая
в качестве исходной собственную
трактовку этого понятия, должен
быть знаком с его различными определениями.
Иначе могут возникнуть недоразумения,
вызванные отличиями
Можно выделить два главных вопроса, на которые при разном понимании региона даются принципиально различные ответы. Во-первых, существуют ли регионы объективно, или это только методологический прием в интересах конкретного исследования? Во-вторых, является ли первичным, регионообразующим фактором территория или она выступает как своего рода фон (пространство), на котором в ходе взаимодействия экономических, социальных, политических и иных факторов формируется регион?
Стоит привести еще несколько определений региона, встречающихся в географической литературе.
1. Регион — это комплекс, состоящий
из земли, воздуха, флоры,
2. Регионы — это те зоны, которые
заключают в свои рамки
3. Регион — географический
4. Регион — группа близлежащих
стран, представляющих собой
5. Регион — область, район,
часть страны, отличающаяся от
других областей совокупностью
естественных и (или)
6. Регион — средство отбора
и изучения пространственных
сочетаний сложных комплексов
явлений, встречаемых на
В отечественной географической литературе под регионом долгое время понимался определенный таксономический уровень районов — макроуровень: как о регионе речь могла идти о европейской части страны, Сибири, Дальнем Востоке. Основополагающим считался термин «район», с которым и ассоциировалось употреблявшееся в зарубежной литературе понятие «region». Поскольку в таких науках, как экономика, политология, социология региональные направления были неразвиты, они обходились без понятия «регион». И лишь в 70-е годы 20 века с возникновением сначала региональной экономики, а затем и региональных направлений в других общественных науках, в отечественную научную практику стало проникать это понятие, пришедшее затем в новом смысле и в экономгеографию. Советские исследователи, в силу монополизации понятия «район» для целей планирования, вынуждены были довольствоваться его жестким определением как наиболее комплексной социально-экономической общности, при всех модификациях восходящим к Н. Н. Баранскому.
Более широким является подход к регионам Ю. Н. Гладкого и А. И. Чистобаева как к разнообразным относительно целостным территориальным образованиям, а к регионоведению как синтезу научных знаний о регионах. То есть, речь идет об изучении структуры различных пространств (географического, экономического и т. д.) с помощью регионального анализа.
Развитие регионализма в ЕС, усиление внимания к местному самоуправлению и поддержке регионов в рамках общеевропейской политики привели к появлению на Западе такого понимания термина «регион», которое по форме приближается к характерному для российской региональной науки. Регион все чаще рассматривается как всеобъемлющий территориальный комплекс, субъект и объект управления.
Подчеркивая роль понятия «регион» в управлении, некоторые исследователи даже происхождение термина «регион» начинают объяснять не только в традиционном ключе, от латинского regio (направление, граница), но и от regere (вести, направлять, управлять). Тем самым подчеркивается, что семантика данного понятия имеет две взаимосвязанные составляющие: основную — пространственную, и метафорическую, подразумевающую чувство власти.
Анализ основных положений теории
экономического районирования Н. Н.
Баранского, выполненный Э. Брюна, показывает,
что различия советского и западного подхода
заключаются скорее в характере выполняемых
исследователями задач, вытекающих из
принципиальных различий экономики, с
одной стороны — административно-командной,
с другой — рыночной. А «объективно существующий
природно-социально-
Как отмечает И. Бусыгина, «оформившиеся еще в средние века территориальные сообщества (региональные и местные) не только не растворились в нации-государстве, но сохранились и ныне выходят из его тени». Отражением этого процесса является получившее распространение понятие «Европа регионов».
А. Маркузен определяет регион как синтетическое понятие, «исторически эволюционирующее компактное территориальное сообщество, которое содержит в себе физическое содержание, социо-экономическую, политическую и культурную среду, а также пространственную структуру, отличную от других регионов и территориальных единиц, таких как город или нация». При таком подходе именно региональные идентичности рассматриваются как своеобразный ключ к конструированию региона как политического, социального и институционального пространства.
Территория выступает условием,
но не причиной формирования региона.
Можно назвать и концепции, в
которых роль территории в развитии
социальных связей недооценивается
и даже игнорируется. Так, по мнению
Э. Дюркгейма, «народ тем дальше продвинулся
вперед, чем более поверхностный
характер в нем имеют территориальные
разделения». Однако, сейчас, в начале
21 века, преобладает иная точка зрения.
Это объясняется дальнейшей поляризацией
экономического и социального пространства,
подтверждаемой эмпирически, с одной
стороны, и усилением региональной
политики на государственном и
Таким образом, в научной литературе существуют различные понимания термина «регион», его определение дается в зависимости от основных факторов, по которым он выделяется.
2.Понятие административно-
Административно-
Административно-
Административно-
В настоящее время административно-
Как целостную систему административно-
- единство основ конституционного строя
российского государства, задачи и цели
многонационального народа, проживающего различных
субъектах федерации и административно-
- тесная связь административно – территориального
устройства с основными функциями российского
государства, с задачами государственного,
экономического, политического и социально-культурного
развития;
- единство территории Российской Федерации
(ст. 5, 65, 67 Конституции РФ);
- равноправие субъектов федерации (ст.
5 Конституции РФ);
- единая сеть административно-
- единые принципы, лежащие в основе всего
административно –территориального устройства
Российской Федерации (п. 3 ст. 5 Конституции
РФ);
- единство системы органов государственной
власти в субъекте федерации в соответствии
с административно-
- автономность одних административно-
Безусловно, перечисленные признаки являются
далеко не исчерпывающими, однако даже
их достаточно для того, чтобы рассматривать
территориальное устройство российского
государства как целостную структуру.
Российское государство – самобытная,
уникальная федерация, построенная на
договорно-конституционном правовом фундаменте.
Это отражено в первой статье нашей Конституции,
принятой в 1993 году. Механизмом регулирования
и самостройки федеративных отношений
выступают двусторонние договоры между
органами федеральной власти и субъектами
Федерации о разграничении предметов
ведения и полномочий. Немало особенностей
и проблем порождает противоречивость
двух изначально заложенных в основу государственного
устройства России принципов: национально-территориального
(республики, автономная область, автономные
округа) и административно-
В административном отношении Россия
(Российская Федерация) состоит из 89 равноправных субъектов
(регионов). Среди них республики, края,
области, автономные округа, одна автономная
область и два города федерального значения
(Москва, Санкт-Петербург). Эти регионы
резко отличаются по территории, численности
населения, экономическому потенциалу
(в тысячи раз). Но все они принадлежат
одному уровню государственного районирования,
поскольку имеют одинаковый правовой
статус субъекта Российской Федерации.
Каждый субъект Российской Федерации
(кроме Москвы и Санкт-Петербурга) делится
на административные районы. Кроме того,
административно-
ü 21 республика;
ü 46 областей;
ü 1 автономная область;
ü 4 автономных округа;
ü 9 краев;
ü 2 города федерального значения
– Москва и Санкт-Петербург.
Россия – государство с богатой историей,
поэтому нельзя рассматривать её административно-