Региональные аспекты развития здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать развития здравоохранения на примере Московской области и обосновать важнейшие направления его совершенствования.
Исходя из этого, основные задачи, которые я поставил перед собой, является следующее:
Оценить роль здравоохранения в социальной сфере, в повышения уровня и качества жизни населения.
Проанализировать современное состояние здравоохранения в регионах.
Рассмотреть тенденции развития здравоохранения и пути их совершенствования.

Содержание

Введение 3
1. Роль здравоохранения в социальной сфере, в повышении уровня и качества жизни населения в регионах 5
1.1. Характеристика здравоохранения в регионах
1.2. Показатели, характеризующие развитие здравоохранения в регионах
1.3. Правовые основы и структура управления здравоохранением в регионах
1.4. Система единого стратегического и тактического планирования в здравоохранении
2. Основные проблемы развития здравоохранения 14
3. Анализ развития здравоохранения в МО
3.1. Анализ развития здравоохранения в МО
3.2. Тенденции развития здравоохранения в регионах и направления их совершенствования и пути изменения
3.3. Факторы, влияющие на прогнозные показатели развития здравоохранения
Заключение 24
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик здравоохранение.docx

— 86.90 Кб (Скачать файл)

Демографическая ситуация несколько улучшилась.

Естественная  убыль населения за этот период составила 493,4 тыс. человек (-5,2 на 1000 человек населения), что на 14% меньше, чем в соответствующем периоде 2011 года. Показатель естественной убыли населения на 1000 человек населения - самый низкий за последние 7 лет.

Число родившихся (по сравнению с соответствующим периодом 2011 года) несколько увеличилось – на 1,4 тыс. детей, или на 0,1%.

Число умерших  уменьшилось на 76,7 тыс. человек, или  на 5%, главным образом вследствие более эффективной работы первичного звена здравоохранения и скорой медицинской помощи. Число умерших  от случайных отравлений алкоголем  снизилось на 18%, от транспортных травм  – на 6%, от убийств – на 19%.

Продолжает  снижаться младенческая смертность. В 2012 году умерли 10,1 тыс. детей в возрасте до 1 года, или 10,4 на 1000 родившихся живыми. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года младенческая смертность сократилась на 6,5%. 

Положительный результат достигнут в значительной степени с помощью программы  «Родовый сертификат»28, реализуемой с января 2006 года в составе национального приоритетного проекта «Здоровье».

В рамках этой программы проводятся мероприятия, направленные на улучшение качества медицинской помощи беременным женщинам и матерям. Укрепляется материально-техническая  база женских консультаций и учреждений родовспоможения, осуществляются централизованные закупки необходимых лекарственных  средств, повышается оплата труда медицинского персонала.

На 1 января 2012 года родовый сертификат получили более 1,5 миллиона беременных женщин.

С июня 2006 года в 53 субъектах Российской Федерации  началось массовое обследование новорожденных  на 5 самых распространенных врожденных наследственных заболеваний. Это позволяет  осуществить раннюю диагностику  наследственных заболеваний у детей  и обеспечить своевременное лечение  этих заболеваний.

В 2007 году  программа «Родовый сертификат» была расширена за счет увеличения объема и повышения качества медицинской помощи детям первого года жизни. Массовое обследование новорожденных на 5 самых распространенных наследственных заболеваний проводиться во всех регионах Российской Федерации. Предусматривается принять программу создания в стране сети современных перинатальных центров, оснащенных новейшим медицинским оборудованием.

Инфекционная  заболеваемость населения России за 8 месяцев 2012 года по сравнению с соответствующим периодом 2011 года несколько снизилась. Наблюдалось уменьшение числа больных гриппом, острым гепатитом А, клещевым весенне-летним энцефалитом, бактериальной дизентерией, острым гепатитом В, паротитом эпидемическим.

Улучшилось  материально-техническое оснащение  медицинских учреждений первичного звена.

В рамках приоритетного  национального проекта «Здоровье»29 в амбулаторно-поликлинические учреждения направлено около 18 тысяч единиц современного рентгенологического и эндоскопического оборудования, аппараты УЗИ, электрокардиографы, лабораторные комплекты.

Для освоения нового оборудования организована система  повышения профессиональной подготовки специалистов. За 2012 год прошли обучение около 2 тысяч участковых врачей-терапевтов, около 1,5 тысяч участковых врачей-педиатров и около 700 семейных врачей.

В результате проведенной работы наметилась тенденция  к укомплектованию штатных должностей поликлиник, снижению коэффициента совместительства врачей.

В результате проведения мероприятий по повышению  заработной платы, уровень оплаты труда  работников здравоохранения достиг 75% от среднего размера заработной платы по экономике в целом, в то время как год назад он составлял лишь 70% от среднего уровня оплаты труда в стране.

В Московской области также широкое применение получили программа «Родовый сертификат», «Здоровье».

3.2. Тенденции развития  здравоохранения в регионах и направления их совершенствования и пути изменения

 

На современном  этапе можно выделить несколько  механизмов финансово-экономического реформирования здравоохранения в регионах:

- внедрение  ресурсосберегающих технологий  хозяйственной деятельности медицинских  учреждений, что позволит значительно  сократить расходы, не влияющие  на количество и качество оказываемой  медицинской помощи;

- введение  финансирования медицинских учреждений  по принципу за пролеченного  больного, что будет способствовать  наиболее справедливому финансированию;

- стандартизация  медицинских услуг позволит провести  стоимостную оценку оказываемых  медицинских услуг;

- реформирование  отношений собственности, заключающееся  в повышении эффективности использования  имеющихся материально-технических  ценностей;

- развитие  платной медицины в рамках  государственных учреждений здравоохранения,  направленное в первую очередь  на формирование новых качественных  взаимоотношений медперсонал-пациент,  во-вторых, на сокращение государственных  расходов, связанных с повышением  культуры, качества обслуживания, при  сохранении государственных гарантий  бесплатной медицинской помощи  или точнее говоря медицинской  помощи оплачиваемой за счет  либо федерального, либо субъекта федерации бюджета;

- развитие  частной медицины, не как альтернативы  государственному сектору, а как  равноправного партнера на рынке  медицинских услуг.

 

3.3. Факторы, влияющие  на прогнозные показатели развития  здравоохранения.

 

1. Обеспеченность  финансовыми ресурсами государственных  гарантий населению в сфере  здравоохранения.

Программой  государственных гарантий  в сфере  здравоохранения определены – виды, объемы, условия оказания и требования к качеству лечебно-профилактической помощи населению за счет средств  ОМС и бюджетов всех уровней, обеспечена адекватность финансовых ресурсов государственным  гарантиям в сфере здравоохранения.

Изменения в  направлениях формирования финансовых ресурсов в здравоохранении были направлены на преодоление дезинтеграции  основных источников финансирования путем  формирования механизма финансового  выравнивания (на этапе сбора и  консолидации средств).

Местные бюджеты  в части расходов на здравоохранение  формировались на основе дифференцированных муниципальных нормативов бюджетной  обеспеченности.   

С изменением подхода к формированию расходов бюджетов здравоохранения удалось  не только значительно увеличить  объем средств, направляемых на финансирование здравоохранения, но обеспечить прозрачность формирования бюджетов всех уровней  и повысить заинтересованность к  вопросам бюджетного планирования в  отрасли.

В рамках совершенствования  бюджетного процесса в течение отчетного  периода были упорядочены  вопросы  оплаты предоставляемой гражданам  «межрегиональной» медицинской  помощи (в основном социально-значимой), лекарственной помощи и др.

Обеспечение равных возможностей населению в  оказании медицинской помощи по программе  ОМС осуществлялось в рамках реализации программы государственных гарантий через внесение изменений в схему  распределения средств ОМС в  сочетании с балансировкой объемов  оказываемой медицинской помощи. В методике расчета подушевых  нормативов финансирования муниципальных  образований использовалась моделирование  стоимости согласованных объемов  медицинской помощи, оказываемой  населению в муниципальной лечебной сети. В тарифное регулирование оплаты медицинской помощь, предоставляемой  по программе ОМС внесены изменения30:

  • единая методика ценообразования на услуги учреждений здравоохранения;
  • единая система оплаты амбулаторно-поликлинической помощи и стационарной помощи (основанная на финансировании показателей процесса – посещение и койко-день под плановый объем деятельности в зависимости от реального объема деятельности и ресурсной обеспеченности учреждения здравоохранения) с преобладанием проспективного режима финансирования;
  • использование групповых тарифов для однотипных учреждений здравоохранения с равнозначной ресурсной обеспеченностью.

В целях укрепление базы финансирования системы здравоохранения  в условиях недостаточности финансовых ресурсов здравоохранения привлекаются дополнительные средства за счет личных средств населения для оплаты медицинской помощи сверх программы  государственных гарантий и установления очередности и нормирования оплачиваемой длительности лечения.

В целях повышения  эффективности использования ресурсов системы здравоохранения, проводится работа по повышению эффективности  использования ресурсов, основанная на преодолении сложившихся структурных  диспропорций в использовании ресурсов: реструктуризации объемов медицинской  помощи - перенос части наиболее дорогостоящего вида медицинской помощи – стационарной – в амбулаторно-поликлинические  условия; развитие стационарозамещающих видов  медицинской помощи.

2. Совершенствование  организации медицинской помощи  населения.

Важным направлением работы по совершенствованию первичной  медицинской помощи являлось внедрение  института врача общей практики.

Разработаны и внедрены экономические стимулы  по повышению обеспечению результативности и качества предоставляемой населению  медицинской помощи для врачей общей  практики.

Большая работа проводилась по сохранению и укреплению здоровья детей в образовательных  учреждениях. Во всех муниципальных  образованиях созданы отделения  или кабинеты медицинской помощи детям в образовательных учреждениях.

Расходы на финансирование централизованных мероприятий  и федеральных, областных и муниципальных целевых программ  возросли.

Реализация  целевых программ позволила создать основу для внедрения в практику здравоохранения эффективных методов профилактики, диагностики, лечения болезней и обеспечить населению доступную квалифицированную и специализированную медицинскую помощь.

3. Реформирование медицинского образования и кадровой политики

Большое внимание уделялось вопросам послевузовского  и дополнительного профессионального  образования медицинских работников.

Увеличилась доля врачей и средних медицинских  работников, имеющих квалификационные категории и сертификаты.

Улучшилось  финансирование медицинских колледжей  и училищ.

4.Совершенствование организации лекарственного обеспечения.

Реализация  государственной политики в области  лекарственного обеспечения, направленная на предоставление качественных лекарств потребителям в достаточном ассортименте и объеме по приемлемым ценам,  осуществлялась путем создания регулируемого рынка  фармацевтических услуг на основе конкуренции  между собой фармацевтических организаций  независимо от форм собственности.

Система снабжения  на конкурсной основе позволила исключительно  организационными методами консолидировать  бюджеты муниципальных образований, средства учреждений здравоохранения и собственные оборотные средства аптек, направляемые на закупку лекарственных средств, а также добиться экономии денежных средств за счет снижения цен на поставляемые по конкурсу лекарственные препараты.

Основными направлениями  реализации государственной политики в области лекарственной помощи гражданам являлись гарантированное  лекарственное, в том числе льготное, обеспечение амбулаторной и стационарной медицинской помощи в рамках программы  государственных гарантий, конкурсное и тарифное регулирование оптовых  поставок лекарственных средств, реализация целевых программ  лекарственного  обеспечения населения.

Создание  государственной аптечной службы направлено на усиление контроля за процессом  гарантированного лекарственного обеспечения граждан.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев  в данной работе развитие здравоохранения на региональном уровне можно отметить, что основной целью является – повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

В рамках реализации указанной цели решаются следующие тактические задачи:

  • повышение эффективности функционирования системы здравоохранения;
  • обеспечение доступности и качества медицинской помощи;
  • улучшение состояния здоровья детей и матерей;
  • обеспечение качественными и безопасными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
  • предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний.

Результатом повышения эффективности функционирования системы здравоохранения является увеличение объема амбулаторно-поликлинической  помощи, оптимизация деятельности стационаров, службы скорой медицинской помощи, переход на страховой принцип  финансирования здравоохранения.

 

Список литературы:

 

  1. Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 02 февраля 2006 года)
  2. Приказ Минздравсоцразвития России от 28.11.05 г. № 701 «О родовом сертификате»
  3. Приказ Министерства здравоохранения по Московской области от 22.12.05 г. № 380 «Об Организационном комитете при Министре здравоохранения Правительства Московской области по реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»».
  4. Закон Московской области от 5 апреля 1996 года № 11/96 «О концепциях, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области» (в редакции от 1 апреля 2006№ 46/2006-ОЗ)
  5. Закон Московской области от 11 ноября 2005 года № 240/2005-ОЗ«О здравоохранении в Московской области».
  6. Постановление Губернатора Московской области от 20 сентября 2000 г. №334-ПГ «О координационном совете по охране здоровья населения при губернаторе Московской области» (в редакции от 19 июня 2005г.№93-ПГ)
  7. Постановление Правительства Московской области от 1 ноября 2000г. №130/33 «О координационном совете по делам инвалидов при правительстве Московской области» (в ред.от 18 июня 2005г.№453/27)
  8. Постановление Правительства Московской области от 17 августа 1998г. №76/25 «О мероприятиях по повышению эффективности деятельности здравоохранения в Московской области и реализации концепции развития здравоохранения в Московской области на период до 2005г.»
  9. Информационное письмо для Глав муниципальных образований Московской области от 10.04.06 г. № 3-12/460 исх. по вопросам реализации национального проекта «Здоровье» в части введения в действии «Родового сертификата»
  10. Выступление Президента РФ на встрече с членами Правительства, руководства Федерального Собрания и членами Президиума Государственного Совета, 5 сентября 2005 года.(www.kremlin.ru)
  11. Проект доклада о результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения и социального развития как субъекта бюджетного планирования на 2007-2009 года. М:2005 год
  12. Головина Н, Ореховский П. Реформы здравоохранения в России: итоги и проблемы// Общество и экономика. – 2005. - №7. – С. 54-60
  13. Заборовская А.С., Шишкин С.В. Организация финансирования здравоохранения в России// Здравоохранение (журнал для руководителей и главного бухгалтера). – 2005. - №11. С.5-12
  14. Стародубов В.И., Хальфин Р.А., Какорина Е.П. О задачах по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения// Здравоохранение (журнал для руководителей и главного бухгалтера). – 2005. - №12. С.16-25
  15. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие/Иванов В.В., Коробова А.Н. М.: ИНФРА-М, 2004 год, С. 718.
  16. Прогнозирование и стратегия социального развития России. Учебное пособие/Найбороденко В.П. М.: Маркетинг, 2003 год, С.525
  17. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие для вузов/Т.Г. Морозова, А.В. Пикулькин, В.Ф. Тихонов и др.; Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,1999,С.318
  18. Социальная политика. Учебное пособие/Смирнов С.Н. М.:ВШЭ, 2004год, С.300
  19. Стратегическое планирование. Учебник/Под ред. Уткина Э.А.М.: Ассоциация авторов и издательства «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2003, С.440
  20. Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития (www.mzsrrf.ru)
  21. Официальный сайт Федерального агентства по статистики (www.gks.ru)
  22. Официальный сайт Правительства Московской области(www.mosreg.ru)

Информация о работе Региональные аспекты развития здравоохранения