Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 18:00, курсовая работа
Цель исследования – изучение экономической ренты на примере аренды капитала в форме земли как фактора производства.
Постановка данной цели определяет решение следующих задач:
Определить понятие и виды ренты;
Определить сущность экономической ренты в микроэкономике;
Исследовать отечественный и зарубежный опыт исследования экономических рент;
По данным территориальных управлений Роснедвижимости, земельный фонд в административных границах области по состоянию на 01.01.2014 составил 146417.3 тыс. га. Его распределение по категориям земель представлено в таблице 1.
Существенных изменений в структуре земельного фонда по отношению к уровню 2007 года не произошло: преобладали земли лесного фонда (61.8%) и сельскохозяйственного назначения (24.4%); на водный фонд приходилось 6.0%, земли запаса – 5.3%, особо охраняемых территорий и объектов 1.6%, населенных пунктов и промышленности соответственно 0.6% и 0.2%. Сельскохозяйственные угодья на землях всех категорий занимали 4227.9 тыс. га, или 2.9% территории области; пашня составляла 1485.6 тыс. га, или 35% площади сельхозугодий7.
Таблица 1
Земельный фонд в административных границах области
Категория земель |
Террито-рия |
Площадь, тыс. га (по годам) | ||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2013 | ||
Сельско- хозяйственного назначения |
Область |
36070.5 |
35777.2 |
35779.8 |
35775.0 |
35770.3 |
ХМАО |
619.9 |
619.8 |
620.2 |
620.1 |
618.1 | |
Населенных пунктов |
Область |
901.0 |
901.2 |
900.3 |
900.3 |
901.4 |
ХМАО |
507.9 |
507.9 |
507.9 |
507.9 |
507.9 | |
Промышлен- ности |
Область |
310.8 |
307.3 |
307.0 |
315.2 |
321.2 |
ХМАО |
135.2 |
126.9 |
125.7 |
127.0 |
131.9 | |
Продолжение таблицы 1 | ||||||
Особо охраняемых территорий и объектов |
Область |
2385.3 |
2385.2 |
2385.3 |
2385.4 |
2386.2 |
ХМАО |
874.4 |
874.4 |
874.5 |
874.5 |
874.5 | |
Лесной фонд |
Область |
90019.9 |
90426.3 |
90428.1 |
90569.6 |
90428.7 |
ХМАО |
48598.2 |
48660.4 |
48662.0 |
48662.6 |
48662.6 | |
Водный фонд |
Область |
8792.6 |
8792.6 |
8792.6 |
8792.6 |
8792.6 |
ХМАО |
501.8 |
501.8 |
501.8 |
501.8 |
501.8 | |
|
Область |
7937.2 |
7827.5 |
7824.2 |
7679.2 |
7816.9 |
ХМАО |
2242.7 |
2188.9 |
2188.0 |
2186.2 |
2183.3 | |
|
Область |
146417.3 |
146417.3 |
146417.3 |
146417.3 |
146417.3 |
ХМАО |
53480.1 |
53480.1 |
53480.1 |
53480.1 |
53480.1 |
Наибольшие площади неиспользуемых сельскохозяйственных угодий (более 40%) приходились на Омутинский, Вагайский, Нижнетавдинский и Бердюжский районы.
Наряду с уменьшением пахотных площадей происходит и процесс дегумификации почв, связанный с интенсивным выносом питательных веществ, использованием земель при недостаточных объемах внесения минеральных и органических удобрений.
В рамках реализации мероприятий окружной целевой программы «Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы) по проведению актуализации кадастровой стоимости земельных участков на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» постановлением администрации округа создана Межведомственная комиссия, обеспечивающая в установленном порядке взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления в части организации сбора исходных данных для проведения актуализации государственной оценки земель, осуществляющая контроль за ходом выполнения работ и рассмотрение результатов. Указанным постановлением утвержден состав Комиссии и Положение о ней. Департаменту информационных технологий и связи Ямало-Ненецкого автономного округа поручено разработать регламент проведения работ по кадастровой оценке земель на территории округа.
Принятые в 2008 году нормативные правовые акты, несомненно, восполняют некоторые пробелы, имеющиеся в системе земельного законодательства. Тем не менее, для улучшения качественного состояния земельных ресурсов, повышения эффективности их использования и охраны необходимо дальнейшее развитие и совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей создание экономических и правовых механизмов охраны почв и использования земель. Анализ современного состояния земельных ресурсов подтверждает, что происходит ухудшение качества значительной части земель Тюменской области, в связи с этим сохранение почв и восстановление плодородия по-прежнему является первоочередной задачей.
Основными проблемами воздействия на земельные ресурсы автономного округа являются загрязнение земель нефтью и нефтепродуктами и захламление отходами производства и потребления.
По итогам 2013 года на нефтепромыслах округа наблюдается снижение аварийности (88% от уровня прошлого года). Также необходимо отметить, что масса загрязняющих веществ, попавших в окружающую среду, по сравнению с 2011 годом снизилась в 1,9 раз, а площадь загрязнения в 3 раза.
Основной причиной аварий, как и в прошлом году, остаётся изношенность основных фондов. В результате внешней и внутренней коррозии произошло 4748 аварий (98,5%).
Наибольшая аварийность отмечается на месторождениях НК «РосНефть» - 3539 случаев (73,5% от общего количества аварий на территории автономного округа) и ОАО «ТНК ВР «Менеджмент» - 1100 случаев (22,8%).
Наибольшее количество аварийных разливов приходится на территории Нижневартовского (46% от общего количества аварий на территории автономного округа) и Нефтеюганского (44%) районов.
На газопроводах, эксплуатируемых на территории автономного округа, в 2008 году произошло 36 аварий, из них 26 аварий (72%) на предприятии ООО "РН-Юганскнефтегаз".
На сегодняшний день эксплуатация практически всех муниципальных полигонов ТБО в автономном округе осуществляется со значительными отклонениями от проектов, в результате чего в почву и воду попадает значительное количество загрязняющий веществ.
Органы местного самоуправления не в состоянии обеспечить финансирование мероприятий по организации и содержанию мест размещения отходов, поэтому часть расходов осуществляется в рамках программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и период до 2015 года». В рамках целевой программы автономного округа «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011- 2013 года» предусмотрено финансирование работ по рекультивации земель на территории муниципальных образований автономного округа, подвергшихся загрязнению и захламлению8.
С введением в действие Земельного кодекса РФ продолжается реформирование земельных отношений на территории округа, в том числе мероприятия по разграничению собственности на землю между Российской Федерацией, автономным округом и муниципальными образованиями, переход на систему земельных платежей, основанную на рентной стоимости земли, определение статуса родовых угодий и пр.
После ликвидации государственной монополии на землю и перехода к многообразию форм земельной собственности особую актуальность приобрела проблема эффективного использования земельных ресурсов в интересах автономного округа и его жителей.
Приоритетными направлениями реформирования
земельных отношений является определение доступных
и прозрачных для инвесторов правил предоставления
земельных участков из государственной
либо муниципальной собственности, а также
порядка прекращения прав на землю, в том
числе при ее неэффективном использовании
и изъятии для государственных и муниципальных
нужд. Эти вопросы регулируют следующие
нормативные правовые акты: Гражданский
кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Федеральный закон от 17.04.2006
N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный
кодекс Российской Федерации, Федеральный
закон "О введении в действие Земельного
кодекса Российской Федерации", Федеральный
закон "О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним" и признании утратившими силу
отдельных положений законодательных
актов Российской Федерации"9,
Закон Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры от 26.02.2006 № 22-оз «О внесении
изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного
округа «Об изъятии и предоставлении земельных
участков на территории Ханты-Мансийского
автономного округа» и от 09.10.2007 № 122-оз
«О внесении изменений в закон Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры «О регулировании
отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском
автономном округе – Югре».
Передача государственных и муниципальных земельных участков гражданам и юридическим лицам под застройку в собственность либо в аренду осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном федеральным законодательством.
По мере вовлечения земли в гражданский оборот будут развиваться рынок земли, ипотека, что в свою очередь даст толчок росту индивидуального строительства жилья под залог, и долгосрочное кредитование.
Компания зарегистрирована 24 июня 1998 года. Полное название: "Строй-Транс", ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ, многопрофильная компания ОГРН: 1138603005694, ИНН: 8603199380. Регион: Тюменская область. Компания ООО «СТРОЙ-ТРАНС» расположена по адресу: ХМАО, г. Нижневартовск, ул. Интернациональная .
Основные виды деятельности анализируемого
предприятия:
1. Железобетонные изделия
2. Заказ спецтехники
3. Строительство
4. Спецтехника / Вспомогательные
5. Пиломатериалы / Лесоматериалы
ООО «СТРОЙ-ТРАНС» обладает парком профессиональной спецтехники, предназначенной для проведения всех видов земельных работ: экскаваторы, фронтальные погрузчики, бульдозеры, самосвалы.
В рыночной экономике рентное отношение - это, как правило, отношение 3-х субъектов: землевладельца, т.е. ООО «СТРОЙ-ТРАНС», земледельца и арендатора - хозяина земли. В этих условия арендатор, ссудивший землю на определенный срок, уплачивает ежегодно земельную ренту собственнику.
Таким образом, в общем виде земельная рента ООО «СТРОЙ-ТРАНС» представляет определенную форму, в которой земельная собственность экономически реализуется, приносит доход. Земельная рента в чистом виде выступает как плата за право пользования земли-материи. Фермер превращает эту землю в землю-капитал путем краткосрочных и долгосрочных затрат капитала. Все улучшения, сделанные фермером в почву, достаются после истечения срока арендного договора землевладельцу, и к земельной ренте присоединяется таким образом процент на капитал, увеличивая величину ренты. Поэтому арендаторы при заключении сделки борются за длинные сроки аренды, а землевладельцы - за короткие.
Как лицо юридически свободно распоряжающееся своей землей, ООО «СТРОЙ-ТРАНС», может продать свой участок. В этом случае произойдет капитализация ренты, то есть земельная рента образует покупную цену, или стоимость земли. Цена земли определяется:
Ц = R/С х 100
Где, Ц- цена земли
R – рента в год,
С – процент за использование
Например, если годовая рента составляла 150 долл., а процент 5, то
Ц = 150/5 х 100 = 3 тыс.долл.
Если рента не меняется, а процентная ставка падает, то цена земли возрастает и, наоборот, если ставка процента не меняется, а рента растет, то цена земли растет.
На поверхности отношений между арендатором и землевладельцем рента предстает в виде арендной платы - того количества денег, которое ежегодно получает земельный собственник, независимо от источников платежа.
В арендных деньгах нередко, кроме собственно ренты, заключены процент на капитал, средняя прибыль и даже зарплата. Поэтому арендная плата может возрастать при неизменных производительности труда, ценах на сельскохозяйственную продукцию, величине ренты только за счет того, что фермер станет довольствоваться прибылью ниже средней, а сельскохозяйственные рабочие - низкой заработной платой, ниже, чем зарплата промышленных рабочих. Таким образом, арендную плату не следует сводить к земельной ренте.
Более того, возможен случай, когда арендная плата не содержит земельной ренты, а арендатор даже не получает обычную прибыль. Собственник земли считает, что он получает земельную ренту, хотя с экономической точки зрения никакой земельной ренты здесь нет.
В исследовании ренты важно выявить величину ренты (как правило, хлебной). Величина ренты определяется не ее получателем - земельным собственником. Рост ренты связан с ростом цен, а рост цен обусловлен ростом спроса на продукты питания и сельскохозяйственное сырье в связи с ростом населения вообще, ростом несельскохозяйственного населения, в том числе ростом потребностей и др.
При неизменных ценах на продукты питания и норме прибыли рост ренты происходит при: 1) переходе к обработке более плодородной почвы; 2) повышении плодородия искусственным путем. В этих случаях рост ренты обусловлен ростом продукта с единицы площади.
При переходе от относительно лучших к худшим землям возрастают затраты (постоянного и переменного капитала), что приводит к росту цен и росту массы ренты. При прекращении обработки худшей земли цена на земледельческий продукт падает и падает масса ренты.
Изменение величины ренты приводит к изменению предложения земли: рост ренты увеличивает предложение, а падение - уменьшает предложение. Такова общая характеристика земельной ренты как таковой.
В рыночной экономике рента, как было уже сказано, существует в двух видах: дифференциальной и абсолютной.
Рассмотрим сначала дифференциальную ренту. Необходимым условием образования дифференциальной ренты является продажа продуктов земледелия по средним ценам (ценам производства, включающим издержки производства плюс среднюю прибыль на капитал). Источником добавочной прибыли в сельском хозяйстве, как и в промышленности, является более высокая производительность труда. Разница лишь в том, что в промышленности сверхприбыли характеризуются текучестью, а в земледелии они фиксируются (устойчивые) благодаря устойчивой природной основе, заключающейся в различиях плодородия почвы, то есть более высокая производительность труда обязана естественной силе, а не капиталу или труду, как в промышленности.