Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 18:00, курсовая работа
Цель исследования – изучение экономической ренты на примере аренды капитала в форме земли как фактора производства.
Постановка данной цели определяет решение следующих задач:
Определить понятие и виды ренты;
Определить сущность экономической ренты в микроэкономике;
Исследовать отечественный и зарубежный опыт исследования экономических рент;
Неналоговые доходы от использования земельных участков зачисляются в местные бюджеты в соответствии со ст. 62 Бюджетного кодекса:
Для укрепления самостоятельности муниципальных образований, обеспечения возможности создания у них точек экономического роста полагаем целесообразным внесение в Бюджетный и Налоговый кодексы изменений, предусматривающих, в числе прочего, совершенствование законодательного регулирования взимания земельного налога. Кроме того, в проекте закона о федеральном бюджете на 2010-2013 гг. необходимо выделить средства на софинансирование расходов региональных и местных бюджетов по описанию границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства, а также учету, инвентаризации, оформлению технической документации на земельные участки и муниципальное имущество11.
Наряду с этим Правительству РФ необходимо принять нормативные правовые акты, обеспечивающие совершенствование методики кадастровой оценки земельных участков, инвентаризацию и межевание земельных участков, находящихся в общедолевой собственности (включая финансирование), оформление в собственность или в пользование (включая аренду) всех земельных участков, проведение работ по закреплению бесхозных земель в пользование или в собственность, порядок, условия и периодичность переоценки результатов государственной кадастровой оценки земельных участков12.
Значительным пробелом в управлении по использованию природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа является существующие проблемы сохранения и рационального использования торфяных ресурсов. Будучи крупнейшим «нефтяным» регионом Российской Федерации, ХМАО является таким же крупнейшим и по запасам торфа.
На территории округа, кроме заболоченных земель и болот, расположено 2176 торфяных месторождений с площадью в промышленных границах 13182393 га и запасами 44971031 тыс. т торфа (свыше 312 млрд. м3 естественной влажности), что составляют, примерно, 25% российских и 10% мировых запасов торфа. Все эти месторождения имеют государственную регистрацию, кадастровый номер, наименование, нулевую и промышленную границы торфяной залежи, а также утвержденные балансовые или оцененные прогнозируемо запасы торфа.
Анализ территорий наиболее типичных торфяных месторождений ХМАО, расположенных на территории промышленного освоения показывает, что площадей, пригодных для застройки на их территориях (отсутствуют запасы торфа), от 25% до 40% (мелкозалежные окраины, внутренние суходолы). Мировая практика размещение объектов нефтедобычи на заболоченных территориях предполагает использование для этих целей, в основном, мелкозалежных участках болот или внутренних суходолов, не только из-за их надежной эксплуатации в последующем, а также по причине более высокой стоимости поверхности торфяных месторождений, обладающих запасами углеводного сырья, чем поверхности болот, таких запасов не имеющие.
По самой скромной экспертной оценке, безвозвратные потери торфяных ресурсов ХМАО, от нерационального размещения нефтепромысловых объектов на заболоченных территориях, составляют - 20.0 млрд. м3 , а это больше, чем все запасы торфа Ленинградской области.
Отдавая должное нефтяникам-первопроходцам, необходимо отметить, что разработанные более 20 лет назад «Гипротюменьнефтегазом», «Временные нормы проектирования, строительства и эксплуатации объектов Западной Сибири» благополучно стали постоянными и сегодня нуждаются в серьезной корректировке, с учетом требований законодательных актов по недропользованию и охране окружающей среды13.
Проектирование обустройств нефтегазовых месторождений, с учетом рационального природопользования, на заболоченных территориях сократит стоимость их строительства, а также повысит безаварийность будущей эксплуатации нефтепромысловых объектов, что будет способствовать более устойчивому развитию территории в экологическом плане.
Спецификой нашей страны является наличие на ее территории регионов, богатых природными ресурсами федеральной и мировой значимости («сырьевых регионов»). Все эти регионы имеют, как правило, большую протяженность и расположены в центральной части страны. Сочетание факторов исключительной ценности и народнохозяйственной значимости добываемых в них ресурсов и сложных условий их добычи и эксплуатации, а также условий жизни населения ставят неординарную задачу государственного регулирования развития сырьевых территорий и формирования адекватной системы недропользования с учетом особенностей федеративного государственного устройства России.
Новые российские сырьевые компании, к которым относится и ООО «СТРОЙ-ТРАНС», ориентируясь на мировую конъюнктуру цен, сумели существенно нарастить производство и стать реальными инвесторами, что было уже недостижимо в условиях плановой централизованной экономики. В то же время этот рост сопровождался формированием беспрецедентных финансовых потоков и личного состояния новых российских олигархов, проходящих вне государственной казны, в результате чего российский бюджет в огромной мере стал зависеть от успехов развития сырьевого сектора экономики.
После прихода к власти В.В. Путина произошли серьезные изменения в восстановлении функций государственного регулирования экономики при декларируемом соблюдении интересов и прав частного бизнеса. Эти реформы не могли не затронуть важнейший сегмент Российской Федерации и ее экономики - сырьевой сектор и сырьевые регионы, и имеющиеся здесь изменения были весьма существенны. Эти изменения коснулись как процедур контроля за добычей природных ресурсов, так и четко обозначенных стремлений федерального Центра к централизации сверхприбылей («ренты»), возникающих в нефтегазовом секторе.
Тем самым регионы и их население фактически исключаются не только из участия в реальном процессе совместного владения государственным фондом недр, но также в формировании путей и направлений решения принципиальных проблем социально-экономического развития данных регионов».
Проблема разработки теоретико-методологических основ и прикладных аспектов формирования в условиях рыночной экономики рентной политики относится не только к очень сложных, многоаспектных и межотраслевых проблем, но и к недостаточно исследованных. За годы осуществления в нашей стране социально-экономических преобразований и рыночных реформ рентная проблематика продолжает оставаться вне поля зрения ученых и экономистов-теоретиков, несмотря на ее актуальность.
Модернизация экономики, которая основана, исходя из оценки современных тенденций и реальных возможностей, станет невозможной без внедрения научно обоснованной системы рентных отношений и приведения этой важной составляющей государственной политики в соответствии с требованиями рынка и устойчивого развития экономики. На основе рентных отношений, как установлено исследованиями, создаваться благоприятные условия для рационального использования экономического капитала, природных ресурсов, инновационного потенциала, более выгодного вложения средств в различные виды деятельности, и через получение определенной отдачи, для поддержания необходимого уровня социально-экономического роста. Это будет достигаться прежде всего благодаря рациональной организации производства, повышения эффективности распределения и перераспределения рентных доходов, улучшение использования инновационных возможностей и адаптации отраслей экономики к системе международного разделения труда.
Природоресурсная и экономическая рентная составляющая народнохозяйственной прибыли за действующих финансово-экономических механизмов значительной степени теряется для государства. Существенная часть дохода от эксплуатации природных ресурсов и экономического потенциала в современных условиях не поступает в государственный и местные бюджеты. Прежде она фактически присваивается непроизводственными субъектами предпринимательской деятельности (различными посредническими или финансовыми структурами). Неразвитость экономического механизма формирования и реализации рентного дохода вращается в итоге огромными цифрами бюджетных недооплат. Около 80% ежегодных финансовых потоков, которые формируются в результате использования природно-ресурсного потенциала России фактически не контролируются государством и обходят бюджеты, не будучи охваченными соответствующими платежами.
В целом созданная в России система рентного регулирования в сфере природопользования и экологического налогообложения не обеспечили устойчивого прогресса в мобилизации и аккумуляции финансовых ресурсов, а также целевого направления средств на осуществление природоохранной деятельности. Они оказались малоэффективными и как механизм стимулирования этой деятельности. Современный механизм платежей и сборов за использование природных ресурсов, построенных на рентной основе, не адекватно отражает реальные экологические потери общества и не создает достаточной базы природоохранной деятельности. Это негативно влияет на экономику, деформируя процессы ее структурной перестройки, поскольку участники инвестиционной деятельности в таких экономических условиях склонны выбирать энерго и ресурсоемкие проекты. В связи одной из важнейших задач рентной политики является совершенствование механизмов и нормативной базы платности на основе объективных рентных оценок и обеспечения более адекватного финансирования мероприятий по охране и воспроизводству природно-ресурсного потенциала.
Модернизация экономики по природно-ресурсной сфере, на основе совершенствования рентных отношений требует прежде всего утверждения национальной идеологии и разработки концептуальных основ стратегии, которые позволили бы сбалансировать социальные, экономические и экологические факторы, определить и обеспечить оптимальные векторы дальнейшего роста, сконцентрировать национальные усилия для экономического прорыва на базе не догоняющей, что происходило в условиях планово-регулируемой экономики, а опережающей конкурентоспособной экономики.
Нужна новая, более совершенная модель рентной политики, применение которой способствовало бы выходу отраслевых структур экономики из кризисного состояния и дальнейшего развития. Такая модель, по нашему убеждению, должна базироваться на научно обоснованных рыночных рычагах хозяйствования, государственно-регулирующих механизмах налогообложения, нормативно-правовых основах, соответствующем институциональном обеспечении и инновационных процессах, происходящих в рентоносных отраслях экономики.
Рентная природно-ресурсная политика не может эффективно работать и без соответствующего институционального обеспечения отраслей экономики, без учета тенденций развития природно-ресурсной сферы и инновационных процессов, происходящих в рентоносных отраслях экономики.
Рентная политика - составляющая государственной экономической политики, которая основана на определенной научной базе, системе принципов и направлений деятельности. Это по сути соответствующая им совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти, регионального и местного самоуправления в сфере регулирования производства, распределения, потребления, накопления, экспорта и импорта экономического продукта с целью эффективного поиска (обнаружения), аккумуляции, взыскания и использования доходов рентного характера и повышения общественного блага. Рентная политика предполагает использование особого инструментария, а также системного законодательного обеспечения. Как составляющая экономической политики, она, в свою очередь, содержит институциональную, налоговую, ценовую (бюджетно-финансовую в целом), внешнеэкономической (таможенную) и другие составляющие.
Формирования народнохозяйственного комплекса, характеризуется поиском новых путей ускорения социально-экономического развития страны, важное значение приобретает максимальное использование природно-ресурсной, экономической и инновационной ренты как национального достояния в интересах всего общества. С этим связано создание более эффективной налоговой системы и реальных источников доходов бюджета, опираясь на которые можно достичь дальнейшего экономического роста. Природно-ресурсный экономический потенциал рассматривается наряду с инновационным и научно-техническим как один из важнейших составляющих этого процесса.
Природно-ресурсная рента - категория рентного дохода, которая возникает в результате хозяйственной деятельности, связанной с использованием в общественном производстве как средств производства природных ресурсов, количество которых ограничено и которые характеризуются исчерпаемостью или восстановимостью.
Этот рентный доход распределяется между владельцем природного ресурса - государством (его органами) или любым субъектом, на праве собственности которого в форме владения находится природный ресурс, и пользователем этого ресурса - субъектом хозяйствования, в соответствии с законодательством является собственником продукции, произведенной в процессе пользования природными ресурсами.
Экологический и социально-экономического роста и актуальность задач по более эффективной рентной политики привлекло в последнее время внимание многих ученых и ответственных работников правительственных учреждений к решению проблемы ренты и рентных отношений в России. Государство, по их мнению, теряет контроль над рентой, а это лишает народное хозяйство важного ресурса для развития, приводит к существенным финансовым потерям непосредственных товаропроизводителей. Основой такой ситуации является слабость государственного регулирования, деформация и неполнота рыночных механизмов, монополизм непроизводственных структур и т.п., что порождает масштабное перераспределение и необоснованное присвоение ренты.
Рентная политика и присущие ей специфические механизмы регулирования требуют взвешенности и последовательности, а затем должны опираться на научно разработанные подходы. Сегодня Россия рискует допустить роковую ошибку, не использовав рентный доход от природных ресурсов, прежде всего энергетических, земельных и инновационных, для необходимого вложения средств в создание современных высоких технологий и подготовку квалифицированных кадров для обеспечения устойчивого экономического развития в нынешнем тысячелетии. Других финансовых возможностей, чем предупреждения неэффективного использования природных богатств, в государстве просто нет.