Рентабельность и пути повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: на основании теоретических данных и анализа основных экономических показателей ОАО «Пензарыба», разработать мероприятия по повышению рентабельности, обосновав их целесообразность и экономическую эффективность.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить рентабельность как экономические категории, выявить сущность, функции и виды рентабельности;
- определить основные показатели рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деят

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......4
1.СУЩНОСТЬ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ……………………………………......6
1.1 Понятие рентабельности…………………………………………………..6
1.2 Показатели рентабельности ……………………………………………..11
1.3 Методика анализа общей рентабельности.……………………………..15
1.4 Порог рентабельности……………………………………………………16
2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОАО «ПЕНЗАРЫБА».....................................................................................26
2.1 Анализ технико-экономических показателей ОАО «Пензарыба»……26
2.1.1 Анализ объема производства………………………………………….30
2.1.2 Анализ реализации продукции………………………………………..32
2.1.3 Анализ себестоимости……………………………………………........34
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ…………………………………………………….37
3.1 Факторы, влияющие на себестоимость продукции……………………37
3.2 Место затрат на охрану окружающей среды в себестоимости продукции…………………………………………………………………….43
3.3 Основные возможности снижения затрат при снижении себестоимости продукции на ОАО «Пензарыба»…………………………………………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…..52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………55
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 154.60 Кб (Скачать файл)

2.1.3 Анализ себестоимости

               В условиях рыночной экономики роль и значение показателя себестоимости продукции резко возрастают. Снижение себестоимости зависит от целого ряда факторов, которые можно разделить на непосредственно зависящие от предприятия (внутренние) и не зависящие от него (внешние). Внешние факторы – это инфляция, рост тарифов и цен на сырье, топливо и т. д. Внутренние факторы лежат в основе мероприятий, направленных на более полное и экономное расходование материальных, трудовых и денежных ресурсов предприятия (внедрение передовой техники и технологии, оптимальная организация труда и управления и др.).

Чтобы изыскать резервы снижения себестоимости, нужно знать ее структуру. Под структурой себестоимости понимают удельный вес отдельных ее элементов  или статей; она постоянно изменяется, и на нее влияет целый ряд факторов:

-  специфика отрасли;

-  ускорение научно-технического прогресса, который оказывает многоплановое влияние, но, как правило, приводит к сокращению доли живого труда и увеличению доли овеществленного;

-  уровень концентрации, специализации, кооперирования производства;

-  инфляция и процентные ставки за банковский кредит.

Структуру себестоимости  продукции характеризуют следующие  показатели: соотношение между живым  и овеществленным трудом; доля отдельных  элементов или статей к общей  сумме затрат; соотношение между  постоянными и переменными затратами, между основными и накладными, прямыми и косвенными, производственными и коммерческими расходами и т.д. Структура себестоимости произведенной продукции ОАО «Пензарыба» представлена в приложении 5(см. в приложении).

Анализируя данные приложения 5(см. в приложении), можно сделать вывод, что специфика рыбоперерабатывающей отрасли отражается в материалоемкости производства. Увеличение удельного веса материальных затрат в общем объеме себестоимости в 2010г. 66,7% , 64,3% в 2009г., 66,9% в 2008г. произошло не смотря на снижение уровня материалоемкости (в 2009г. на 6,4% , в 2010г. – еще на 5,2%) в большей степени за счет высоких темпов роста цен на покупные товары и полуфабрикаты, а также увеличения тарифов на потребляемые топливо и энергию.

            Второй по величине статей расходов является заработная плата, которая равна 18,5% в 2009г., 19,6% в 2008г. и 15,8% в 2007г. Изменение доли заработной платы связана с изменением численности работающих, а также с величиной доплат и надбавок. Величина прочих расходов в 2007г. составила 6,5%, что связано с построением производственного цеха

и введением его в эксплуатацию, и снижением их до 4,4% в 2009г., 4,5% в 2010г. Уменьшилась величина затрат, которая приходится на 1000р. произведенной продукции с 95,4% в 2008г. до 84,7% в 2010г.             Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на 1000р. произведенной продукции оказывают факторы, которые находятся с ним в прямой функциональной связи: изменение объёма выпущенной продукции, её структуры, изменение уровня цен на продукцию, изменение уровня удельных переменных затрат, изменение суммы постоянных затрат.

Анализ структуры себестоимости  позволяет выявить основные резервы  ее снижения. Важнейший фактор снижения себестоимости продукции – экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве.

Большое значение имеет и  улучшение использования основных производственных фондов, так как 4,5% в 2008г., 4,6% в 2009г., и 3,8% в 2010г. затрат падает на амортизационные отчисления. Добиться этого можно путем совершенствования их структуры, необходимо строить более экономичные производственные помещения, лучше использовать машины и оборудование, повышать выработку (дневную, сменную, сезонную).

        В рыбоперерабатывающей отрасли до сих пор затрачивается много живого труда. Экономии здесь можно достичь путем механизации производственных процессов, внедрения системы машин и прогрессивных технологий, роста на этой основе производительности труда.

               Большую роль в снижении себестоимости в настоящее время играют социально-экономические факторы, в частности материальная заинтересованность работников в результатах своего труда.

Рассмотренные факторы снижения себестоимости были положены в основу конкретных программ, разрабатываемых  на предприятии с учетом природных  и экономических особенностей производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ

3.1 Факторы, влияющие  на себестоимость продукции

Более чем, какой либо другой показатель прибыль отражает результаты всех сторон деятельности предприятия. На ее величину влияет объем продукции, ее ассортимент, качество, уровень себестоимости, штрафы, неустойки и другие факторы.

Прибыль влияет на такой  обобщающий показатель, как рентабельность, состояние собственных оборотных  средств, платежеспособность и размеры  поощрительных фондов.

Структура доходов от основной деятельности ОАО «Пензарыба» представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Структура доходов  от основной деятельности

Показатели

2008 г.

%

2009 г.

%

2010 г.

%

Выручка от реализации (без  налогов), млн.р.

134 344

100

179 592

100

168 567

100

Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн.р.

118 202

87,9

157 297

87,5

151 205

89,7

Коммерческие расходы, млн.р.

14083

10,48

19 459

10,83

14 833

8,8

Прибыль от реализации продукции, млн.р.

2 059

1,53

2 836

1,57

2 529

1,5

Рентабельность продаж, %

1,5

1,6

1,5




 

Из данных таблицы 1 следует, что структура цены продукта с 2008 по 2010гг. практически не изменилась. В абсолютном выражении выручка от реализации увеличилась на 33,6% в 2009г. и уменьшилась на 6,1% в 2010г., доля себестоимости реализации товаров продукции, услуг в выручке от реализации, уменьшилась на 0,4% в 2009г. и увеличилась на 2,2% в 2010г., доля коммерческих расходов в выручке от реализации уменьшились на 2,03%, что стало результатом сокращения бюджета на рекламу. Рентабельность продаж осталась на уровне 2008г.

Для того чтобы проанализировать, за счет чего произошло изменение  прибыли от реализации продукции  в 2010г. по сравнению с прибылью, полученной в 2009г., а также изменение рентабельности проведем факторный анализ.

Задача экономического анализа  состоит в том, чтобы дать оценку общей величины прибыли и ее состава, раскрыть влияние ряда факторов на отклонение фактической величины прибыли, выявить резервы роста прибыли  и рентабельности.

В таблице 2 приведены основные финансовые результаты деятельности предприятия

Таблица 2 - Структура финансовых результатов предприятия

Показатели

Ед. изм.

Доходы 2008г

Доходы 2009г

Доходы 2010г

Прибыль от реализации продукции, услуг

млн. р

2 059

2 836

2 529

Результат от прочей реализации

млн. р

197

162

150

Результат от внереализ. операций

млн. р

- 17

- 8

- 16

Балансовая прибыль

млн. р

2 239

2 990

2 663


 

Как видно из таблицы 2, балансовая прибыль предприятия с 2008 по 2009гг. увеличилась на 33,5 % и уменьшилась на 10,9 % с 2009 по 2010гг., что связано с уменьшением выручки от реализации и увеличением убытка от внереализационных операций.

Для того чтобы проанализировать, за счет чего произошло изменение  прибыли от реализации продукции  в 2010г. по сравнению с прибылью, полученной в 2009г., проведем ее факторный анализ, используя данные таблицы 3.

Таблица 3 - Исходные данные для анализа прибыли от реализации

Показатель

Факт, млн. р.

План, пересчитанный на фактический  объем продаж, млн. р.

План, млн. р.

Объем реализованной продукции

206 805,5

204 700

192 303

Выручка от реализации продукции (без налогов из выручки), В

179 592

176 546

168 567

Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг , С

157 297

154 138

151 205

Коммерческие расходы

19 459

18 743

14 833

Прибыль от реализации продукции, П

2 836

2 820

2 529


 

Прибыль от реализации продукции  в целом по предприятию, П, млн. р., зависит от четырех факторов первого  уровня соподчиненности: объема реализации продукции, VРП, млн.р., ее структуры, Удi, себестоимости, Сi, млн. р., и уровня отпускных цен, Цi, млн. р., и рассчитывается по формуле

 (5)

Изменение прибыли от реализации за счет изменения объема и структуры  реализованной продукции, , млн. р., определяется по формуле

, (6)

где  – плановое значение прибыли от реализации продукции, пересчитанное на фактический объем продаж, млн. р.;

 – плановое значение прибыли от реализации продукции, млн. р.

 млн. р.

Изменение прибыли от реализации за счет изменения только объема продаж, , млн. р., рассчитывается по формуле

 (7)

где  – коэффициент выполнения плана по реализации продукции;

 –плановое значение прибыли от реализации продукции, млн. р

(8)

где  – плановый объем реализованной продукции, млн. р.;

 – фактический объем реализованной  продукции, млн. р.

;

 млн. р.

 

Изменение прибыли от реализации за счет изменения структуры реализованной  продукции, , млн. р., рассчитывается по формуле

 (9)

 млн. р.

Изменение прибыли от реализации за счет изменения полной себестоимости, , млн. р., рассчитывается по формуле

,(10)

где - плановое значение себестоимости, пересчитанное на фактический объем продаж, млн. р.;

- фактическое значение себестоимости,  млн. р.

 млн. р.

Изменение прибыли от реализации за счет изменения отпускных цен, , млн. р., рассчитывается по формуле

,  (11)

Где - плановое значение выручки от реализации, пересчитанное на фактический объем продаж, млн. р.;

- фактическое значение выручки  от реализации, млн. р.

 млн. р.

Данные, полученные в результате расчетов представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Результаты расчетов факторов первого уровня на сумму прибыли от реализации продукции, 2010 г.

Факторы

Значение, млн. р.

Объем реализованной продукции

+ 27,2

Структура реализованной  продукции

+ 2638

Цены на продукцию

+ 3043

Себестоимость реализованной  продукции

- 3874

Итого

- 540


 

Результаты расчетов показывают, что уменьшение прибыли от реализации в 2010г. по сравнению с предыдущим годом произошло за счет изменения себестоимости на продукцию (минус 3874 млн. р.). Наиболее сильное положительное влияние на значение анализируемого показателя оказала цена реализованной продукции (+ 3043 млн. р.). То есть, имеем увеличение прибыли за счет изменения цены и негативное влияние на размер прибыли с изменением себестоимости на продукцию. Исходя из результатов анализа, можно сделать вывод, что главным резервом увеличения прибыли является снижение себестоимости на продукцию.

           Любое производство, независимо от того, что конкретно производится, требует определенных затрат (материальных, трудовых, финансовых). Кроме затрат, связанных непосредственно с производством, предприятия несут также затраты по реализации (маркетинговые исследования, реклама, упаковка, транспортировка и т.д.). Предприятия также платят налоги, производят отчисления, взносы, часть из которых в соответствии с действующим законодательством относится к издержкам производства. В зависимости от источников покрытия расходы предприятий подразделяются на три группы: включаемые в себестоимость продукции; относимые на операционные и внереализационные расходы; другие источники (фонды, резервы и др.).

Информация о работе Рентабельность и пути повышения