Рентабельность и пути повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: на основании теоретических данных и анализа основных экономических показателей ОАО «Пензарыба», разработать мероприятия по повышению рентабельности, обосновав их целесообразность и экономическую эффективность.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить рентабельность как экономические категории, выявить сущность, функции и виды рентабельности;
- определить основные показатели рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деят

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......4
1.СУЩНОСТЬ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ……………………………………......6
1.1 Понятие рентабельности…………………………………………………..6
1.2 Показатели рентабельности ……………………………………………..11
1.3 Методика анализа общей рентабельности.……………………………..15
1.4 Порог рентабельности……………………………………………………16
2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОАО «ПЕНЗАРЫБА».....................................................................................26
2.1 Анализ технико-экономических показателей ОАО «Пензарыба»……26
2.1.1 Анализ объема производства………………………………………….30
2.1.2 Анализ реализации продукции………………………………………..32
2.1.3 Анализ себестоимости……………………………………………........34
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ…………………………………………………….37
3.1 Факторы, влияющие на себестоимость продукции……………………37
3.2 Место затрат на охрану окружающей среды в себестоимости продукции…………………………………………………………………….43
3.3 Основные возможности снижения затрат при снижении себестоимости продукции на ОАО «Пензарыба»…………………………………………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…..52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………55
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 154.60 Кб (Скачать файл)

Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными  элементами сравнительного анализа  и оценки финансового состояния  предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в  следующие группы:

I. Рентабельность продукции.

Рентабельность продукции  показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию  предприятия, а также более быстрым  ростом цен чем затрат.

Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие  показатели:

  1. Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации (без НДС);
  2. Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС);
  3. Рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);
  4. Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене.

 

 

 

 

 

II.Рентабельность вложений предприятия.

Рентабельность вложений предприятия - это следующий показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия.

Среди показателей рентабельности предприятия выделяют 5 основных:

1.Общая рентабельность  вложений, показывающая какая часть  балансовой прибыли приходится  на 1руб. имущества предприятия,  то есть насколько эффективно оно используется.

2.Рентабельность вложений  по чистой прибыли;

3.Рентабельность собственных  средств, позволяющий установить  зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования;

4.Рентабельность долгосрочных  финансовых вложений, показывающая  эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций;     

5.Рентабельность перманентного  капитала. Показывает эффективность  использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок.

III.Общая рентабельность.

Рентабельность предприятия (общая рентабельность), определяют как отношение балансовой прибыли  к средней стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия. По иному, говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов), равняется прибыли до начисления процентов * 100 и деленной на активы.

Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе  рентабельности предприятия. Но если требуется  точнее определить развитие организации, исходя из уровня ее общей рентабельности, необходимо вычислить дополнительно  еще два ключевых индикатора: рентабельность оборота и число оборотов капитала.

Рентабельность оборота  отражает зависимость между валовой  выручкой (оборотом) предприятия и  его издержками и исчисляется  по формуле:

Рент. ОБ. = Приб. до нач.% *100 / Валовая Выручка

Чем больше прибыль по сравнению  с валовой выручкой предприятия, тем больше рентабельность оборота.

Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется по формуле:

Число ОБ. Капитала = Валовая  Вырука / Активы      

Чем выше валовая выручка  фирмы, тем больше число оборотов ее капитала.

В итоге следует, что

Уровень Общей Рент. = Рент ОБ. * Число ОБ. Капитала

Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую  характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия  и выпускаемой им продукции. Главным  из показателей уровня рентабельности является отношение общей суммы  прибыли к производственным фондам.

Существует много факторов, определяющих величину прибыли и  уровень рентабельности. Эти факторы  можно подразделить на внутренние и  внешние. Внешние - это факторы не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие мероприятия  проводятся в общем масштабе и  сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно - хозяйственной деятельности предприятий. Структурные сдвиги в  ассортименте продукции существенно  влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства.

Задача экономического анализа  по рентабельности - выявить влияние  внешних факторов, определить сумму  прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность  использования производственных ресурсов.

Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат  и отражаются в бухгалтерском  балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности. Рентабельность можно  рассматривать как результат  воздействия технико-экономических  факторов, а значит как объекты  технико-экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов  производственно- хозяйственной деятельности от основных технико-экономических  факторов.

Рентабельность является результатом производственного  процесса, она формируется под  влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных  изделий. Общую рентабельность предприятия  необходимо рассматривать как функцию  ряда количественных показателей - факторов: структуры и фондоотдачи основных производственных фондов, оборачиваемости  нормируемых оборотных средств, рентабельности реализованной продукции. Это 2-й подход к анализу рентабельности предприятия. Для такого анализа  используют модифицированную формулу  расчета показателя общей рентабельности, предложенную А.Д.Шереметом.                                                    

Р = (Е / 1/УМ) + 1/К, где                                                         

Р - общая рентабельность предприятия %

Е - общая (балансовая) прибыль, % к объему реализованной

продукции;

У - удельный вес активной части в общей стоимости основных

производственных фондов, доли единицы;

М - коэффициент фондоотдачи активной части основных

производственных фондов;

К - коэффициент оборачиваемости нормированных средств.

1.3  Методика анализа общей рентабельности

Методика анализа общей  рентабельности:

1) по факторам эффективности;

2) в зависимости от  размера прибыли и величины

производственных факторов.

Балансовая (общая) прибыль - это конечный финансовый результат  производственно-финансовой деятельности. Вместо общей прибыли у предприятия  может образоваться общий убыток, и такое предприятие перейдет в категорию убыточных. Общая  прибыль (убыток) состоит из прибыли (убытка) от реализации продукции, работ  и услуг; внереализационных прибылей и убытков.   Под рентабельностью предприятия понимается его способность к приращению вложенного капитала. Задачей анализа рентабельности   являются несколько положений: - оценить динамику показателя рентабельности с начала года, степень выполнения плана, определяют и оценивают факторы, влияющие на эти показатели, и их отклонения от плана;

- выявляют и изучают причины потерь и убытков, вызванных бесхозяйственностью, ошибками в руководстве и другими упущениями в производственно-хозяйственной деятельности предприятия; вскрывают и подсчитывают резервы возможного увеличения прибыли или дохода предприятия.

Рентабельность целесообразно  рассчитывать также по отдельным  направлениям работы предприятия, в  частности :

рентабельность по основной деятельности

Рез. от реал. * 100 / Зат. на произв. продукции  

рентабельность основного  капитала

Баланс. Пр. или Уб. / Сумма  соб. ср. на начало года и на конец  года.

 

 

1.4 Порог рентабельности

Существует определенное взаимовлияние и взаимозависимость между затратами, объемом производства и прибыли. Известно, что при соблюдении всех прочих равных условий темпы роста прибыли всегда опережают темпы роста реализации продукции. При росте объема реализации продукции доля постоянных затрат в структуре себестоимости продукции снижается и появляется «эффект дополнительной прибыли».

Анализ безубыточности (анализ соотношения «затраты — объем  производства — прибыль», CVP-анализ) в настоящее время широко используется для определения:

• критического объема производства для безубыточной работы;

• зависимости финансового  результата от изменений одного из элементов соотношения;

• запаса финансовой прочности  предприятия;

• оценки производственного  риска;

• целесообразности собственного производства или закупки;

• минимальной договорной цены на определенный период;

• планирования прибыли  и т. д.

Анализ безубыточности основан  на ряде допущений. Во-первых, затраты  можно разделить на постоянные и  переменные. Ряд затрат предприятия может содержать как переменную, так и постоянную части — так называемые смешанные затраты (к ним чаще всего относятся расходы на электроэнергию, транспорт, содержание и эксплуатацию оборудования). Смешанные затраты подлежат дифференциации на постоянную и переменную части. Следует также учитывать, что сохранение постоянных издержек на одном уровне возможно только в ограниченном диапазоне объемов производства.

Во-вторых, зависимость между  объемом реализованной продукции  и переменными издержками линейная. В реальной жизни переменные издержки могут изменяться в другой пропорции.

Известно, что соотношение  переменных издержек и объема производства зависит как от жизненного цикла изделия, так и от инфляции, по-разному затрагивающей цены на покупаемое сырье, материалы, заработную плату.

В-третьих, остается неизменным ассортимент изделий.

В-четвертых, объем производства и реализации в прогнозируемом периоде равны.

Данные допущения соответствуют  условиям массового производства с  достаточно непродолжительным производственным циклом, что дает возможность широкого применения анализа безубыточности на таких предприятиях. Не могут опираться на подобный анализ в финансовом планировании предприятия авиа-, судостроения, производители уникальной продукции.

Основной составной частью анализа безубыточности является определение «точки безубыточности» («порога рентабельности», «мертвой точки»).

Точка безубыточности —  это такой объем реализации, при  котором выручка покрывает все  издержки предприятия, связанные с производством и реализацией продукции.

При расчете точки безубыточности надо учитывать, что в модели линейной зависимости точка безубыточности может быть одна, в то время как  на практике функция затрат носит  нелинейный характер и может пересекать линию объемов производства в  нескольких местах. Поэтому анализ должен точно очерчивать границы  роста объемов производства, когда  допущения линейного характера  зависимости оправданы производственными  условиями.

Минимальный объем реализации Qmin покрывающий затраты на производство и реализацию (EBIT = 0), т. е. точку безубыточности, в единицах продукции определяют:

Qmin = F/(P-a) , шт. или в денежном выражении:

Bmin=F/(1-b)

где Q — количество единиц продукции;

Р — цена единицы продукции;

F—расходы постоянные;

V— расходы переменные;

а — величина переменных затрат в цене единицы продукции;

b — доля переменных  затрат в базовой выручке.

Величина прибыли при  запланированных объемах производства и реализации будет равна:

EBIT=PQ – F - a * Q,

где EBIT — прибыль до уплаты процентов и налогов.

Помимо рассмотренного математического  метода анализа безубыточности рекомендуется  рассмотреть маржинальный метод, в  основе которого лежит маржинальная прибыль.

Маржинальная прибыль  представляет собой превышение выручки  над величиной переменных затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг.

Маржинальный подход лежит  в основе управленческих решений, связанных с ассортиментной политикой, с продвижением продукции на рынок, ценообразованием и рядом других задач повышения конкурентоспособности производимой продукции. Доля маржинальной прибыли в цене единицы продукции является постоянной величиной, и предпочтение отдается тому виду продукции, который обеспечивает наибольшее значение маржинальной прибыли. Снижение показателей маржинальной прибыли вызывает необходимость дополнительного производства и реализации продукции или пересмотра ассортиментной политики.

Информация о работе Рентабельность и пути повышения