Регулирование на рынках с монопольной властью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Власть монополий и монопсоний - это две формы рыночной власти. Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара. Так как покупатели или продавцы всегда обладают некоторой рыночной властью (фактически на большинстве мировых рынков), мы должны понять механизм действия рыночных сил и их влияния на фирмы и потребителей.

Содержание

Введение
1. Монополия
1.1 Чистая монополия.
1.2 Определение цены и объема производства на монополистическом рынке.
1.3 Правило “большого пальца” для ценообразования
1.4 Ценовая дискриминация и условия необходимые для ценовой дискриминации
1.5 Воздействие налога
2. Монопольная власть
2.1 Показатели монопольной власти
2.2 Правило “большого пальца” при ценообразовании
3. Источники монопольной власти
3.1 Эластичность рыночного спроса
3.2 Число фирм на рынке
3.3 Взаимодействие между фирмами
4. Общественные издержки монопольной власти
5. Государственный контроль над монополиями
5.1 Антитрестовские законы
5.2 Исследование формы контроля над ценами
5.3 Регулирование цен
5.4 Регулирование цен на практике
Выводы
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 63.37 Кб (Скачать файл)

Для того, что бы фирма – монополист смогла осуществлять ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать двум условиям. Во-первых, покупатели в силу невозможности или неудобств не могут перепродавать купленную продукцию. Во-вторых, продавец должен быть в состоянии разделять покупателей на группы, исходя из учёта эластичности спроса на товары. После этого тем покупателям, спрос которых обладает высокой не эластичностью, будет предложена высокая цена, а тем, чей спрос эластичен – более низкая.

Обсуждение проблемы условий дискриминации проводится обычно в контексте теории монополии, однако это – не единственная рыночная структура, в которой встречается такое явление. Любая фирма, способная назначить цену на свою продукцию, если она в состоянии разделить потенциальных покупателей в зависимости от эластичности предъявляемого ими спроса, а эти последние в принципе лишены возможности перепродавать свою продукцию, рано или поздно сталкиваются с искушением воспользоваться стратегией ценовой дискриминации. Электростанция, назначающая разные цены для населения и для промышленных предприятий, представляет собой монополию, осуществляющей ценовую дискриминацию. Авиационная компания, берущая с туристов и бизнесменов различную плату за билеты, делает то же самое. Наконец, ресторан, обслуживающий отдельных клиентов по ценам со скидкой, поступает аналогично.

 

1.5Воздействие налога

Налог на объем производства также влияет на монополиста иначе, чем на отрасль с конкурирующими производителями. Введение налога на единицу продукции в отрасли с конкурирующими производителями приводит к увеличению рыночной цены на величину, которая несколько меньше налога, и что бремя налога несут как производители, так и потребители. При монополии, однако, цена может возрастать на величину, превышающую размер налога.

Рис.3 График изменения издержек производства при введении налога на объем производства монополистической фирмы

Проанализировать воздействие налога на монополиста несложно. Предположим, каждая единица продукции облагается определенным налогом в t долл., так что монополист должен платить правительству t долл. за каждую проданную единицу продукции. Следовательно, предельные (и средние) издержки фирмы возросли на величину налога t. Если первоначальные издержки фирмы составляли МС, ее решение по оптимальному объему производства теперь выглядит так:

МК = МС + t.

На графике мы смещаем кривую предельных издержек вверх на величину t и обнаруживаем новую точку пересечения с кривой предельного дохода (рис.3). Здесь Q0 и Р0 - соответственно объем производства и цена до обложения налогом, а Q1 и Р1 - объем выпуска и цена после введения налога.

Смещение кривой предельных издержек вверх приводит к уменьшению объема производства и повышению цены. Иногда цена растет на величину меньше налога, но далеко не всегда (на рис.3 цена поднялась выше размеров налога). Это было бы невозможно на конкурентном рынке, но может случиться на монопольном рынке, так как в последнем случае отношение цены к предельным издержкам зависит от эластичности спроса. Предположим, например, что монополист сталкивается со спросом с постоянной эластичностью -2. Тогда согласно уравнению (2) цена будет равна двойным предельным издержкам. При налоге t предельные издержки увеличиваются до МС + t и цена возрастает до 2 (МС + t) = 2 МС + 2t, т.е. возрастает на удвоенную величину налога.

 

 

1. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: Изд-во «АСА», 1995.

2.  Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. – М.: Республика, 1992. – Т.2.

3.  Нуреев Р.М. Основы экономической теории: Микроэкономика. – М.: Высшая школа, 1996.

4.  Самуэльсон П. Экономика. – М.: НПО «Алгон», 1992.

5. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Бек, 1994.

Д.Линдсей, Э.Долан. Рынок: микроэкономическая модель. С.-Пб., 1992;

6. К.Макконнелл, С.Брю. Экономикс. М., 1992;

7. П.Хейне. Экономический образ мышления. М.: Дело, 1991;

8. В.Ф.Максимова. Рыночная экономика (учебник) М.: ”Соминтек", 1992;

9. П.Самуэльсон. Экономика, М.1964;

10. Самуэльсон, Нордхаус Экономикс (реферат, экономические науки, 1990);

11. Ф.Кенэ. Избранные экономические произведения, М., 1960;

12. А.Пигу. "Экономическая теория благосостояния". т.2. М.: Прогресс, 1995.

 

 

 


Информация о работе Регулирование на рынках с монопольной властью