Регулирование на рынках с монопольной властью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Власть монополий и монопсоний - это две формы рыночной власти. Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара. Так как покупатели или продавцы всегда обладают некоторой рыночной властью (фактически на большинстве мировых рынков), мы должны понять механизм действия рыночных сил и их влияния на фирмы и потребителей.

Содержание

Введение
1. Монополия
1.1 Чистая монополия.
1.2 Определение цены и объема производства на монополистическом рынке.
1.3 Правило “большого пальца” для ценообразования
1.4 Ценовая дискриминация и условия необходимые для ценовой дискриминации
1.5 Воздействие налога
2. Монопольная власть
2.1 Показатели монопольной власти
2.2 Правило “большого пальца” при ценообразовании
3. Источники монопольной власти
3.1 Эластичность рыночного спроса
3.2 Число фирм на рынке
3.3 Взаимодействие между фирмами
4. Общественные издержки монопольной власти
5. Государственный контроль над монополиями
5.1 Антитрестовские законы
5.2 Исследование формы контроля над ценами
5.3 Регулирование цен
5.4 Регулирование цен на практике
Выводы
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 63.37 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Московский государственный университет экономики,

статистики и информатики (МЭСИ)

Кафедра экономической теории и инвестирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Микроэкономика»

на тему: «Регулирование на рынках с монопольной властью»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Монополия 

1.1 Чистая монополия.

1.2 Определение цены и объема производства на монополистическом рынке.

1.3 Правило “большого пальца” для ценообразования

1.4 Ценовая дискриминация и условия необходимые для ценовой дискриминации

1.5 Воздействие налога

2. Монопольная  власть 

2.1 Показатели монопольной власти

2.2 Правило “большого пальца” при ценообразовании

3. Источники монопольной власти

3.1 Эластичность рыночного спроса

3.2 Число фирм на рынке 

3.3 Взаимодействие между фирмами

4. Общественные издержки монопольной власти

5. Государственный контроль над монополиями

5.1 Антитрестовские законы 

5.2 Исследование формы контроля над ценами

5.3 Регулирование цен 

5.4 Регулирование цен на практике

Выводы

Заключение

 

 

 

 

Введение

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Известно, что наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара.

Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.

В данной работе следует отобразить - монополии и монопольная власть, а также государственное регулирование деятельности монополий. Монополия и монопсония являются понятиями, прямо противоположными понятию идеальной конкуренции. Монополии – крупные хозяйственные объединения (кар- теле, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности ( индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополия оказывает на все сферы жизни страны.

Монополия – ( от моно. и греческое Poleo – продаю), исключительное право в определённой области государства, организации, фирмы.

Монополия в чистом виде - явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко связанным с различными аспектами конкурентной стратегии. Однако фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть. Мы рассмотрим факторы, определяющие монопольную власть, критерии ее измерения и ее воздействие на ценообразование.

Обратимся к монопсонии.

Монопсония - это разновидность рынка, на котором выступает только один покупатель товара, услуги или ресурса. Более обобщенно - ситуация, при которой фирма является монополистом на рынке, где она выступает покупателем. В таком случае фирмы сами устанавливают цены. Например, на рынке рабочей силы такая ситуация может возникнуть, когда один наниматель доминирует на рынке конкретной специальности или на рынке, по-особому расположенном. Это может иметь место, когда рабочие руководствуются при выборе нанимателей не только мотивами, связанными с заработной платой, но и, к примеру, близостью работы от дома. Термин "монопсония" взят из древнегреческого языка и означает "один покупатель", так же как "монополия" означает "один продавец". Термин "монопсония" принято применять ко всем рынкам, где покупатели устанавливают цену.

Чистая монопсония - редкое явление, как и чистая монополия. Она может существовать в небольших городах, в которых, например, единственная фирма нанимает всех трудоспособных жителей. Или правительство как единственный покупатель, в частности, ядерного оружия. Оно закупает все его рыночные предложения, поскольку продажа этого товара другим покупателям запрещена.

Власть монополий и монопсоний - это две формы рыночной власти. Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара. Так как покупатели или продавцы всегда обладают некоторой рыночной властью (фактически на большинстве мировых рынков), мы должны понять механизм действия рыночных сил и их влияния на фирмы и потребителей.

 

1.МОНОПОЛИ

Для монопольного производителя, так же как и для конкурентной фирмы, цель производства - максимизация прибыли. Как единственный производитель монополист полностью контролирует рыночную ситуацию и по своему усмотрению может назначать рыночную цену товара. Кривая спроса монополиста имеет отрицательный наклон. Поэтому монополист, назначая более низкие цены, может увеличить количество продукции, продаваемой на рынке. Поскольку монополист устанавливает одну цену для всех единиц товара, то цена товара будет выражать средний доход монополиста.

 

1.1 Чистая монополия

Крайним случаем несовершенной конкуренции является чистая монополия. По степени ограниченности доступа на рынок принято классифицировать монополии как закрытые, естественные и открытые.

Закрытая монополия характеризуется тем, что монополист обладает контролем над источником сырья или контролем в области специальных технических знаний, новшеств, защищенных авторскими правами.

Естественная монополия возникает в отраслях, где издержки минимизируются тогда, когда весь выпуск продукции, услуга осуществляются только одной фирмой. В городе, как правило, одна телефонная сеть, одно метро, один аэропорт. В России сложились группы естественных монополий в энергетике, в нефтегазовой отрасли, в жилищно-коммунальной сфере.

Открытая монополия характеризуется тем, что фирма выходит на рынок с новой продукцией, не позаботившись о специальных мерах защиты от конкуренции. На больших исторических этапах все монополии принято считать открытыми.

Для монополии характерны следующие черты:

1) Наличие единственного  продавца конкретного товара (услуги) на рынке.

2) Производимый товар в  некоторой степени уникален, т.е. не имеет близкий заменителей (субститутов).

3) Фирма – монополист, является единственным продавцом  своего товара, осуществляет на  рынке значительный контроль  над ценами.

4) Барьеры (экономические, технические, правовые др.) для вступления в  отрасль труднопреодолимы.

 

 

1.2. Определение цены и объема производства на монополистическом рынке

Как единственный производитель товара монополист находится в уникальном положении. Если монополист решает повысить цену продукта, ему не приходится беспокоиться о конкурентах, которые, назначая более низкую цену, захватят большую часть рынка. Монополист удерживает рынок в своей власти и полностью контролирует объем выпуска продукции, предназначенной для продажи.

Но это не означает, что монополист может назначить любую сколь угодно высокую цену, какую захочет, по крайней мере если его целью является максимизация прибыли.

Чтобы максимизировать прибыль, монополист должен вначале определить как характеристики рыночного спроса, так и свои издержки. Оценка спроса и издержек является решающей в процессе принятия фирмой экономического решения. Располагая такими сведениями, монополист должен принять решение об объемах производства и продажи. Цена за единицу продукции, получаемая монополистом, устанавливается в зависимости от кривой рыночного спроса (это означает, что монополист может установить цену и определить объем производства в соответствии с характером кривой рыночного спроса).

Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна достичь такого объема продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. В этом – решение проблемы и для монополиста. На рис. 1 кривая рыночного спроса D является кривой среднего дохода монополиста. Цена единицы продукции, которую получит монополист, является функцией объема производства. Здесь также показаны кривая предельного дохода МR и кривые средних и предельных издержек – АС и МС. Предельный доход и предельные издержки совпадают при выпуске Q*.

Рис. 1. График максимизации прибыли при равенстве предельного дохода предельным издержкам

 

 

С помощью кривой спроса мы можем определить цену Р*, которая соответствует данному количеству продукции Q*.

Как мы можем проверить, что Q* – объем производства, максимизирующий прибыль? Предположим, монополист производит меньшее количество продукции – Q1 и соответственно получает более высокую цену Р1. Как показывает рис. 1, в таком случае предельный доход монополиста превышает предельные издержки, и если бы он производил большее количество продукции, чем Q1, он получил бы добавочную прибыль (МR-МС), т.е. увеличил бы свою совокупную прибыль. Фактически монополист может увеличивать объем производства, повышая свою совокупную прибыль вплоть до объема производства Q*, при котором дополнительная прибыль, получаемая от выпуска еще одной единицы продукции, равна нулю. Поэтому меньшее количество продукции Q1 не максимизирует прибыль, хотя и позволяет монополисту установить более высокую цену.

При объеме производства Q1 вместо Q* совокупная прибыль монополиста будет меньше на величину, равную заштрихованной площади между кривой МR и кривой МС, между Q1 и Q*.

На рис. 1 больший объем производства Q2 также не является максимизирующим прибыль. При данном объеме предельные издержки превышают предельный доход, и если бы монополист производил меньшее количество, чем Q2 увеличил бы совокупную прибыль на (МС – МR). Монополист мог бы увеличить прибыль еще больше, сокращая объем производства до Q*. Увеличение прибыли за счет снижения объема производства Q* вместо Q2 дано площадью ниже кривой МС и выше кривой МR, между Q* и Q2. Мы также можем показать алгебраически, что объем производства Q* максимизирует прибыль. Прибыль равна разности между доходом и издержками, которые представляют собой функцию от Q:

 

РF(Q) = R(Q) – C(Q).

 

По мере того как Q растет, начиная с нуля, прибыль будет возрастать до тех пор, пока не достигнет максимума, а затем станет снижаться. Таким образом, объем производства Q максимизирует прибыль в том случае, когда приращение прибыли от дополнительного увеличения Q равно нулю, т.е. условием максимизации прибыли является

 

MR – MC = 0 или MR = MC.

 

 

 

1.3 Правило «большого пальца»  для ценообразования.

 

Мы знаем, что цена и объем производства должны быть такими, чтобы предельный доход равнялся предельным издержкам, но как может практически руководитель фирмы правильно определить соответствующие цену и объем производства? Большинство руководителей располагают ограниченной информацией о кривых средних и предельных доходов, с которыми сталкиваются их фирмы. Они также располагают информацией о предельных издержках фирмы лишь для изменяющихся в определенных пределах объемов производства. Мы, следовательно, хотим перевести условие равенства предельного дохода и предельных издержек в универсальное правило, которым легче пользоваться на практике.

При объеме производства, максимизирующем прибыль, можно записать:

 

MR = P + P (1/ Еd).

 

Теперь, так как целью фирмы является максимизация прибыли, мы можем приравнять предельный доход к предельным издержкам:

 

 

                      (1)

Данная формула представляет собой правило «большого пальца» для ценообразования. Левая часть уравнения (P – MC)/P выражает превышение цены над предельными издержками как процент от цены. Уравнение показывает, что данное превышение равняется величине, обратной эластичности спроса, взятой с отрицательным знаком. Точно так же мы можем переписать это уравнение, чтобы выразить цену через предельные издержки:

 

(2)

 

Как сравнить цену, устанавливаемую монополистом, с ценой в условиях свободной конкуренции? На совершенном конкурентном рынке цена равна предельным издержкам. Монополист назначает цену, превышающую предельные издержки на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса. Как показывает уравнение (1), если спрос чрезвычайно эластичен, Еd представляет собой большую отрицательную величину, а цена будет близка к предельным издержкам и, таким образом, монополизированный рынок будет очень похож на рынок свободной конкуренции. Фактически, когда спрос очень эластичен, монополисту достается незначительная прибыль.

1.4 Ценовая дискриминация и условия  необходимые для ценовой дискриминации.

Модель простой монополии построена исходя из допущения, что все единица продукции, продаваемые на протяжении определённого периода времени, реализуются по одной и той же цене. Такая ценовая политика является абсолютно неизбежной в любой ситуации, когда возможна перепродажа продукции. Например, весьма маловероятно, чтобы книжный магазин, расположенный на территории университетского городка (типичная монополия), стала вдруг продавать учебники по экономике студентам старших курсов по одной цене, а всем остальным – с 25%-й скидкой. Если даже он и попытается так сделать, то какой-нибудь сметливый второкурсник вскоре начнёт покупать эти книги для их последующей продажи старшекурсникам по сходной цене. Вскоре продажа книг в этом магазине по исходной цене упадут до нуля.

Однако не все фирмы вынуждены продавать все единицы продукции по одной цене. Есть фирмы, которые устанавливают разные цены для разных покупателей на один и тот же продукт. Если цены, установлены для разных покупателей, отражает не различие в издержках фирмы, связанных с индивидуальным подходом к обслуживанию этих покупателей, то фирма осуществляет ценовую дискриминацию.

Так, театр, устанавливающий цену на билет 5 руб. для взрослых и 3 руб. для детей осуществляет ценовую дискриминацию, поскольку издержки театра одинаковы для всех посадочных мест. Иначе обстоит дело, например, на овоще – базе, где цена 1 тонны картошки на 4% ниже по оптовой цене. Здесь просто учитывается разница в издержках при различных видах кассовых операций.

Информация о работе Регулирование на рынках с монопольной властью