Региональный рынок непродовольственных товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы заключается в выявлении перспектив развития регионального рынка Кемеровской области.
Объектом исследования является региональный рынок непродовольственных товаров Кемеровской области.
Предмет исследования - состояние рынка непродовольственных товаров Кемеровской области.

Содержание

Введение
1. Региональный потребительский рынок непродовольственных товаров
1.1Общая характеристика рынка
1.2Показатели регионального потребительского рынка непродовольственных товаров
1.3 Субъекты рынка их характеристики и взаимодействие
1.4 Анализ тенденций развития и основные факторы, влияющие на развитие

2. Региональный потребительский рынок непродовольственных товаров
2.1Характеристика свойств определяющих удобство пользования и управления товаром, их роль в определении качества товаров
2.2Характеристика факторов непосредственно формирующих качество непродовольственных товаров
2.3Выборочный контроль качества непродовольственных товаров
3. Региональный рынок непродовольственный рынок Кемеровской области:
3.1. Состояние рынка
3.2. Перспективы развития
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

1 глава.docx

— 406.58 Кб (Скачать файл)

Структуризация и сегментация рынка (по отраслям, товарам, собственности, потребителям, по уровню локализации).

Сегментирование рынка- это процесс разделения рынка на отдельные части- сегменты, отличающиеся друг от друга разными возможностями сбыта продукции производителя, т.е. разбивка рынка покупателей на чёткие группы, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары.

При формировании сегмента рынка могут быть использованы следующие критерии:

  1. Различия между потребителями, позволяющие определить их в сегмент;
  2. Сходство между потребителями, формирующее устойчивость данной группы потребителей к товару;
  3. Наличие показателей, позволяющих измерить характеристики и требования потребителей, определить ёмкость рынка;
  4. Возможность выстоять в конкурентной борьбе;
  5. Достаточность объёма продаж для обеспечения покрытия расходов и получение прибылей;
  6. Доступность сегмента для предприятия (наличие каналов сбыта и транспортировки).

Характеристики социальных классов по Ф.Котлеру:

  1. Элита общества: именитые семьи, живущие на наследуемое богатство. Жертвуют деньги на благотворительные цели, владеют более  чем одним домом, посылают детей в частные школы. Не привыкли своё богатство выставлять на показ. Рынок: драгоценности, антиквариат, дома, услуги по организации отдыха и путешествий.
  2. Лица свободных профессий или бизнесмены, получающие высокие доходы в силу своей исключительности и способностей. Жаждут признания своего социального положения и демонстративно тратят деньги. Стремятся перейти в высший класс. Рынок: дорогие дома, яхты, плавательные бассейны, дорогие автомобили.
  3. Делающие карьеру лица свободных профессий, управляющие, бизнесмены. Проявляют заботу об образовании, духовной жизни, культуре и общественных делах. Рынок: хорошие дома, мебель, одежда, бытовые приборы.
  4. Служащие, предприниматели, «рабочая аристократия», средний состав ИТР. Озабочены: соблюдением норм и правил культуры, созданием себе ореалореспектабельности. Рынок: товары типа «сделай сам», хозяйственных принадлежностей, одежды строгого стиля.
  5. Мелкие служащие, квалифицированные и полуквалифицированные рабочие. Озадачены: проблемами укрепления своего положения в обществе, чёткого разделения ролей полов. Рынок: спорттовары, пиво, товары для домашнего хозяйства.
  6. Неквалифицированные рабочие, люди, живущие на пособия. Рынок: пищевых продуктов, подержанных автомобилей, подержанных квартир.

Для сегментирования потребительского рынка используют географический, демографический, психографический, поведенческий принципы.

         Сегментация товарного рынка по потребителям по состоянию на 01.01.2001 г. (их составу, уровню жизни и т.п.) представлена на рис. 3.

Рисунок 3. Трудовые ресурсы Кемеровской области

 

Таблица 4. Доходы населения Кемеровской области

 

 

Рисунок 4. Уровень безработицы в Кемеровской области

 

Рисунок 5. Структура потребительского рынка в Кемеровской области

 

Рисунок 6. Количество легковых автомобилей в Кемеровской области

Проанализировав результаты продажи потребительских товаров длительного пользования в Кемеровской области можно сделать следующие выводы:

  1. Продажа радиоприемных устройств, магнитофонов, пылесосов, стиральных машин, телевизоров, велосипедов и мопедов в расчёте на 1000 населения в 2000 г. сократилась по сравнению с 1996 г. (в среднем на 2-4 шт., а часов на 65 шт.);
  2. Продажа холодильников возросла с 9,1 до 12 ед. на 1000 населения.

Такие результаты говорят, прежде всего, о невысоких доходах населения и уровне розничных цен на данную группу товаров. Несмотря на наполненность рынка данной группой товаров, цены на него остаются высокими. Проводимая в настоящее время кредитная политика, а также наметившийся подъём в экономике региона поможет оживить продажу товаров длительного пользования.

Анализ оборота розничной торговли показал, что наибольший оборот принадлежит крупным городам области - Кемерово и Новокузнецк, за анализируемый период он вырос на 3-4% и составляет 58% к общему объёму товарооборота (численность населения в этих городах около 30% от общей). Тогда как в сельских районах всего 23,2%. Во всех сельских районах товарооборот снизился, например, Гурьевском, Мариинском, Ижморском - на 0,1%, Тяжинском, Крапивинском – на 0,2%, - , Промышленновском – 0,4% и т.д.

Такие показатели говорят о том, что многие жители сельских районов предпочитали совершать покупки в городах, на оптовых рынках, которые находятся недалеко от их населенного пункта. Цены, даже на сельскохозяйственную продукцию там зачастую ниже, чем в районном центре, т.к. в сельских магазинах нет сбалансированности спроса и предложения, которое могло бы способствовать снижению цен на товары и ассортимент товаров очень низкий, только товары первой необходимости.

И самая главная причина - безработица в сельских районах, низкий уровень доходов, отсутствие должной информации о товарах и ценах на них.

Анализ рыночной конъюнктуры. 

Соотношение спроса и предложения влияет на изменение пропорций производства, перелив капитала, естественное рыночное распределение материальных ресурсов и рабочей силы между отраслями, регионами, предприятиями.

В определённом соотношении спроса и предложения как по товарной массе и её группам, так и по отдельным товарам проявляется конъюнктура рынка, которая складывается и изменяется под воздействием многочисленных факторов, включая масштабы и структуру производства, торговли, динамику цен, денежные доходы покупателей, размеры товарных запасов, организацию товародвижения. Для нормального развития товарного рынка характерны сбалансированность спроса и предложения или некоторое превышение спроса над предложением. Индекс потребительских цен измеряет соотношение стоимости фактического набора товаров текущем периоде к его стоимости в базисном периоде. ИПЦ является важнейшим показателем, характеризующим уровень инфляции, и используется для целей государственной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра социальных гарантий, решения правовых споров. Потребительский набор, на основании которого рассчитан ИПЦ, представляет собой единую для регионов РФ выборку групп товаров, наиболее потребляемых населением. В набор товаров включены товары и услуги массового потребительского спроса. Исходной информацией  для расчёта ИПЦ являются данные регистрации цен на конкретные товары. Средние цены по группам товаров складываются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и др.

ИПЦ для Кемеровской области показан на рисунке 7.

Рисунок 7. Индекс потребительских цен

Характер конкурентной среды и степень монополизации рынка.

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.

При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей и количество потребителей. Участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента  стоимости, на какой – либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

 Ключевым понятием, выражающим  сущность рыночных отношений, является  понятие конкуренции. Конкуренция  в переводе с латинского языка  значит «сталкиваться». Конкуренция – это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объёмов предложения товаров на рынке.

Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объёма спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идёт о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере.

Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании могут использовать качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

Функции конкуренции следующие:

  1. Функция регулирования; для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель.
  2. Функция мотивации; для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
    1. Предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят её с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли. Это стимулирует технический прогресс;
    2. Предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка.
  3. Функция распределения; конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
  4. Функция контроля; конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначить цену, в то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

Инфраструктура рынка.

Термин «инфраструктура» (от лат. Infra- основание и structura – строение) означает комплекс соответствующих составляющих, применительно к товарному рынку – внутреннее строение, основа коммерческо – хозяйственных отношений в нём.

Инфраструктура товарного рынка – комплекс видов деятельности в сфере обращения соответствующих групп предприятий, организаций, учреждений, задача которых сводится к рационализации товародвижения, рыночному регулированию товарно – денежного оборота. Она создаёт предпосылки и условия для ускорения оборачиваемости средств в экономике, совершенствования рыночного процесса реализации вновь созданной стоимости, укрепления материально -  технической базы сферы обращения, оптимизации коммерческо – хозяйственных связей. Благодаря наличию инфраструктуры деловые взаимоотношения субъектов товарного рынка ведутся на стройной целенаправленной основе.

Функции инфраструктуры товарного рынка:

  1. Содействие субъектам товарного рынка в реализации их экономических интересов;
  2. Организационное оформление коммерческо – хозяйственных отношений деловых партнёров;
  3. Обеспечение юридического, финансового, страхового, контрольного обслуживания;
  4. Изучение конъюнктуры рынка, товаров, конкурентов, посредников, потребителей;
  5. Собственно торговая или иная коммерческо – хозяйственная деятельность;
  6. Посредничество в реализации товаров, налаживания коммерческо – хозяйственных связей; оказание соответствующих услуг субъектами товарного рынка;
  7. Использование возможностей транспорта, средств связи, складского хозяйства, топливно – энергетического комплекса.
  8. Действенная инфраструктура  товарного рынка в Кемеровской области сформировалась благодаря коммерческо – хозяйственным отношениям между субъектами товарного рынка.

Системы показателей и информационная обеспеченность.

В процессе регулирования общественного воспроизводства рынок выполняет шесть функций:

  1. Информационная, т.е. распространение различной информации, необходимой человеку в рыночных условиях;
  2. Посредническая, в условиях развитого разделения труда экономически обособленные производители могут обмениваться результатами своего труда;
  3. Стимулирование эффективного хозяйствования, рационального использования органических ресурсов человеком и обществом;
  4. Распределения и обмена;
  5. Функция пропорциональности; рынок способствует установлению соответствия между производством и потреблением;
  6. Функция санирования; через механизм конкурентной борьбы происходит очищение рынка от неконкурентоспособных предприятий.

Говоря об информационной обеспеченности товарного рынка, прежде всего, имеют в виду рекламу. Реклама может привлечь большой, географически широкий рынок. Единое послание передаётся сразу всей целевой аудитории. Реклама прокладывает путь для персональных продаж. Порождая информированность аудитории, создает благоприятное отношение к продукции. Кроме того, она позволяет существовать розничной торговле. Основанной на самообслуживании, даже целой отрасли – продаже по почте. Используя стратегию притягивания, реклама позволяет демонстрировать наличие спроса у потребителей, как свой канал сбыта.

Информация о работе Региональный рынок непродовольственных товаров