Региональные аспекты развития здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать развития здравоохранения на примере Московской области и обосновать важнейшие направления его совершенствования.
Исходя из этого, основные задачи, которые я поставил перед собой, является следующее:
Оценить роль здравоохранения в социальной сфере, в повышения уровня и качества жизни населения.
Проанализировать современное состояние здравоохранения в регионах.
Рассмотреть тенденции развития здравоохранения и пути их совершенствования.

Содержание

Введение 3
1. Роль здравоохранения в социальной сфере, в повышении уровня и качества жизни населения в регионах 5
1.1. Характеристика здравоохранения в регионах
1.2. Показатели, характеризующие развитие здравоохранения в регионах
1.3. Правовые основы и структура управления здравоохранением в регионах
1.4. Система единого стратегического и тактического планирования в здравоохранении
2. Основные проблемы развития здравоохранения 14
3. Анализ развития здравоохранения в МО
3.1. Анализ развития здравоохранения в МО
3.2. Тенденции развития здравоохранения в регионах и направления их совершенствования и пути изменения
3.3. Факторы, влияющие на прогнозные показатели развития здравоохранения
Заключение 24
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик здравоохранение.docx

— 86.90 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Международный Университет природы, общества  и  человека «Дубна» 

филиал Котельники

 

______________________

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

по дисциплине

«Региональная экономика и управление»

 

Тема работы

Региональные аспекты развития здравоохранения

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил  студент  гр. ГМУ 304

 

                  ____________________

 

Проверил ____________________

 

 

 

 

 

 

 

Котельники, 2013

 

 

Содержание:

 

Стр.

Введение

3

1. Роль здравоохранения в социальной сфере, в повышении уровня и качества жизни населения в регионах

 

5

1.1. Характеристика здравоохранения в регионах

1.2. Показатели, характеризующие развитие здравоохранения в регионах

1.3. Правовые основы и структура управления здравоохранением в регионах

1.4. Система единого стратегического и тактического планирования в здравоохранении

6

9

 

12

 

13

2. Основные проблемы развития здравоохранения

14

3. Анализ развития  здравоохранения в МО

3.1. Анализ развития  здравоохранения в  МО 

3.2. Тенденции  развития здравоохранения в регионах  и направления их совершенствования  и пути изменения

3.3. Факторы,  влияющие на прогнозные показатели развития здравоохранения

17

17

20

 

21

Заключение

24

Список литературы

25


 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Здравоохранение представляет собой динамично развивающуюся  отрасль: постоянно разрабатываются  новые лекарственные препараты  и методы лечения, появляется возможность  лечить ранее неизлечимые болезни. Однако все это приводит к удорожанию медицинских услуг. Демографические  сдвиги, происходящие в современном  обществе в подавляющем большинстве  развитых стран мира, характеризуются  ростом ожидаемой продолжительности  жизни, а также снижением смертности и рождаемости. Результатом данных процессов является старение населения  и рост коэффициента демографической  нагрузки, что, в свою очередь, также  приводит к дополнительной нагрузке на бюджет соответствующего государства, поскольку требует ежегодного увеличения средств, выделяемых на социальное обеспечение  и, в частности, на медицинское обслуживание. В данной ситуации особую актуальность приобретают вопросы повышения  эффективности системы финансирования здравоохранения.

Управление  системой медицинского обслуживания населения  является важнейшим направлением социальной политики местной администрации, определяющей комфортность проживания населения  на территории. Для формирования комплексной  программы развития, оптимизации  ресурсного обеспечения необходимо понять структуру объекта и рычаги воздействия на него со стороны местной  администрации, исследовать состояния  и спрогнозировать развитие системы  здравоохранения.

Основным  источником финансирования здравоохранения  остается обязательное медицинское  страхование (ОМС)1. Реальные поступления по программе ОМС определяются установленными нормативами, зависят от численности населения и поступлений от страхователей, а также фактического количества обратившихся. В части ОМС местная администрация выполняет, прежде всего, функции контроля соблюдения законодательно установленных правил накопления и использования средств.

Механизмом  привлечения дополнительных ресурсов является добровольное медицинское  страхование (ДМС)2. Для его задействования необходимо определить наиболее эффективные формы ДМС, выделить факторы мотивации участия в программах ДМС физических лиц и корпоративных клиентов, повысить инвестиционную привлекательность и конкурентно способность местных медицинских учреждений и их услуг.

Цель данной работы – проанализировать развития здравоохранения на примере Московской области и обосновать важнейшие направления его совершенствования.

Исходя  из этого, основные задачи, которые я поставил перед собой, является следующее:

  • Оценить роль здравоохранения в социальной сфере, в повышения уровня и качества жизни населения.
  • Проанализировать современное состояние здравоохранения в регионах.
  • Рассмотреть тенденции развития здравоохранения и пути их совершенствования.

Анализ развития здравоохранения в регионах является актуальной задачей, так как в данной отрасли наблюдаются проблемы управления, обеспечения и экспертизы качества медицинской помощи.

Началом решения перечисленных  проблем стало выступление 5 сентября 2005 г., на  встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета В.В. Путина. Он заявил3: «Здравоохранение, образование, жилье. Именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. В конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала….Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России – это необходимое и логичное развитие нашего экономического курса, который мы проводили и будем проводить дальше. Это курс на инвестиции в человека, а значит, и в будущее России».

Данное заявление нашло отражение  в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006г. № 38-р. С этого момента правительство взяло курс на внедрение в жизнь  приоритетных национальных проектов, одним из которых стал национальный проект «Здоровье».

В моей работе представлены три главы. В первой главе рассказывается о роли здравоохранения, во второй главе рассматриваются структура его управлением и социально-экономические показатели, в третьей главе дан сравнительный анализ развития и тенденции, пути изменения.

В заключении представлены выводы.

Объектом  моей работы является охрана здоровья населения Московской области, а предметом анализ развития здравоохранения.

 

1. Роль здравоохранения  в социальной сфере, в повышении  уровня и качества жизни населения в регионах

 

Выступая  на заседании президиума Госсовета 2 апреля 2003 года Президент РФ отметил4: «Обязательное медицинское страхование – это сложная и социально чувствительная сфера. Поэтому все принимаемые решения должны быть обоснованными и просчитанными. Только тогда они смогут реально повысить уровень нашей медицины, обеспечить ее доступность для самых широких слоев общества. Хотел бы в связи с этим обратить внимание на ряд принципиальных моментов.

Первое –  это укрепление финансовой базы страхования. Нам важно создать работающую схему, обеспечивающую баланс ресурсов и обязательств системы медицинского страхования. Жизнь показала непродуктивность финансирования лечебных учреждений по количеству койко-мест и численности персонала. Здесь нужен иной критерий – оказание услуг конкретному человеку. Полагаю, это будет выгодно всем – и пациентам, и медикам.

Второе направление  – это единая система стандартов, на которую должна опираться страховая  медицина. При этом особенно важно  определить гарантированный набор  медицинской помощи для пенсионеров  и детей.

Третье, что  следует учитывать, это гарантии равенства прав граждан на получение  бесплатной медицинской помощи. Нужно  стремиться к тому, чтобы она была одинаковой по объему во всех субъектах  Федерации. И, конечно, каждый гражданин  должен быть проинформирован, какие  бесплатные услуги и в каких учреждениях он имеет право получать».

По данным Министерства Здравоохранения и  Социального развития РФ состояние здоровья населения  в настоящее время характеризуется низким уровнем рождаемости, высоким уровнем общей смертности, особенно среди мужчин трудоспособного возраста. Ежегодно среди населения Российской Федерации регистрируется более 200 млн. различных заболеваний; основными из них являются болезни органов дыхания (26%)5, болезни системы кровообращения (11%), органов пищеварения (8%), инвалидность имеют более 1,1 млн. человек. Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни, которая в 2004 году составила 65,5 года, в том числе у мужчин – 59 лет, у женщин – 72 года.  По продолжительности жизни мужчин Россия  занимает в мире 134-е место, по продолжительности жизни женщин – 100-е6.

На решение  важнейших проблем здравоохранения  направлены:

1. Приоритетный национальный проект «Здоровье» на федеральном уровне.

2. Московская областная программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью.

3. Областные целевые программы по вопросам здравоохранения:

  • «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера»;
  • «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Московской области»;
  • «Дети Подмосковья»;
  • «Комплексные меры противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их незаконному обороту на территории Московской области на».
  • «О мерах по предупреждению распространения в Московской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);
    1. Характеристика здравоохранения в регионах

 

Медицинские учреждения в регионах, как правило, представлены многопрофильной поликлиникой (лечебно-профилактическое учреждение - ЛПУ), стоматологией, несколькими или одним стационаром, пунктом скорой медицинской помощи. В систему здравоохранения Московской области (рис.1) входят также аппарат управления данной сферой (например, Комитет здравоохранения), центр госсанэпидемнадзора, возглавляемый главным санитарным врачом, аптеки (в т.ч. расположенные при поликлиниках), врачебно-фельдшерские центры предприятий, организаций и учреждений. На территории Московской области могут быть также расположены медицинские образовательные учреждения, научно-исследовательские центры, частные фирмы, оказывающие медицинские услуги.

В отношении учреждений здравоохранения  органы местного самоуправления имеют следующие рычаги управления:

  • осуществляют антимонопольный контроль;
  • создают организационно-экономические условия для развития частной системы оказания медицинских услуг (местные органы при этом содействуют подбору помещения, рассчитывают ставки арендной платы, определяют льготы и пр.);
  • непосредственно осуществляют или координируют контроль качества медицинских услуг, оказываемых населению учреждениями государственной, муниципальной, частной системы здравоохранения, а также практикующими врачами;
  • могут осуществлять контроль целевого расходования средств, поступающих от населения или территориального фонда ОМС в страховые организации (например, некоторые страховщики привлекают резервы ОМС для оплаты возмещений по ДМС);
  • являются пользователями аналитических отчетов, содержащих выводы:  о тенденциях и причинно-следственных связях медико-демографической ситуации в Московской области (рождаемость, смертность и ее причины); об общей заболеваемости и ее структуре в статике и динамике, в общем по Московской области, в разрезе отдельных районов, промышленных предприятий и учреждений (например, мониторинг здоровья детей дошкольного возраста, первоклассников и выпускников): данные по «управляемым инфекциям», заболеваемость которыми зависит от прививочной работы и др.

Полученные  сведения используются местными администрациями  для принятия управленческих решений в области экологии, строительства, развития новых производств и т.д.

  • регулируют цены и льготы при расчетах со страховыми организациями (для муниципальных ЛПУ, работающих в системе ДМС), предприятиями, населением;
  • финансируют в соответствии с законодательством функционирование ряда медицинских учреждений;

Система здравоохранения


             

Управление здравоохранения

 

 

Центры государственного санитарно-эпидемиоло- гического надзора

 

Амбулаторно-поликлинические 

учреждения

 

Стационары

 

Научно-исследовательские учреждения

 

 

     

Станции скорой помощи

Многопрофильные (поликлиники, больницы)

Медицинские высшие и средние учебные  заведения

   

Специализированные (диспансеры, родильные  дома, женские консультации, стоматологические  клиники, реабилитационные центры, психоневрологические дома, госпитали, диагностические центры)

   

Санаторно-оздоровительные учреждения (санатории-профилактории, пансионаты и пр.)

Врачебно-фельдшерские пункты

           

1. на крупных промыш-ленных предприятиях; 

аптеки

       

2. в детских садах;                

           

3. в школах;        

           

4. в учреждениях социальной защиты;             

           

5. в домах престарелых; 

           

6.в домах отдыха;            

         

7.  в др.организациях

             
         

Частные лечебные организации (офтальмологические центры, стоматологии, хосписы.

Информация о работе Региональные аспекты развития здравоохранения