Регулирование монополии в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - провести исследование по вопросам возникновения и особенностей поведения монополии, а так же её видов, монопольного и антимонопольного законодательства. Эта цель может быть достигнута после раскрытия следующих задач:
Возникновение и сущность монополий;
Монополистическая фирма на рынке;
Законодательные аспекты по отношению к монополии;
Регулирование монополии государственными органами

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Возникновение и сущность монополий 5
1.2 Монополистическая фирма на рынке и ее ценовая политика 8
2.РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
2.1 Общее понятие антимонопольного регулирования 13
2.2 Государственный механизмы контроля за работой монополии 17
3.РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 19
3.1 Особенности контроля и монопольное законодательство 19
3.2 Политика регулирования цен на рынке монополий 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

Вложенные файлы: 1 файл

monopolia_RB_2.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  Образования Республики Беларусь 
Белорусский Государственный Университет 
 
Экономический факультет 
Кафедра менеджмента 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа 

Регулирование монополии в Республике Беларусь 
 
 
 
 
 
 

Автор работы: студент 
1 курса отделения 

(подпись)

(дата)

 
 
 
Руководитель:

старший преподаватель     _______________

(подпись)

(дата) 
 
 
 
 
 
 

Минск 2013

Содержание

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

В нашем мире существует огромное количество разных рыночных структур, это позволяет говорить о том, что рынок находится  в состоянии несовершенства и  монополистическая составляющая является причиной этого несовершенства.

Предмет данной работы - регулирование монополии в Республике Беларусь, в рамках которой мы рассмотрим государственную политику в сфере монополистической деятельности. Понятие монополия, прямо противоположно понятию идеальной конкуренции. Монополия в чистом виде - явление очень редкое, но есть рынки, где друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко связано с различными аспектами конкурентной стратегии. Однако фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. Такие фирмы, на рынке, владеют монопольной властью. Она является формой рыночной власти. Монополистическим положение желает владеть каждый продавец, это поможет избежать некоторых проблем и рисков связанных с конкуренцией. Рыночная власть означает возможность продавца или покупателя влиять на цену товара. Так как покупатели или продавцы всегда владеют некоторой рыночной властью (на большинстве мировых рынков), нам необходимо раскрыть сущность такого понятия, как - монопольная власть, и рассмотреть источники ее появления.

В странах с рыночной экономикой, тема монополий весьма актуальна, т.к. деятельность монополий  напрямую может воздействовать на благосостояние и жизнь общества. В связи с этим появляется необходимость на монополистическом рынке, антимонопольного законодательства.

Проблема антимонопольного регулирования и разработка методов  государственной поддержки конкуренции очень важна для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны.

Еще в прошлом веке, много лет тому назад, во многих странах монополизм считали экономическим преступлением против общества. В связи с этим были приняты, и принимаются специальные законы, направленные на регулирование, предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Такой подход в отношении монополистических фирм может обеспечить стабильное экономическое развитие страны.

Для ослабления монополизации рынков и защиты конкуренции государство:

  • Разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации;
  • Создает различные организации, которые следят за развитием событий на различных рынках и выявляют случаи их монополизации;
  • Помогает новым фирмам, которые могут противоборствовать монополизации рынков или разрушить ее.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что изучение монополии, и вопроса антимонопольного регулирования представляется важным для понимания темы экономического развития любого государства.

Цель данной работы - провести исследование по вопросам возникновения  и особенностей поведения монополии, а так же её видов, монопольного и антимонопольного законодательства. Эта цель может быть достигнута после раскрытия следующих задач:

  • Возникновение и сущность монополий;
  • Монополистическая фирма на рынке;
  • Законодательные аспекты по отношению к монополии;
  • Регулирование монополии государственными органами; 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Возникновение и сущность монополий

В сложившейся рыночной ситуации, на рынке совершенной конкуренции, ни одна из фирм не может повлиять на цену, по которой продается продукция. Фирмы всегда вынуждены продавать свою продукцию по цене, сложившейся в результате взаимодействия всех покупателей и всех продавцов, то есть по цене рыночного равновесия.

Но так бывает не всегда. Очень часто фирма владеет  значительной долей рыночных продаж, и при этом могут влиять на рыночную стоимость, с помощью изменения  объемов производимой продукции. При этом фирма может выбрать для себя самую благоприятную комбинацию цены и объема продаж. Это свидетельствует о том, что фирма обладает рыночной властью.

При обладании рыночной власти, фирма может максимизировать свою прибыль, но, как известно, наличие экономической прибыли, является сигналом для привлечения других фирм. Появится соперничество, фирмы будут продавать одни и те же товары, на рынке появятся характерные черты конкуренции, в конечном счете, это приводит к снижению рыночной цены и исчезновению экономической прибыли. Получение же фирмами экономической прибыли в долгосрочной перспективе свидетельствует о наличии у них стабильной рыночной власти, то есть рыночной власти, которая не может быть нарушена конкурентами. А это возможно только в том случае, когда некие объективно существующие условия предотвращают конкуренцию.

Такая фирма, имеющая  рыночную власть, исходит из понятия монополия. Слово монополист происходит от греческих слов топо – один и polist – продавец. Монополия – ситуация на рынке, при которой весь объем продаж товара, у которого нет близких заменителей, осуществляется одной фирмой(т.е. монополист – является единственным производителем в данной отрасли, и кроме того, отсутствует отрасль, которая бы производила аналогичные товары-субституты).

Для стабильной деятельности монополии, без вмешательства других фирм, существуют условия предотвращающие конкуренцию.

Чаще всего в качестве таких условий выступают барьеры для входа в отрасль, то есть ограничители, предотвращающие появление дополнительных продавцов на рынке. Если бы таких барьеров не существовало, то все рынки очень быстро становились бы конкурентными. Чаще всего в качестве барьеров для входа в отрасль являются:

  1. Патенты. Наличие патентов и авторских прав обеспечивает тем, кто является автором или изобретателем какого-либо блага, возможность извлекать доход от созданных ими произведений или технических новшеств, при этом не давая прав другим фирмам на проведение каких-либо рыночных операций над этим товаром. Это, своего рода форма поощрения отдельных видов деятельности (поощрение за какое-либо новшество). Патенты и авторские права имеют ограниченный срок действия, и через какое-то время монополия, обусловленная наличием подобных барьеров, исчезает.
  2. Предоставление правительством отдельным субъектам экономики исключительных прав выпускать отдельные виды продукции. Государство достаточно часто предоставляет некоторым фирмам право быть единственными продавцами каких-то товаров или услуг. Целью таких действий является стремление эффективно контролировать некоторые сферы деятельности. К таким сферам деятельности, предложение в которых регулируется государственными органами, можно отнести предложение транспортных услуг, услуг связи, медицинских, коммунальных и т.д.
  3. Исключительный контроль над факторами производства. В результате складывающихся естественным и искусственным способом отношений собственности на важнейшие виды производственных ресурсов возникают предпосылки для монополизации отдельных видов производства. Так, во многих странах  относительно небольшая группа лиц или государство  являются обладателями таких видов сырьевых ресурсов, как алмазы, руды некоторых металлов, энергетические ресурсы, древесина  и т.п. В монопольном пользовании находятся, как правило, уникальные способности людей. Кроме того, зачастую формированию монополии способствует изобретение принципиально новых технологических способов производства или появление товаров с уникальными потребительскими характеристиками, пользующихся повышенным спросом.
  4. Экономия, обусловленная положительным эффектом роста масштаба производства.  В ряде отраслей положительный эффект роста масштаба производства продолжается настолько долго, что минимально эффективный объем производства достигается при объемах, сравнимых с рыночным спросом. Понятно, что в таких условиях одна фирма может обеспечить  значительно меньшие издержки производства, чем несколько фирм. Относительно низкая цена, установленная фирмой и недоступная для конкурентов с меньшими объемами производства и более высокими средними издержками, становится существенным барьером для входа на рынок других фирм  и способствует монополизации рынка.

Существует несколько  видов монополии, к основным отнесу следующие:

  1. Монополия чистая - это когда одна фирма выступает единственным производителем продукта, который не имеет товаров – субститутов. Обычно такие фирмы имеют патенты или авторские права на производство данного виды товара. Такие фирмы имеют экономические барьеры, а так же юридическую защиту. На рынке чистой монополии, фирма “диктует цену”. Такие монополисты имеют множество инструментов, имеют возможность маневрировать ценой и количеством производимой ими продукции. При одинаковый издержках, в сравнение с ситуацией на другом рынке, фирма работающая на рынке чистой монополии может уменьшить количество производимой продукции и при этом увеличить цену. Монополия может способствовать ограничению конкуренции, в связи с этим государство вынужденно проводить антимонопольную политику.
  2. Естественная монополия - ситуация, когда фирма удовлетворяет весь спрос на рынке. Её преимущественная сторона – это положительный рост эффекта масштаба. Конкуренция на таком рынке просто не возможна, т.к. при банкротстве фирмы, потери будут слишком велики, и допускать на такой рынок конкурентов, просто не целесообразно. Государство предоставляет естественным монополиям исключительные привилегии на предоставлению товаров и услуг в данном регионе, однако сохраняет за собой право контролировать их деятельность. В данной ситуации и для государство будет не выгодно впускать на этот рынок конкурентов, к таким отраслям обычно относится газоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, связь и пр.
  3. Государственная монополия - ситуация на рынке, при которой государство - есть единственный продавец какого-либо товара на территории страны. Государственная монополия складывается на рынках товаров неэластичного спроса, составляющих необходимые элементы потребительского набора (в качестве примера в РБ можно привести мелкую молочную фабрику).
  4. Открытая монополия - рыночная ситуация, при которой одна из фирм становится первым поставщиком товара, обычно это фирма, которая вышла на рынок с новой продукцией. В открытой монополии, фирма никак не защищена от конкуренции. В краткосрочном периоде прибыль максимизируется,  в долгосрочном же периоде фирма будет иметь экономическую прибыль, в связи с чем, в данную отрасль, начнут вступать все новые и новые фирмы, в результате экономическая прибыль будет равна нулю, и рынок станет конкурентным.
  5. Монополия закрытая - монополия, защищенная юридическими нормами, которые ограничивают конкуренцию: патентами, лицензиями,  авторскими правами и т.д. На практике лишь немногие монополии являются абсолютно закрытыми. В реальной экономике всегда существует вероятность появления на рынке товаров-субститутов. В результате закрытая монополия может оказаться в ситуации безубыточного производства в долгосрочном временном интервале, фирма получает доход, достаточный для того, чтобы покрыть все издержки, но не присваивает экономической прибыли.
  6. Монополия регулируемая - имеет сходства с естественной монополией, деятельность такой фирмы находится под государственным контролем. Правительство регулирует качество товаров и услуг и контро-лирует цены, которые может устанавливать монополист. Цель правительственного регулирования - это защита экономических интересов потребителей, которые должны получать выгоду от экономии, обусловленной масштабами производства, т. е. получать выгоду от экономии при покупке дополнительной единицы товара. Регулирование цены может одновременно понижать цену, и обеспечивать рост объема производства.  
     

1.2 Монополистическая фирма на рынке и ее ценовая политика

Особенного внимания требует вопрос ценовой политики монополистических образований. Монополисты, используя свое положение, имеют возможность влиять на цены, а время от времени и устанавливать их. Вследствие этого возникает новая разновидность цены - монопольная стоимость, которая устанавливается бизнесменом, занимающим монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя. К этому следует добавить, что эта стоимость рассчитана на получение сверхприбылей, либо монополистических прибылей. 
В этой цене реализуется выгода монопольного положения.

Монополисты могут быть разных видов: государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом из приведенных выше случаев ценообразование складывается по-разному.

Государственная монополия  с помощью политики цен имеет возможность преследовать достижение различных целей. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение средних доходов. Так же может быть установлена очень высокая цена для сокращения потребления того или иного товара (примером может служить установление цен на алкогольные или табачные изделия). Но все же в реальной экономической ситуации любой из этих указанных типов рынка определить в чистом виде довольно сложно.

Как можно стать монополистом. Кандидат в монополисты сначала сильно снижает цену на свою продукцию, что приводит к разорению почти всех конкурентов, затем он захватывает рынок и поднимает цену, но покупатели вынуждены покупать его товар. Захватить рынок можно и другим криминальным способом, для этого нужно нанять за определённую плату или взятку преступников или контролирующие органы, которые могут заставить конкурентов закрыть свои предприятия. Рейдерство - это силовой захват конкурирующего предприятия с помощью преступников. При этом заказчик рискует подвергнуться уголовному преследованию. После захвата рынка у монополиста есть возможность не заботиться о повышении качества продукции и увеличении объёма производства. Для своей деятельности монополист выбирает то соотношение объёма производства и себестоимости продукции, которое ему наиболее выгодно. Другие же фирмы, чувствую чистую экономическую прибыль, пытаются проникнуть на этот рынок любой ценой. А монополист стремится закрыть свой рынок от вторжений.

На конкурентном рынке обычно работает несколько фирм, продающих одинаковый продукт по одинаковой цене. При любой попытке одной из фирм продать свой продукт по цене выше рыночной приводит к тому, что потребители, в результате, отказываются покупать продукцию завысившей цену фирмы в пользу ее конкурентов. На монополизированном рынке данный единственный продукт продает только одна фирма. Завышая цену, монополист теряет часть своих покупателей, но не всех.

Информация о работе Регулирование монополии в Республике Беларусь