Регулирование монополии в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - провести исследование по вопросам возникновения и особенностей поведения монополии, а так же её видов, монопольного и антимонопольного законодательства. Эта цель может быть достигнута после раскрытия следующих задач:
Возникновение и сущность монополий;
Монополистическая фирма на рынке;
Законодательные аспекты по отношению к монополии;
Регулирование монополии государственными органами

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Возникновение и сущность монополий 5
1.2 Монополистическая фирма на рынке и ее ценовая политика 8
2.РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
2.1 Общее понятие антимонопольного регулирования 13
2.2 Государственный механизмы контроля за работой монополии 17
3.РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 19
3.1 Особенности контроля и монопольное законодательство 19
3.2 Политика регулирования цен на рынке монополий 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

Вложенные файлы: 1 файл

monopolia_RB_2.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

В нашей реальной жизни большинство отраслей находится в неопределенной стадии. Если заправка в маленьком городке, повышая продажную цену дизельного топлива, теряет большую часть своих клиентов, есть основания полагать, что фирма ведет себя как конкурентная. Если кафе в том же городке, повышая цену, теряет при этом лишь нескольких клиентов, есть основания говорить, что это кафе обладает в некоторой степени монопольной властью.

Фирма, обладающая в некоторой степени  монопольной властью, имеет большой выбор возможностей, чем фирмы на рынке конкурентной отрасли. Она может, например, создавать для себя более сложную стратегию ценообразования и маркетинга, чем конкурентная фирма, или попытаться создать для своего продукта характеристики, имеющие отличия его от аналогичной продукции конкурентов, чтобы еще больше усилить свою рыночную власть.

Мы утверждали, что монополия  производит неэффективный объем  выпуска товаров, поскольку увеличивает выпуск лишь до точки, в которой люди готовы заплатить. Монополист не хочет производить дополнительный выпуск, потому что это привело бы к снижению цены, которую он может получить за весь свой выпуск.

Если бы монополист мог продавать различные единицы выпуска по разным ценам, дело обстояло бы иначе. Продажа различных единиц выпуска по разным ценам называется ценовой дискриминацией. Экономисты обычно выделяют следующие три вида ценовой дискриминации:

  1. Ценовая дискриминация первой степени - это когда монополист продает различные единицы товара по разным ценам и эти цены могут быть различными для разных индивидов. Этот случай иногда именуют случаем совершенной ценовой дискриминации.
  2. Ценовая дискриминация второй степени - монополист продает различные единицы выпуска по разным ценам, и при этом каждый индивид, покупающий одинаковое количество единиц товара, платит одну и ту же цену. В итоге получается, что, цены различаются для разных количеств товара, но не каждого индивида. Примером этого могул быть - оптовые скидки.
  3. Ценовая дискриминация третьей степени - это когда монополист продает товары различным людям по разным ценам, однако каждая единица выпуска, продаваемая определенному индивиду, продается по одной и той же цене. Это наиболее распространенная форма ценовой дискриминации; ее примеры могут быть: скидки пожилым гражданам, студентам и т.д.

Как правило, у монополиста  имеется стимул для проведения ценовой  дискриминации того или иного  рода. Совершенная ценовая дискриминация  подразумевает назначение каждому покупателю другой цены по принципу «хочешь - соглашайся, хочешь - нет». Результат этого производство эффективного объема выпуска.

Часто фирмы предпочитают продавать товары в наборах - комплектах взаимосвязанных товаров, предлагаемых к продаже вместе. Примером может служить – ПК (персональный компьютер). При покупке персонального компьютера набор может состоять из нескольких дополнительный девайсов, таких как мышь, клавиатура, иногда и акустическая система, а так же других вспомогательных инструментов. Другим примером такого рода является журнал: он состоит из большого набора статей, которые могли бы, в принципе, продаваться поотдельности. Аналогично журналы часто продаются посредством подписки, которая является просто вспомогательным способом совместной продажи отдельных выпусков.

Продажа товаров наборами может  быть вызвана экономией на издержках: часто дешевле оказывается продать  несколько скрепленных друг с  другом статей, чем каждую из них порознь.

Или же такая продажа может быть обусловлена взаимодополняемостью товаров, о которых идет речь: акустическая система, входящая в комплект персонального компьютера.

Но так же виды этих продаж могут зависеть от предпочтений потребителя. Рассмотрим такой пример: у компании Lotus, Microsoft и других производителей программного обеспечения имеется  привычка продавать большую часть своих прикладных программ в наборах. Например, в 2010 г Microsoft выпустила в продажу пакет «Microsoft Office», а так же, в 2012 г пакет “Microsoft Office” для операционных систем Microsoft Windows 8, Apple Mac и Android, включающие текстовый процессор, электронную таблицу, вспомогательную программу представления данных и саму базу данных, за розничную цену в 330 долл. В случае покупки этих программ по отдельности сумма, в которую обошлись бы эти прикладные программы, составила бы около 610 долл. Эти пакеты программ очень хорошо вписываются в модель продажи товаров в наборах. Некоторые люди пользуются текстовым процессором каждый день, а электронной таблицей - редко. У других пользователей структуры использования программного обеспечения обратная. Если вы хотите продать электронную таблицу большему числу пользователей, вы должны продавать ее по цене, которая будет привлекательной для случайного пользователя. Аналогична и ситуация с текстовым процессором: именно готовность платить предельного пользователя определяет тот уровень, на котором устанавливается рыночная цена. Продажа двух продуктов в одном наборе позволяет сократить дисперсию готовностей платить, и общая прибыль может увеличиваться.

Сказанное не означает, что  своим распространением пакеты программ обязаны только эффективности стратегии  продажи товаров в наборах; действуют  и другие факторы. Успешность совместной работы отдельных компонентов пакетов  гарантирована; в этом отношении  они являются взаимодополняющими товарами. Более того, успех данной программы имеет тенденцию сильно зависеть от того, сколько людей ею пользуется, и продажа программного обеспечения в наборах позволяет увеличить захваченную долю рынка.

Так же, на монополистическом рынке имеет место следующая ситуация: представим что фирма получает прибыль, продавая какой-либо свой продукт на рынке, а другая фирма не имеет прав в точности воспроизводить такое же продукт, но она все же может посчитать для себя выгодным вступить в эту отрасль и производить в ней продукт, сходный с данным (похожий на него), но в чем-то от него отличающийся. Данное явление называется дифференциацией продукта— каждая фирма, действующая на рынке отрасли, пытается сделать свой универсальный продукт отличный от продукции других фирм отрасли. Чем в большей степени она может сделать свой продукт отличным от продуктов другой фирмы, производящей сходную продукцию, тем большей монопольной властью она обладает, и тем менее эластична кривая спроса на ее продукт, при этом, имея возможность, устанавливать свою цену на данный товар.

Уникальность монопольной цены заключается в том, что она сознательно отклоняется от настоящей рыночной, которая устанавливается в точке равновесия спроса и предложения. В итоге монопольная стоимость выражает собой определенную “дань”, которую общество вынуждено платить тем, кто занимает монопольное положение.

Выводы: 

1. В зависимости от характера обслуживаемого торгового взаимодействия различают: оптовые цены, розничные цены, закупочные цены, тарифы, биржевые, аукционные и др.

2. Цена - это один из важнейших экономических инструментов в повышении эффективности производства.

3. Цены могут быть регулируемыми, свободными и фиксированные, в зависимости от роли государства в определении цены монополиста.

4. Иногда цены могут классифицироваться в зависимости от территории действия на единые, региональные и т. д.

5. Процесс формирования  ценовой политики предполагает  постановку целей и задач ценообразования,  оценку спроса, издержек производства  и цен конкурентов и т.д.

6. Ценовая политика  предприятия имеет свои особенности  на каждом рынке в отдельности: рынке свободной конкуренции, чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции. 
 

2.ОТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА К МОНОПОЛИИ

2.1 Общее понятие антимонопольного регулирования

Антимонопольная политика — государственная деятельность впервые возникла в США в конце XIX века с принятием серии федеральных законов, названных антитрестовскими., связанная с формированием условий функционирования субъектов рыночных отношении, направленная на достижение оптимального для данного места и времени сочетания эффективности и конкуренции. Это достаточно сложный процесс, управляемый на основе сбора и обработки достаточного ообширного количества разнообразной информации, ее анализа, построения разнообразных выводов и прогнозов, принятия каких – либо решений, и обеспечения контроля над их выполнением. (Антимонопольная политика действует на основе антимонопольного законодательства).

В Европе антимонопольное  законодательство получило широкое развитие после второй моровой войны. В ряде стран были приняты законы, направленные против недобросовестной конкуренции, включая мошенничество в производстве и торговле. Они были призваны предотвратить монополизацию рынка, антиконкурентное слияние компаний, сговоры о ценах и др. Во всех развитых странах на общегосударственном уровне существует антимонопольные органы, отвечающие за разработку и реализацию антимонопольной политики.

В США – это Федеральная  торговая комиссия и антитрестовский отдел министерства юстиции, возглавляемые помощником министра; в ФРГ – Федеральное управление по делам картелей; в Великобритании – Департамент охраны интересов потребителей и цен, Комиссия по вопросам слияний и монополизации, Судебная палата по вопросам свободной торговли и ограничительных мер; во Франции – Совет по делам конкуренции; в Швеции – Государственное бюро по вопросам цен и картелей и Антитрестовское управление; в Японии – Комиссия по вопросам свободной торговли.

Поворотным этапом в  формировании антимонопольной политики являются 1933-ий год и последующие годы, они связаны с окончанием экономического кризиса 1929-1933 гг. По причине кризиса был поставлен вопрос о дальнейшем существовании рыночной экономики, и о необходимости регулирования рынка с целью предупреждения и ослабления негативных и конечно же прежде всего монопольных проявлений в процессах саморазвития рынка. В эти годы антимонопольная политика представляла собой попытку соединения практического опыта антимонопольного регулирования с новыми достижениями в области теоретических разработок рынка. Влиятельные изменения в антимонопольную политику вносятся под влиянием экономических теорий рынка, монополии и конкуренции. Главные перемены в антимонопольной политике государства связаны с открытиями и исследованиями Д. Кейнса, которые были направлены на преодоление отрицательных последствий кризисной цикличности рыночной экономики.

Во всех промышленно  развитых странах в настоящее  время осуществляется законодательное регулирование процесса концентрации капитала и конкуренции в целях смягчения отрицательных экономических и социальных последствий монополистической деятельности.

Разработка и принятие антимонопольного законодательства —  одно из самых важных средств государственного регулирования экономики. Чаще всего, в современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма. При этом под олигополией понимается такая организация отрасли (или локального рынка), при которой ограниченное число крупных производителей выпускают значительную или преобладающую часть отраслевой продукции и благодаря этому они способны либо осуществлять самостоятельную монопольную политику, либо вступать в монопольный сговор относительно единой рыночной политики. Важнейшая черта олигополистического рынка – взаимодействие конкурентных и монопольных сил.

Антимонопольная политика - одна из старейших и важнейших форм государственного контроля над предпринимательской деятельностью. Это одно из направлений микроэкономической политики, которое призвано поддержать конкуренцию и предотвратить «засилье» монополий.

Антимопольная политика, запрещающая антиконкурентное поведение  и предотвращая образование монопольных  структур, представляет собой основное средство ограничения злоупотреблений рыночной властью крупными предприятиями. Эта политика берет свое начало с хорошо известных законодательных актов:

- Закона Шермана 1890 г. Этот закон был направлен против монополизации торговли и коммерческой деятельности. Он запрещал любые формы и виды контрактов, каких-либо объединений, сговоров и т.п., направленные на ограничение свободной торговли, также объявлял вне закона "недобросовестные приемы" устранения конкурентов, рассматривая их как уголовное преступление. В качестве мер наказания предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение и даже расформирование виновной фирмы. Главной особенностью закона Шермана — это нацеленность на борьбу с уже существующими монополиями;

- Закона Клейтона 1914г. (в законе Клейтона не только уточнялись основные понятия антитрестовского законодательства, но и расширялось понятие антимонопольной деятельности, особое внимание уделялось финансовым аспектам взаимодействия монополистов, а также монопольной власти как таковой). Основными целями антимонопольной политики являются: запрещение деятельности, противоречащей принципам конкурентной борьбы (к их числу относятся: заключение соглашений о фиксировании цен или разделе территорий, ценовая дискриминация, а также принудительные контракты), а также разделение (расформирование) монопольных структур. В соответствии с современными правовыми нормами такими структурами являются те, которые обладают достаточной рыночной властью (большой долей рынка), а также осуществляют антиконкурентные действия;

- Закон о Федеральной торговой комиссии (1914). Направлен на предотвращение и пресечение недобросовестных методов конкуренции и установление контроля за коммерческой этикой компаний. Федеральная торговая комиссия имеет право издавать инструкции и правила регулирования торговли, запретительные предписания, осуществлять контроль за деятельностью той или иной компании и при необходимости расследовать ее действия;

- Акт Робинсона-Патмана (1936). Запрещает ограничительную деловую практику в сфере политики ценообразования в торговле: «ножницы цен», ценовая дискриминация и др;

- Поправка Уилера-Ли к закону  «О Федеральной торговой комиссии»  (1938). Расширила права Федеральной торговой комиссии в отношении компаний, наносящих вред не только конкурентам, но и потребителям и обществу в целом, а также в отношении ложной или вводящей в заблуждение рекламы и искаженной информации о качестве продуктов;

Информация о работе Регулирование монополии в Республике Беларусь