Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:49, курсовая работа
Цель данной работы - провести исследование по вопросам возникновения и особенностей поведения монополии, а так же её видов, монопольного и антимонопольного законодательства. Эта цель может быть достигнута после раскрытия следующих задач:
Возникновение и сущность монополий;
Монополистическая фирма на рынке;
Законодательные аспекты по отношению к монополии;
Регулирование монополии государственными органами
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Возникновение и сущность монополий 5
1.2 Монополистическая фирма на рынке и ее ценовая политика 8
2.РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
2.1 Общее понятие антимонопольного регулирования 13
2.2 Государственный механизмы контроля за работой монополии 17
3.РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 19
3.1 Особенности контроля и монопольное законодательство 19
3.2 Политика регулирования цен на рынке монополий 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Разберем законодательное положение на территории города Минска. В Минске главным законодательным огранном является Минский городской исполнительный комитет. Его основными задачами является:
Правовой основой
В Законе Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" заложены основные виды злоупотребления монополизма: базовые пресечения, ограничения, нарушения (препятствие конкуренции, сговоры и т.д.). Как говорилось раньше, контроль над исполнением законодательств осуществляется Министерством экономики.
Данные ограничения не распространяются на случаи установления и осуществления правомерной монополии (например, государственной). В Республике Беларусь запрещается деятельность какого-либо субъекта, занимающего властвующее положение на товарном рынке, если его деятельность имеет или может иметь ограничение конкуренции либо причинение вреда правам других субъектов или потребителей.
В Республике Беларусь запрещается любое зарождение монополизации производства, которое может повлечь за собой ограничение конкуренции. Эти ограничения не уместны в случаях установления государственной или правомерной монополии, установленных в Республике Беларусь в соответствии с законодательством. Министерство, в свою очередь, для предотвращения возникновения или усиления монополии, осуществляет контроль за всеми важными юридическими договорами данных субъектов.
Для того чтобы совершить необходимую сделку, юридической или физическое лицо обязаны заявить о своем намерении и подать ходатайство о даче согласия на совершение данной сделки и предоставить информацию, необходимую для принятия решения. Если сделка повлекла за собой возникновение или усиление доминирующего положения фирмы на рынке или ограничение конкуренции, то сделка может быть признана недействительной в судебном порядке.
Законодательство Республики
Беларусь также запрещает
Государственным органам запрещается также заключать соглашения, которые могут привести к ограничени конкуренции, разделу рынка, незаконному повышению, снижению или поддержанию цен, либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан.
Самое важное направление государственной ценовой политики - это реализация принятого курса на сокращение сферы ценового регулирования, и дальнейшую либерализацию ценообразования.
Правительством Республики Беларусь принимаются меры по либерализации цен. Развитие процессов ценовой либерализации подразумевает соблюдение следующих условий:
• Стимулирование рыночных методов ценообразования в конкурентных отраслях экономики;
• Упрощение норм и правил, регламентирующих ценообразование и условия экономической деятельности, в сочетании с действенным и единообразным механизмом применения контроля;
• Совершенствование антимонопольного регулирования и конкурентной политики.
В 2008 г. – начале 2009 г. был принят ряд решений связанных с ценообразованием, направленных на сокращение сферы ценового регулирования и упрощение административных процедур в области ценообразования.
Декретом Президента
Республики Беларусь от 28 января 2008 г.
№ 1 «О стимулировании производства и
реализации товаров (работ, услуг)»
установлено, что все коммерческие
организации, созданные с 1 апреля 2008 г.
в населенных пунктах с численностью населения
до 50 тыс. человек, самостоятельно устанавливают
и применяют свободные цены (тарифы) на
товары (работы, услуги), за исключением
социально значимых товаров по перечню,
утверждаемому Советом Министров Республики
Беларусь.
Указами Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2007 г. № 694 , от 12 июня 2008 г. № 322, от 6 февраля 2009 г. № 70:
Информация о работе Регулирование монополии в Республике Беларусь